Умственный труд
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля умственного компонента, что приводит к стиранию граней между умственным и физическим трудом.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
0ператорский труд.
В условиях современного механизированного производства основными становятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятельность.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Так, например, труд телефонисток характеризуется переработкой большого объем информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряжённостью.
Управленческий труд
труд руководителей учреждении, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Творческий труд
(научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы) — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд преподавателей и медицинских работников
отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов
характеризуется, напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.
При умственной работе обостряются восприятие, внимание, память.
Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения тестовых задач и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). Умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга Усиливается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга.
При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15 – 20% от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2%, от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 - 6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.
Любая умственная работа, в особенности работа оператора, сопровождается определенным нервно-эмоциональным напряжением, причем для каждого, рода деятельности необходим определенный оптимум эмоционального напряжения. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, - ее опасность, ответственность. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, энергетического обмена; повышению тонуса мускулатуры.
Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Однако при отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – 94%, у операторов вычислительных машин – 60 – 100%.
При нервно-эмоциональном напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.
При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Умственная работа, связанная с нервно-эмоциональным напряжением, вызывает повышение активности симпатико-адреномедулярной, гипоталамо-гипофизарной, кортикальной систем. При эмоциональном возбуждении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличивается содержание в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы, изменяющих минеральный обмен и повышающих возбудимость нейронов.
Оптимизация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хронического нервно-эмоционального напряжения.
При разработке рациональных режимов труда и отдыха необходимо учитывать тот факт, что при умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания умственной работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и истощение ЦНС умственной работе, чем при физической.
Н.Е. Введенскому принадлежит классическое высказывание: «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». Им же были сформулированы общие основные физиологические условия продуктивной умственной работы.
1. В работу следует «входить» постепенно. Это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.
2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
3. Следует придерживаться обычной последовательности и систематичности в работе, что обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.
4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.
5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.
Таким образом, происходит совершенствование и автоматизация навыков в умственной, особенно в операторской работе.
Оптимизации умственной деятельности, как и любой деятельности, способствует благоприятное отношение общества к труду, а также благоприятный психологический климат на производстве.
- Глава 1 6
- Глава 2 26
- Глава 3 75
- Глава 4 101
- Глава 5 119
- Глава 13 234
- Глава 23 411
- Основные этапы развития гигиены труда
- Гигиена труда на этапе ускорения научно-технического прогресса
- Глава 2 основы физиологии и психологии труда
- Физиология труда
- Классификация основных форм трудовой деятельности.
- Формы труда, требующие значительной мышечной активности.
- Групповые формы труда – конвейеры.
- Механизированные формы труда.
- Формы труда, связанные с частично автоматизированным производством.
- Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.
- Общие закономерности регуляции рабочей деятельности человека Принципы центральной нервной регуляции трудовой деятельности.
- Статическая работа
- Умственный труд
- Работоспособность и ее динамика
- Утомление
- Классификация тяжести и напряженности труда
- Основные пути борьбы с утомлением
- Психология труда
- Методы психологии труда
- Психологические подходы к изучению профессии
- Глава 3
- Основные параметры микроклимата
- Влияние низких температур на организм
- Профилактика перегревания и переохлаждения организма
- Глава 4 электромагнитные, электрические и магнитные поля
- Электромагнитные поля радиочастот
- Области использования электромагнитных полей радиочастот
- Биологическое действие эмп радиочастот
- Гигиеническое нормирование эмп радиочастот
- Защитные мероприятия при работе с источниками эмп
- Импульсные электромагнитные поля низкой частоты
- Биологическое действие низкочастотного импульсного магнитного поля
- Способы и принципы защиты
- Электрические поля токов промышленной частоты
- Влияние на организм
- Гигиеническое нормирование электрических полей и средства защиты
- Статическое электричество
- Биологическое действие
- Гигиеническое нормирование электростатических полей
- Методы и средства защиты
- Глава 5 лазерное излучение
- Применение лазеров в промышленности и медицине
- Условия труда при использовании лазеров
- Биологическое действие лазерного излучения
- Предельно допустимые уровни облучения
- Профилактические мероприятия
- Глава 6 ультрафиолетовое излучение
- Производственные источники уф-излучения
- Биологическое действие
- Изменения воздушной среды под влиянием уф излучения
- Гигиеническое нормирование и меры защиты
- Глава 7 атмосферное давление
- Повышенное атмосферное давление
- Кессонные работы
- Водолазные работы
- Биологическое действие повышенного атмосферного давления
- Профилактические мероприятия
- Пониженное атмосферное давление
- Профилактические мероприятия
- Глава 8 производственный шум
- Биофизика слухового восприятия
- Действие шума на организм
- Гигиеническое нормирование шума
- Профилактические мероприятия
- Глава 9 производственная вибрация
- Источники вибрации
- Действие вибрации на организм
- Вибрационная болезнь
- Глава 10 ультразвук и инфразвук ультразвук
- Области использования ультразвука
- Действие ультразвука на организм
- Оздоровление условий труда
- Инфразвук
- Биологическое действие
- Гигиеническое нормирование и меры защиты
- Глава 11. Производственная пыль
- Понятие и классификация пыли
- Гигиеническое значение физико-химических свойств пыли
- Влияние пыли на организм
- Пылевые заболевания легких
- Пылевые заболевания глаз
- Заболевания кожи от воздействия пыли
- Меры профилактики пылевых заболеваний
- Гигиеническое нормирование.
- Технологические мероприятия.
- Санитарно-технические мероприятия.
- Индивидуальные средства защиты.
- Лечебно-профилактические мероприятия.
- Глава 12. Производственные яды
- Классификации производственных ядов
- Общая характеристика действия ядов
- Пути поступления производственных ядов в организм
- Распределение, превращение и выделение ядов из организма
- Условия, влияющие на характер и силу токсического действия
- Адаптация к ядам
- Острые и хронические профессиональные отравления.
- Отдаленные последствия влияния ядов на организм
- Основы токсикометрии
- Принципы установления предельно допустимых концентраций (пдк) в воздухе рабочей зоны
- Гигиеническая стандартизация химического сырья и готовых продуктов
- Глава 13 токсикология основных производственных ядов Металлы и их соединения
- Раздражающие газы
- Органические растворители.
- Амидо- и нитросоединения
- Пестициды и биопрепараты.
- Гигиеническая классификация
- Токсикологическая характеристика
- Основные меры профилактики
- Глава 14 производственные канцерогенные факторы
- Классификация
- Пути профилактики
- Глава 15 профессиональные зооантропонозы
- Классификация
- Пути профилактики
- Глава 16. Заболеваемость работающих
- Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- Профессиональная заболеваемость
- Глава 17 гигиена труда женщин и подростков Гигиена труда женщин
- Гигиена труда подростков
- Глава 18 вентиляция производственных помещений
- Виды производственной вентиляции
- Санитарно-гигиенические требования к вентиляции
- Глава 19 гигиенические основы производственного освещения
- Основные светотехнические понятия и единицы
- Основные зрительные функции и их зависимость от освещения
- Гигиенические требования к производственному освещению
- Виды и системы производственного освещения
- Нормативы искусственного освещения
- Нормативы естественного освещения
- Глава 20 средства индивидуальной защиты
- Средства индивидуальной защиты органов дыхания (сизод)
- Средства защиты головы
- Средства защиты глаз и лица
- Средства защиты органа слуха
- Глава 21 организация, содержание, формы и методы работы врача по гигиене труда Основные законодательные документы по гигиене и охране труда
- Формы и методы работы врача по гигиене труда
- Гигиенические требования к проектированию и строительству предприятий
- Часть вторая
- Гигиена труда в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства
- Глава 22
- Гигиена труда в горнодобывающей промышленности
- Добыча угля подземным способом
- Технология добычи угля
- Характеристика условий труда
- Заболеваемость рабочих
- Оздоровительные мероприятия
- Добыча руды подземным способом
- Технология добычи руды
- Характеристика условий труда
- Заболеваемость рабочих
- Заболеваемость рабочих
- Глава 23
- Глава 24
- Глава 25
- Глава 26
- Глава 27
- Глава 28
- Глава 29
- Гигиена труда при возделывании зерновых культур
- Гигиена труда при возделывании сахарной свеклы
- Гигиена труда в хлопководстве
- Гигиена труда в тепличных хозяйствах
- Гигиена труда при применении пестицидов
- Глава 30 гигиена труда в животноводстве
- Условия труда животноводов
- Заболеваемость животноводов
- Оздоровительные мероприятия
- Важнейшие термины по гигиене труда