Послесловие
Представленный вариант лекционного курса по валеологии был уже написан и находился в верстке, когда автор, после неоднократных доверительных бесед с рецензентами, академиками РАМН проф. Ю.П. Лисицыным и проф. Н.А. Агаджаняном, решил вновь апробировать, «обкатать» лекции с учетом исправлений и замечаний.
Внесение новых статистических данных по состоянию здоровья и введение новой лекции – «Здоровье населения гг. Москвы, Санкт-Петербурга и других промышленных городов России» вызвало большую заинтересованность студентов. С этой целью из лекции приходилось выбирать наиболее главную и интересную информацию, чтобы уложиться в отведенное время. Наиболее актуальные лекции по алкоголизму, аборту, венерическим заболеваниям и наркомании возможно разделить на две части.
Считаю возможным, что и подтверждается практикой, дальнейшее совершенствование и обновление лекционного курса по валеологии в будущем.
Тем более что, учитывая бурный поток нахлынувшей информации по проблемам здоровья, захлестнувший «своей осведомленностью» не только бульварную литературу, которая имеет порой очень далекое представление о медицине и дающую вроде бы убедительные советы по всем вопросам оздоровления нации, но и центральные издания, назрела существенная необходимость дать студентам, а особенно людям, чей груд связан с работой будущего поколения, четкую научно-обоснованную трактовку науки о здоровье от квалифицированных специалистов – врачей.
Хочется обратиться к своим коллегам – специалистам в области биологии и медицины и другим специалистам:
«Господа коллеги, товарищи! Наука валеология бурно внедряется в сознание людей. Это очень нужная, современная и популярная (если хотите) область знаний. Но прошу Вас не использовать ее, вернее не «натаскивать» на другие узкие специфические области знаний.
Посмотрите различные издания за 1998 год. Любая отрасль медицины, включая кибернетику, микробиологию, биофизику, нейрофизиологию, анатомию и эмбриологию, окрашивается валеологией. Вполне понятно: коммерция, реклама – модно, популярно! Я специально не называю номера журналов, книг, брошюр, чтобы не обидеть авторов, понимая, что это труд адский – создать учебник, написать книгу. Но, господа, есть же свои профильные журналы, материалы конференций и съездов. Там будут понятны и вполне приемлемы результаты научных поисков, безусловно направленные на сохранение (вернее на изучение) здоровья человека. Но это не валеологические проблемы в чистом понимании Valeologia.
Лекционный курс по валеологии можно трактовать с различных позиций. Автор предпочел, исходя из многолетнего опыта работы в высшей школе, чтения лекций на курсах повышения квалификации и в обществе «Знание», преподнести материал с медико-социальным и психологическим уклоном.
Солидарен с профессорами Н.А. Агаджаняном и Л.З. Телем, которые придерживаются точки зрения, что «наиболее валидным, доходчивым и интересным нужно считать лекционный курс, а не учебник по научной дисциплине, даже если они будут трактоваться по-разному». Лекции, являясь менее декларативными, допускают относительно свободную форму изложения материала. Это вызывает творческий интерес у студентов. Сравнение различных источников из сложившихся научных школ идет только на пользу учебному процессу.
Соблюдая этические и деонтологические принципы, автор постарался изложить проблемы доходчиво, в соответствии с действительностью.
«Если существует проблема – лучше о ней сказать честно!» Таков девиз данной книги.
Второе издание учебника включает в себя прочитанные и усовершенствованные в учебно-педагогическом процессе лекции. Необходимость включения студенческих рефератов обусловлена большой заинтересованностью со стороны студентов. Рефераты отобраны из более, чем 500 защищенных курсовых работ на различных факультетах, представляют собой интересующие молодых педагогов темы. Они как бы расширяют курс лекций, интеллектуальные возможности авторов.
Подготовлены новые три лекции, которые проходят «обкатку» в аудиториях. В последующем они будут опубликованы.
- Валеология
- Предисловие
- Введение Светлой памяти
- Лекция первая. Введение в валеологию Социальные, медицинские и психологические аспекты науки
- Слово о здоровье
- Факторы, влияющие на здоровье
- Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности
- Определение здоровья
- Оценка состояния здоровья
- I. Медико-демографические показатели.
- II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
- III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
- IV. Показатели физического развития населения.
- Лекция вторая. Понятие «образ жизни». Проблемы в формировании здорового образа жизни Аспекты, характеризующие зож
- Законодательные акты по оздоровлению нации
- Понятия «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность»
- Медицинские термины
- Статистика не в пользу здоровья
- Лекция третья. Образ жизни - основной вопрос медицины Две сферы образа жизни
- Медицинская активность
- Содержание факторов зож
- Гигиена сна
- Гигиенические основы и разновидности питания
- Модные системы питания
- Лекция четвертая. Здоровый образ жизни - основа долголетия Медико-социальные проблемы
- Стратегия жизни долгожителя
- Психофизиологические аспекты
- Сколько может прожить человек
- А возможность искусственного омоложения?
- Третий акт жизненного пути
- Известное об известном
- Лекция пятая. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания Вечная проблема
- Теоретические воззрения сексуальности
- Физиологические основы сексуальности
- Секс, бизнес и мораль
- Нравственность закладывается в семье
- Расшифруем понятия
- Лекция шестая. Анатомо-физиологические основы полового развития Сходство и различия
- Периоды полового созревания и развития
- Половое развитие женщины
- Лекция седьмая. Психология интимных отношений Юридические основы брака
- Мелочи жизни?
- Вершина чувств
- Проблемы, о которых не говорят вслух
- Лекция восьмая. Венерические заболевания и их профилактика Социальная значимость темы
- Исторический экскурс
- Трихомониаз
- Грозный и неизлечимый спид
- Проявление болезни
- Развитие эпидемии
- Передача вируса
- Распространение эпидемии
- Симптомы спиДа
- Азбука профилактики
- Лекция девятая. Аборт, алкоголизм и атеросклероз как угроза цивилизации
- Аборт и право на жизнь
- Социальные, юридические и медицинские аспекты
- Аборт – неблагоприятный фактор, влияющий на зож
- Медицинские показания
- Осложнения аборта
- Правила гигиены тела
- Предупреждение беременности
- Аборт влияет на психику женщины
- Методы прерывания беременности
- Послесловие
- Лекция десятая. Алкоголизм и алкоголизация Социальные проблемы
- Алкоголизм – болезнь или распущенность
- А как же традиции...
- Причины алкоголизма
- Стадии алкоголизма
- Алкоголь и потомство
- Семья и потомство
- Пагубность семейного алкоголизма
- Коррекция нервно-психических нарушений у детей
- Профилактика алкоголизма
- Лекция одиннадцатая. Атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, ишемическая и коронарная болезни сердца Болезни цивилизации
- Современный взгляд на проблему
- Необходимость заставляет каждого знать
- Лекция двенадцатая. Пагубность вредных привычек. Наркомания, токсикомания и курение Молодежь и наркотики
- Вредные привычки и факторы зависимости
- Причины лекарственной зависимости
- Возраст и наркотики
- Как распознать будущего наркомана и токсикомана
- Опасности, которые грозят организму
- Где же источник зелья?
- Курение и здоровье
- Каковы причины смертности?
- Психология курения
- Лекция тринадцатая. Здоровье населения гг. Москвы, санкт-петербурга и других промышленных городов россии Где и кому живется лучше
- Население России вымирает
- Проблемы здоровья мигрантов
- Образ жизни и здоровье мигрантов
- Особенности здоровья беженцев и вынужденных переселенцев
- Лекция четырнадцатая. Здоровье брошенных детей Вместо вступления
- Здоровы ли наши дети?
- А сейчас о главном....
- Лекция пятнадцатая. Движение - жизнь Потребность или стремление к «щадящему режиму»
- Ребенок и движение
- Чтобы преодолеть собственную инерцию...
- С чего необходимо начинать
- Врачебный контроль и медицинские советы
- Традиционные и нетрадиционные средства
- Воспользуйтесь советами врача
- Лекция шестнадцатая. Медико-биологическая реабилитация студентов Что надо знать
- Методика аутотренинга
- Формулы аутотренинга
- Метод омолаживания
- Рекомендуемые темы рефератов
- 8. Социально-экологическая категория образа жизни. Рациональное питание взрослых и детей.
- 9. Рациональное питание, как один из критериев здорового образа жизни человека.
- 10. Уровень жизни. Питание и здоровье дошкольников.
- 22. Проблемы женского алкоголизма.
- Реферат
- Миф: Женщины хотят быть вечно молодыми (по материалам Интернета) Содержание
- Предисловие
- Кто верит в это?
- А если заглянуть глубже и сказать правду
- Практическое приложение правды
- Заключение
- Литература
- Стиль жизни, как социально-психологическая категория Понятие образа жизни
- Проблема «Человек и вещь»
- Тип современного нигилиста и скептика
- Потребность алкоголя – неразумная потребность
- Наркомания – символ беспроблемности, немедленного удовлетворения всех потребностей
- Активная жизненная позиция
- Забота о здоровье не есть частное дело
- Психофизиологическая удовлетворенность в семье Здоровье и здоровый образ жизни
- Семья – как духовно-психологическая общность
- Взаимоуважение – показатель дружбы и доверия
- Доверие в семье
- Дисгармония и отчуждение
- Культура общения
- Решение спорных вопросов
- Искусство предотвращать конфликт
- А как за рубежом?
- Правильное питание как фактор здорового образа жизни Питание и здоровье
- Режим, ритм и эстетика питания
- Пища, которую следует избегать
- Пища, богатая кальцием, необходима
- Как, когда и сколько есть?
- Как строится рацион питания
- А когда следует кушать
- Три правила питания
- Вода – это жизнь Введение
- Вода и процессы в организме человека
- Эта разная вода
- Факторы воздействия на человека холодной природной воды
- Использовать воду надо разумно
- Заключение
- Биоритмы и их значение в режиме дня школьника Ритмы жизни
- Биоритмы и жизнедеятельность
- Суточные ритмы
- Ритм температуры тела
- Развитие ритмов
- Значение сна и бодрствования
- Три принципа сна
- Хронобиологическая характеристика
- Ритм потребности в питании
- Сезонные ритмические колебания
- Возрастная биоритмология
- Женщина становиться матерью Зарождение новой жизни
- Неужели беременна?
- Гигиена беременной женщины
- Беременность и вредные привычки
- Питание беременной
- Ограничения в питании
- Курение, потомство и мы
- Курить – здоровью вредить
- Биологическая роль мужчины
- Детородная функция женщины
- Развитие плода
- Последствия никотинового зачатия
- Никотин и гены
- Итак, кратко
- Женщина в климакретическом периоде Что такое климактерический период?
- Поздний климакс
- Ранний климакс
- Опасность преждевременного климакса
- Противозачаточные таблетки и их влияние на организм
- В плену у состарившегося тела
- Профилактика климакса
- Поза плуга и ее варианты
- Десять заповедей здоровья
- Примерные темы семинарских занятий
- Послесловие
- Литература
- Что еще почитать
- Содержание
- Б. Н. Чумаков
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7