Введение Светлой памяти
родителей
посвящаю
Мир подходит к третьему тысячелетию, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний, научные открытия атома – как смертоносного орудия и т.д.).
Достигнув колоссальных успехов в технике и науке благодаря «взрыву» научно-технического прогресса, человечество сравнилось по своим возможностям с природой, окружающей его средой, а возможности его (человечества) неограниченны и созидательные способности будущих открытий никем не спрогнозированы.
Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос, а новые успехи предопределены профессионализмом и теми знаниями, которые они получат в стенах учебных заведений самостоятельно или переосмысливая многочисленные потоки информации по научным трудам, высказываниям, выступлениям и диспутам.
Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к выпускнику гуманитарного вуза, невыполнение которых грозит «профессиональной недоученностью», а это – почти катастрофа. «Катастрофа недоучки» порождает размножение подобных в различных областях науки, педагогике, медицине, искусстве.
Высокий профессионализм педагога, крепкое здоровье и творческое долголетие – пожалуй, основные стержни жизненного успеха специалиста.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить (высокая жизненная позиция), успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.
Как отмечают ученые: «Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяются уровнем интеллектуального и нравственного потенциала». Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми запасами знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела – это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья как о динамичном процессе, который также улучшается или ухудшается, т.е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания (имеется в виду эколого-географическое положение, экстремальность трудовой деятельности, мини- и макроокружение личности, социальный статус семьи и психофизиологическая устойчивость личности).
Учитывая первостепенную роль в обществе здоровья инвалидов, можно судить об уровне общественного здоровья.
«Народ здоров, если здорово общество»,– так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчеркивается важность главного для созидания – здоровья человека.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от ряда факторов. Если изобразить их схематично, то они представляют собой схему из 3-х понятий:
а) биологические возможности человека;
б) социальная среда;
в) природно-климатические условия.
По данным известного ученого, академика РАМН Ю.П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50–55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20–25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и на долю недостатков и дефектов здравоохранения отводится 10%.
Эти данные, как модель состояния здоровья, отражают многочисленные результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на здоровье, заболеваемость или болезненность отдельных групп населения, регионов, конкретных людей, занятых в той или иной сфере трудовой деятельности.
Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, и составляет основу науки о здоровье – валеологии.
Нам представляется важным в предлагаемой книге, вернее, учебном пособии по Валеологии, выделить основное положение – что здоровый образ жизни является стержнем данной науки. От него зависит здоровье и долголетие.
Избранные лекции, в которых отражено содержание данной науки с учетом программы, рассчитаны на студентов педагогического профиля, а также на студентов медицинских училищ, учащихся колледжей, гимназий и лицеев.
Выпуск данного учебного пособия можно считать первой попыткой к созданию учебника для студентов независимо от профиля специализации. Книга рассчитана также на широкий круг читателей, чья специальность предусматривает работу с подрастающим поколением: обучением, воспитанием, лечением, профилактикой, оказанием моральной, психологической и физической помощи.
Автор книги попытался привлечь внимание преподавателей, студентов и широкий круг читателей на основе 30-летнего педагогического опыта в высших учебных заведениях г. Москвы к проблемам профилактической, социальной медицины и психологической реабилитации. Представленные лекции отражают проблемы, связанные со здоровьем, в настоящее время.
Как рассматривать влияние нездорового образа жизни на здоровье, на психологический климат в семье, работу, учебу? Как трактовать деятельность людей, индивидуума в зависимости от социально-экономических, политических, бытовых, стрессовых ситуаций, влияющих на сохранение, укрепление и улучшение здоровья? Эти и другие вопросы рассматривает наука о здоровье – валеология.
Наш предмет прост на слух и восприятие, но по значимости превосходит отдельные общественные науки, потому что он очень жизнеобилен по комплектности подхода. Взгляните на содержание – медицина от зачатия до старения, заболеваемость, смертность, психология быта, общения, психология интимных отношений, профилактика венерических заболеваний, состояние здоровья жителей гг. Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных промышленных городов, здоровье переселенцев, методы психофизической реабилитации и т.д.
Рассматриваются актуальные вопросы болезней цивилизации (сердечно-сосудистые), включая знаменитые три «А» – атеросклероз, алкоголизм, аборт. В лекциях отражены социально-психологические вопросы пола и интимных отношений, контрацепции, вредных привычек (токсикомания, курение). Рассматриваются различные виды питания, психогигиена двигательной активности и другие значимые вопросы здоровья.
В лекционном материале предлагается краткий словарь медицинских терминов. Это не дань моде, а научные расшифровки, которыми должны владеть будущие педагоги. Уметь их трактовать и не краснеть, когда ученик будет спрашивать о чем-то интимном и запретном. Знание – из первоисточника! Таков девиз валеологии.
В заключение даются примерные темы рефератов по валеологии и темы семинарских занятий на различных факультетах.
В лекциях использована информация из доступных документов Минздрава РФ, Госкомстата РФ, отчетов ВОЗ, книг, журналов, газет, исследований, диссертаций и публикаций многочисленных конференций самого широкого уровня за последние годы.
Основное направление лекционного курса по валеологии и близкой к ней санологии – трактовка современного материала в соответствии со школой академика Ю.П. Лисицына, учеником которой является автор.
Любые критические замечания, дополнения и пожелания будут приняты автором с благодарностью и ответственностью при переработке в последующих публикациях и переиздании учебника.
Особую благодарность автор выражает своему учителю и наставнику, академику РАМН, профессору Юрию Павловичу Лисицыну, а также академику РАМН, профессору Николаю Александровичу Агаджаняну, взявших на себя труд рецензирования данного учебного пособия.
Прошел год со дня выхода данного учебника, т.е. его первого издания. За истекший период на книгу пришло более 25 отзывов с различных регионов России, не считая личных бесед со своими коллегами по научно-педагогической деятельности. Безусловно, я воспользовался советами и критическими замечаниями при переиздании данного труда с учетом пожеланий. Сделаны исправления, добавлен новый статистический материал по отдельным лекциям. Написана новая лекция «Здоровье брошенных детей», которая вызвала большой интерес у слушателей как педагогических университетов, так и у студентов медицинских факультетов.
В настоящее время написана лекция «Основы полового воспитания», но не включенная в книгу только из-за тактических соображений. Дело в том, что эту проблему никак не могут «воспроизвести на свет и узаконить» различные комиссии, создающиеся при Мин. образовании, Госдумы и др. организаций.
Хотя... эта проблема давным-давно решена жизнью! Я подчеркиваю в одной из лекций, что еще в 1976 г данную тему читал в различных школах г. Москвы. Лекции пользовались большим успехом, и отзывы учителей и родителей, которым не возбранялось присутствовать на данных лекциях (вспомните, какой уклад жизни был тогда и кто правил идеологией сознания), были весьма лестными. Да что лукавить, пол-Европы давно ввели в школьные программы курс по гигиене полового воспитания.
Поэтому читаю, переписываю, модернизирую данную лекцию ежегодно и еще раз подчеркиваю и выделяю – валеологию должен читать в школе, колледже, медицинских училищах и педагогических вузах специалист, имеющий медицинское образование! Только медицинское! Допускаю, в крайнем случае, что ее может прочесть биолог, но... подчеркиваю – в крайнем случае. Эта мысль подтверждена многолетней практикой и наблюдениями.
Не хочу обидеть опытных биологов, но специфика медицинских знаний и специальной терминологии... должна быть обусловлена клиническим мышлением и знанием медицины. Хотя за последние годы (посмотрите на обновленный список литературы) о здоровье пишут инженеры, геологи и домохозяйки...
Допускаю демократичность печатного листка, но... считаю, в чем убежден – сталь должен варить сталевар, лечить – врач, учить – педагог!!!
Но, к сожалению, специалистов-валеологов пока еще не готовят вузы России. Наиболее приемлемый путь, который в настоящее время должен быть официально (юридически) признан на уровне Департаментов образования губерний (областей), городов и т.д.,– это переподготовка специалистов, биологов. Инициатива должна исходить из регионов, где особенно ощущается нехватка данных специалистов. Курсы переподготовки или повышения квалификации завершаются получением сертификата или удостоверения после специальной переаттестации.
Думаю, наиболее совершенной формой переподготовки специалистов-валеологов будет объединение отдельных городов и регионов с целью приглашения ведущих специалистов из других городов России. Это экономично и рентабельно для заказчика. Нет необходимости посылать тысячи бедствующих педагогов в центр.
Еще раз хочу подчеркнуть, и это доказано жизнью, что валеологию должны читать специалисты разных научных школ. Это вызовет интерес и желание педагога найти истину в валеологнческих познаниях.
Рецензенты книги академики РАМН, профессора Ю.П. Лисицын и Н.А. Агаджанян одобрили новое издание «Валеологии», порекомендовав внести лекции по половому воспитанию, экологии и здоровью, которые были представлены на рецензию. Думаю, что и эти лекции будут опубликованы в последующих переизданиях. Надеюсь, что данный учебник будет также популярен и полезен, как и первый (судя по отзывам и реализации), для многочисленной аудитории студентов, преподавателей и специалистов по валеологии. Буду признателен всем, кто даст любой совет и пожелания с целью совершенствования данной книги.
Автор выражает искреннюю благодарность своим единомышленникам и доброжелателям, коллективу кафедры анатомии, физиологии и валеологии МГПУ за поддержку при издании учебника, преподавателям кафедры социальной медицины и организации здравоохранения Российского государственного медицинского университета, коллегам кафедры по физической реабилитации и промышленной безопасности и охраны окружающей среды ГАНГ им. И.М. Губкина, где прошло мое становление как преподавателя высшей школы.
Б.Н. Чумаков,
академик Академии полярной
медицины и экстремальной
экологии человека,
доктор медицинских наук,
профессор.
- Валеология
- Предисловие
- Введение Светлой памяти
- Лекция первая. Введение в валеологию Социальные, медицинские и психологические аспекты науки
- Слово о здоровье
- Факторы, влияющие на здоровье
- Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности
- Определение здоровья
- Оценка состояния здоровья
- I. Медико-демографические показатели.
- II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
- III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
- IV. Показатели физического развития населения.
- Лекция вторая. Понятие «образ жизни». Проблемы в формировании здорового образа жизни Аспекты, характеризующие зож
- Законодательные акты по оздоровлению нации
- Понятия «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность»
- Медицинские термины
- Статистика не в пользу здоровья
- Лекция третья. Образ жизни - основной вопрос медицины Две сферы образа жизни
- Медицинская активность
- Содержание факторов зож
- Гигиена сна
- Гигиенические основы и разновидности питания
- Модные системы питания
- Лекция четвертая. Здоровый образ жизни - основа долголетия Медико-социальные проблемы
- Стратегия жизни долгожителя
- Психофизиологические аспекты
- Сколько может прожить человек
- А возможность искусственного омоложения?
- Третий акт жизненного пути
- Известное об известном
- Лекция пятая. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания Вечная проблема
- Теоретические воззрения сексуальности
- Физиологические основы сексуальности
- Секс, бизнес и мораль
- Нравственность закладывается в семье
- Расшифруем понятия
- Лекция шестая. Анатомо-физиологические основы полового развития Сходство и различия
- Периоды полового созревания и развития
- Половое развитие женщины
- Лекция седьмая. Психология интимных отношений Юридические основы брака
- Мелочи жизни?
- Вершина чувств
- Проблемы, о которых не говорят вслух
- Лекция восьмая. Венерические заболевания и их профилактика Социальная значимость темы
- Исторический экскурс
- Трихомониаз
- Грозный и неизлечимый спид
- Проявление болезни
- Развитие эпидемии
- Передача вируса
- Распространение эпидемии
- Симптомы спиДа
- Азбука профилактики
- Лекция девятая. Аборт, алкоголизм и атеросклероз как угроза цивилизации
- Аборт и право на жизнь
- Социальные, юридические и медицинские аспекты
- Аборт – неблагоприятный фактор, влияющий на зож
- Медицинские показания
- Осложнения аборта
- Правила гигиены тела
- Предупреждение беременности
- Аборт влияет на психику женщины
- Методы прерывания беременности
- Послесловие
- Лекция десятая. Алкоголизм и алкоголизация Социальные проблемы
- Алкоголизм – болезнь или распущенность
- А как же традиции...
- Причины алкоголизма
- Стадии алкоголизма
- Алкоголь и потомство
- Семья и потомство
- Пагубность семейного алкоголизма
- Коррекция нервно-психических нарушений у детей
- Профилактика алкоголизма
- Лекция одиннадцатая. Атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, ишемическая и коронарная болезни сердца Болезни цивилизации
- Современный взгляд на проблему
- Необходимость заставляет каждого знать
- Лекция двенадцатая. Пагубность вредных привычек. Наркомания, токсикомания и курение Молодежь и наркотики
- Вредные привычки и факторы зависимости
- Причины лекарственной зависимости
- Возраст и наркотики
- Как распознать будущего наркомана и токсикомана
- Опасности, которые грозят организму
- Где же источник зелья?
- Курение и здоровье
- Каковы причины смертности?
- Психология курения
- Лекция тринадцатая. Здоровье населения гг. Москвы, санкт-петербурга и других промышленных городов россии Где и кому живется лучше
- Население России вымирает
- Проблемы здоровья мигрантов
- Образ жизни и здоровье мигрантов
- Особенности здоровья беженцев и вынужденных переселенцев
- Лекция четырнадцатая. Здоровье брошенных детей Вместо вступления
- Здоровы ли наши дети?
- А сейчас о главном....
- Лекция пятнадцатая. Движение - жизнь Потребность или стремление к «щадящему режиму»
- Ребенок и движение
- Чтобы преодолеть собственную инерцию...
- С чего необходимо начинать
- Врачебный контроль и медицинские советы
- Традиционные и нетрадиционные средства
- Воспользуйтесь советами врача
- Лекция шестнадцатая. Медико-биологическая реабилитация студентов Что надо знать
- Методика аутотренинга
- Формулы аутотренинга
- Метод омолаживания
- Рекомендуемые темы рефератов
- 8. Социально-экологическая категория образа жизни. Рациональное питание взрослых и детей.
- 9. Рациональное питание, как один из критериев здорового образа жизни человека.
- 10. Уровень жизни. Питание и здоровье дошкольников.
- 22. Проблемы женского алкоголизма.
- Реферат
- Миф: Женщины хотят быть вечно молодыми (по материалам Интернета) Содержание
- Предисловие
- Кто верит в это?
- А если заглянуть глубже и сказать правду
- Практическое приложение правды
- Заключение
- Литература
- Стиль жизни, как социально-психологическая категория Понятие образа жизни
- Проблема «Человек и вещь»
- Тип современного нигилиста и скептика
- Потребность алкоголя – неразумная потребность
- Наркомания – символ беспроблемности, немедленного удовлетворения всех потребностей
- Активная жизненная позиция
- Забота о здоровье не есть частное дело
- Психофизиологическая удовлетворенность в семье Здоровье и здоровый образ жизни
- Семья – как духовно-психологическая общность
- Взаимоуважение – показатель дружбы и доверия
- Доверие в семье
- Дисгармония и отчуждение
- Культура общения
- Решение спорных вопросов
- Искусство предотвращать конфликт
- А как за рубежом?
- Правильное питание как фактор здорового образа жизни Питание и здоровье
- Режим, ритм и эстетика питания
- Пища, которую следует избегать
- Пища, богатая кальцием, необходима
- Как, когда и сколько есть?
- Как строится рацион питания
- А когда следует кушать
- Три правила питания
- Вода – это жизнь Введение
- Вода и процессы в организме человека
- Эта разная вода
- Факторы воздействия на человека холодной природной воды
- Использовать воду надо разумно
- Заключение
- Биоритмы и их значение в режиме дня школьника Ритмы жизни
- Биоритмы и жизнедеятельность
- Суточные ритмы
- Ритм температуры тела
- Развитие ритмов
- Значение сна и бодрствования
- Три принципа сна
- Хронобиологическая характеристика
- Ритм потребности в питании
- Сезонные ритмические колебания
- Возрастная биоритмология
- Женщина становиться матерью Зарождение новой жизни
- Неужели беременна?
- Гигиена беременной женщины
- Беременность и вредные привычки
- Питание беременной
- Ограничения в питании
- Курение, потомство и мы
- Курить – здоровью вредить
- Биологическая роль мужчины
- Детородная функция женщины
- Развитие плода
- Последствия никотинового зачатия
- Никотин и гены
- Итак, кратко
- Женщина в климакретическом периоде Что такое климактерический период?
- Поздний климакс
- Ранний климакс
- Опасность преждевременного климакса
- Противозачаточные таблетки и их влияние на организм
- В плену у состарившегося тела
- Профилактика климакса
- Поза плуга и ее варианты
- Десять заповедей здоровья
- Примерные темы семинарских занятий
- Послесловие
- Литература
- Что еще почитать
- Содержание
- Б. Н. Чумаков
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7