Возрастная биоритмология
Все, что было сказано до этого, относилось, в основном, к взрослому организму. А как обстоит дело с возрастной биоритмологией? Хотя эти вопросы еще не были хорошо изучены, можно сформулировать следующее положение: суточные биоритмы, их проявления не имеются в готовом и законченном виде у новорожденного, а формируются в онтогенезе.
У новорожденного ребенка, при измерении у него температуры тела, не обнаруживается заметная разница в показателях утренней, дневной и вечерней температур. Такие различия появляются на втором месяце жизни. Более заметными они становятся позже за счет снижения температуры поздним вечером.
Биоритмы начинают проявляться уже в первые недели жизни, вероятно, они имеются и у зародыша, но их проявления реализуются постепенно. Ряд биоритмов проявляется как у взрослых лишь в школьном возрасте.
В раннем дошкольном возрасте начинается распределение на группы «сов», «жаворонков», аритмиков. Можно проанализировать динамику поведения ребенка в течение суток и охарактеризовать с достаточной степенью точности «биоритмологический портрет», а затем внести соответствующие коррективы в организацию режима и весь процесс воспитания.
Между проявлениями цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость. Самые начальные отключения в состоянии здоровья проявляются в первую очередь, в нарушениях биоритмов.
Известно, что при резких изменениях привычного режима, особенно нарушений сна возникают болезненные состояния. У детей они находят отражения в неадекватных эмоциональных реакциях, отказе от еды, повышенной раздражительности, утомляемости. Именно такие реакции наблюдаются у детей, пришедших в детский сад после выходных, родители которых грубо нарушают режим.
Выдающийся физиолог Павлов И.П. указывал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, а динамическая, изменяющаяся.
Уже с первого дня пребывания ребенка в детском саду начинает действовать расписание, составленное на весь холодный период года, т.е. с осени до лета (9 месяцев). Этот режим должен быть в равной мере стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды.
Итак, наличие цикличности режимных процессов и соотношение его с особенностями «биоритмологического портрета» ребенка является необходимым условием для развития физиологических и других процессов, и самочувствия человека, который растет, его настроения. Все общие положения режима необходимо конкретизировать с учетом индивидуально-типологических биоритмологических особенностей детей.
Как же выглядит режим дня наших дошкольников?
Как правило, режим дня для дошкольников (младшая детская группа от 3–4 лет), воспитывающихся в детском саду, и детей этого же возраста, находящихся в домашних условиях, составляется и выдерживается примерно одинаково.
При оценке этих режимов можно констатировать, что в целом они составлены по рациональному принципу перехода от одного вида деятельности к другому, т.е. носят ритмический характер.
Но их следует индивидуализировать, исходя из биоритмологического портрета ребенка. Как же это сделать?
1. В течение 2–3 дней провести анализ обычного поведения ребенка.
2. Очень важно обратить внимание на особенности дневного сна. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и эмоциональное настроение ребенка.
Высокая работоспособность и преимущественно хорошее настроение в дообеденное время характерны для детей – «жаворонков». Те же качества, лучше проявляющиеся во второй половине дня, свойственны детям – «совам». У аритмиков эти качества существенно не меняются в течение дня, оставаясь на высоком или реже низком уровне.
Индивидуальные биоритмологические околосуточные особенности следует учитывать при реализации любого воспитательного мероприятия. Особенно это касается занятий.
Наибольшую значимость правильное проведение занятий приобретает в старших и подготовительных группах.
В чем же должен состоять главный биоритмологический принцип проведения занятий? Прежде всего в регулировании степени умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих проявлений биоритмов.
Интенсивность умственной и физической активности ребенка должна находиться в соответствии с индивидуальными проявлениями суточных ритмов.
Примерно такая же динамика свойственна и эмоциональным реакциям детей; повышенной плаксивостью и раздражительностью: у «сов» по утрам, а у «жаворонков» во второй половине дня, что необходимо учитывать при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы.
Можно провести работу по некоторой коррекции биоритмологических проявлений у ребенка. Следует так организовать распорядок дня ребенка, чтобы обеспечить условия для постепенного формирования у него достаточно высокого уровня работоспособности в течение всего дневного времени, исключая период сна.
Такая коррекция должна быть преимущественно направлена на предупреждение спадов работоспособности и нежелательных изменений эмоционального настроения у детей – «жаворонков» во второй половине дня, а у детей «сов» – в первой.
Эту задачу можно решить при рациональном сочетании умственных, физических и эмоциональных нагрузок в процессе игры ребенка, которая, по данным советских психологов, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве.
Необходим и учет роли сезонных биоритмов в динамике состояния здоровья дошкольника. Всем известны факты возрастания случаев острых распираторных заболеваний осенью и весной, что рассматривается как проявление сезонной цикличности в реактивности организма.
Итак, рациональный режим, включающий в себя разумное распределение часов, отведенных для приема пищи и сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений жизнедеятельности детей обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и гармоническому развитию здорового ребенка.
Реферат седьмой,
Студентка
пед. факультет, Ш курс
- Валеология
- Предисловие
- Введение Светлой памяти
- Лекция первая. Введение в валеологию Социальные, медицинские и психологические аспекты науки
- Слово о здоровье
- Факторы, влияющие на здоровье
- Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности
- Определение здоровья
- Оценка состояния здоровья
- I. Медико-демографические показатели.
- II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
- III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
- IV. Показатели физического развития населения.
- Лекция вторая. Понятие «образ жизни». Проблемы в формировании здорового образа жизни Аспекты, характеризующие зож
- Законодательные акты по оздоровлению нации
- Понятия «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность»
- Медицинские термины
- Статистика не в пользу здоровья
- Лекция третья. Образ жизни - основной вопрос медицины Две сферы образа жизни
- Медицинская активность
- Содержание факторов зож
- Гигиена сна
- Гигиенические основы и разновидности питания
- Модные системы питания
- Лекция четвертая. Здоровый образ жизни - основа долголетия Медико-социальные проблемы
- Стратегия жизни долгожителя
- Психофизиологические аспекты
- Сколько может прожить человек
- А возможность искусственного омоложения?
- Третий акт жизненного пути
- Известное об известном
- Лекция пятая. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания Вечная проблема
- Теоретические воззрения сексуальности
- Физиологические основы сексуальности
- Секс, бизнес и мораль
- Нравственность закладывается в семье
- Расшифруем понятия
- Лекция шестая. Анатомо-физиологические основы полового развития Сходство и различия
- Периоды полового созревания и развития
- Половое развитие женщины
- Лекция седьмая. Психология интимных отношений Юридические основы брака
- Мелочи жизни?
- Вершина чувств
- Проблемы, о которых не говорят вслух
- Лекция восьмая. Венерические заболевания и их профилактика Социальная значимость темы
- Исторический экскурс
- Трихомониаз
- Грозный и неизлечимый спид
- Проявление болезни
- Развитие эпидемии
- Передача вируса
- Распространение эпидемии
- Симптомы спиДа
- Азбука профилактики
- Лекция девятая. Аборт, алкоголизм и атеросклероз как угроза цивилизации
- Аборт и право на жизнь
- Социальные, юридические и медицинские аспекты
- Аборт – неблагоприятный фактор, влияющий на зож
- Медицинские показания
- Осложнения аборта
- Правила гигиены тела
- Предупреждение беременности
- Аборт влияет на психику женщины
- Методы прерывания беременности
- Послесловие
- Лекция десятая. Алкоголизм и алкоголизация Социальные проблемы
- Алкоголизм – болезнь или распущенность
- А как же традиции...
- Причины алкоголизма
- Стадии алкоголизма
- Алкоголь и потомство
- Семья и потомство
- Пагубность семейного алкоголизма
- Коррекция нервно-психических нарушений у детей
- Профилактика алкоголизма
- Лекция одиннадцатая. Атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, ишемическая и коронарная болезни сердца Болезни цивилизации
- Современный взгляд на проблему
- Необходимость заставляет каждого знать
- Лекция двенадцатая. Пагубность вредных привычек. Наркомания, токсикомания и курение Молодежь и наркотики
- Вредные привычки и факторы зависимости
- Причины лекарственной зависимости
- Возраст и наркотики
- Как распознать будущего наркомана и токсикомана
- Опасности, которые грозят организму
- Где же источник зелья?
- Курение и здоровье
- Каковы причины смертности?
- Психология курения
- Лекция тринадцатая. Здоровье населения гг. Москвы, санкт-петербурга и других промышленных городов россии Где и кому живется лучше
- Население России вымирает
- Проблемы здоровья мигрантов
- Образ жизни и здоровье мигрантов
- Особенности здоровья беженцев и вынужденных переселенцев
- Лекция четырнадцатая. Здоровье брошенных детей Вместо вступления
- Здоровы ли наши дети?
- А сейчас о главном....
- Лекция пятнадцатая. Движение - жизнь Потребность или стремление к «щадящему режиму»
- Ребенок и движение
- Чтобы преодолеть собственную инерцию...
- С чего необходимо начинать
- Врачебный контроль и медицинские советы
- Традиционные и нетрадиционные средства
- Воспользуйтесь советами врача
- Лекция шестнадцатая. Медико-биологическая реабилитация студентов Что надо знать
- Методика аутотренинга
- Формулы аутотренинга
- Метод омолаживания
- Рекомендуемые темы рефератов
- 8. Социально-экологическая категория образа жизни. Рациональное питание взрослых и детей.
- 9. Рациональное питание, как один из критериев здорового образа жизни человека.
- 10. Уровень жизни. Питание и здоровье дошкольников.
- 22. Проблемы женского алкоголизма.
- Реферат
- Миф: Женщины хотят быть вечно молодыми (по материалам Интернета) Содержание
- Предисловие
- Кто верит в это?
- А если заглянуть глубже и сказать правду
- Практическое приложение правды
- Заключение
- Литература
- Стиль жизни, как социально-психологическая категория Понятие образа жизни
- Проблема «Человек и вещь»
- Тип современного нигилиста и скептика
- Потребность алкоголя – неразумная потребность
- Наркомания – символ беспроблемности, немедленного удовлетворения всех потребностей
- Активная жизненная позиция
- Забота о здоровье не есть частное дело
- Психофизиологическая удовлетворенность в семье Здоровье и здоровый образ жизни
- Семья – как духовно-психологическая общность
- Взаимоуважение – показатель дружбы и доверия
- Доверие в семье
- Дисгармония и отчуждение
- Культура общения
- Решение спорных вопросов
- Искусство предотвращать конфликт
- А как за рубежом?
- Правильное питание как фактор здорового образа жизни Питание и здоровье
- Режим, ритм и эстетика питания
- Пища, которую следует избегать
- Пища, богатая кальцием, необходима
- Как, когда и сколько есть?
- Как строится рацион питания
- А когда следует кушать
- Три правила питания
- Вода – это жизнь Введение
- Вода и процессы в организме человека
- Эта разная вода
- Факторы воздействия на человека холодной природной воды
- Использовать воду надо разумно
- Заключение
- Биоритмы и их значение в режиме дня школьника Ритмы жизни
- Биоритмы и жизнедеятельность
- Суточные ритмы
- Ритм температуры тела
- Развитие ритмов
- Значение сна и бодрствования
- Три принципа сна
- Хронобиологическая характеристика
- Ритм потребности в питании
- Сезонные ритмические колебания
- Возрастная биоритмология
- Женщина становиться матерью Зарождение новой жизни
- Неужели беременна?
- Гигиена беременной женщины
- Беременность и вредные привычки
- Питание беременной
- Ограничения в питании
- Курение, потомство и мы
- Курить – здоровью вредить
- Биологическая роль мужчины
- Детородная функция женщины
- Развитие плода
- Последствия никотинового зачатия
- Никотин и гены
- Итак, кратко
- Женщина в климакретическом периоде Что такое климактерический период?
- Поздний климакс
- Ранний климакс
- Опасность преждевременного климакса
- Противозачаточные таблетки и их влияние на организм
- В плену у состарившегося тела
- Профилактика климакса
- Поза плуга и ее варианты
- Десять заповедей здоровья
- Примерные темы семинарских занятий
- Послесловие
- Литература
- Что еще почитать
- Содержание
- Б. Н. Чумаков
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7