logo
_chumakov_b_n_valeologiya_kurs_lekciy

Развитие ритмов

Весьма примечательно, что после рождения в первую очередь появляется ритм тех функций, которые особенно важны для поддержания жизни младенца: ритм систем, обеспечивающих дыхание, акт сосания и др. У недоношенных детей суточные ритмы тех же функций формируются позднее. Исследователи связывают это с незавершенностью процессов развития у недоношенных детей.

Фаза бодрствования у грудных детей, начиная с 9-й недели жизни, смещается на II половину дня, а с 16-й недели количество циклов «сон – бодрствование» в течение суток постепенно уменьшается и где-то к полутора годам ребенок переходит на так называемый двухфазный ритм. Или, попросту говоря, в течение суток в этом возрасте ребенок дважды спит и дважды бодрствует. Это необходимо знать при формировании режима дня ребенка. Его собственные ритмы (биологические) должны совпадать с режимом дня.

Нет ни одного заболевания, которое протекало бы на фоне нормального хода биологических ритмов организма. Да и многие заболевания сами характеризуются определенной цикличностью. Давно известно, что ночью утяжеляется состояние больных, учащаются приступы бронхиальной астмы, стенокардии, чаще возникает инфаркт миокарда, инсульт.

Таким образом суточный ритм физиологических функций является биологически целесообразным. Благодаря ему человек может напряженно работать в часы оптимального состояния организмы, используя периоды относительно низкого уровня функций для восстановления сил.