logo
_chumakov_b_n_valeologiya_kurs_lekciy

Тип современного нигилиста и скептика

У нас немало еще встречается людей, избравших другой путь – путь обывательской, спокойной, равнодушной к общественным заботам жизни. Об их «идеале» М. Горький писал, что они хотят «очень мало работать, очень мало думать, очень много кушать». И хотя запросы современного обывателя стали гораздо шире, но суть осталась прежней – поменьше общественных забот и побольше личных благ. Эти люди руководствуются принципом «моя хата с краю». Огромные возможности таятся в каждом, в каждом без исключения рядовом нормальном человеке. Не стремиться к реализации этих колоссальных внутренних возможностей, жить, как живется, – это все равно, что использовать кусок урана для того, чтобы колоть орехи. А ведь этот же кусок в соответствующих условиях способен осветить и обогреть целые города, может доставить караван судов через полярные льды туда, где люди ждут продуктов, машин и топлива. Так нет же, колем орехи.

Безыдейность нередко принимает форму нигилизма, т.е. отрицания общепринятых ценностей, моральных норм и форм общественной жизни или скептицизма, проявляющегося в критически-недоверчивом отношении к ценностям и идеалам данного общества.

Вступая в жизнь, молодые люди приспосабливаются к ней, но не всегда у них это сразу получается. Отсюда непонимание, неприятие, протест. Конфликты с обычаями, моралью, законом. В чем мы наглядно можем убедиться, наблюдая за деятельностью неформальных групп.

Противоправные неформальные группы, нарушающие закон, с ними приходится бороться. Асоциальные, действующие вне общества, противопоставляющие себя обществу, но закон не нарушающие. Неасоциальные: ни рыба ни мясо, ни вне общества, ни с ним, они тоже не нарушают закон, но посмотришь на них – становится как-то не по себе. Социальные (их подавляющее большинство): удовлетворяющие естественные социальные запросы. Их интересы: профессия, хобби, техника, наука, философия, политика, спорт.

Когда в конце 60-х годов в западных странах возникло движение хиппи – это было социальным шоком. Идеология хиппи – это идеология «интеллектуальной благодати» – волосатости, ищущих себя в природе, увлекающихся интуитивным знанием, проповедующих самостоятельность мышления, протестующих против гордыни интеллекта, выступающих за мирное разрешение всяких конфликтов, но умеющих постоять за себя, отмежывающихся от наркоманов (которые «бегут от себя») и от религии (которая «зацикливает великие идеи»), не признающих в своих рядах организации и лидеров. Мы видим точки соприкосновения, основание для диалога.

Драматичным представляется положение молодежи с точки зрения ее трудоустройства, перспектив профессионального роста, зарплаты, возможностей приобретения собственного жилья и создания своей семьи. В результате значительные массы молодежи еще на пороге своей самостоятельности в жизни осознают, что длительный период жизни они обречены на многие лишения с точки зрения удовлетворения тех потребностей, которые представляются для них естественными и первостепенными. Пессимизм в оценке перспектив экономического и социального развития общества в целом и своих личных перспектив вызывает среди молодых специфические реакции в виде стремления либо вовсе избегать мыслей о будущем, либо ограничиваться краткосрочными личными жизненными планами. Это и обуславливает отток части молодых людей в неформальные группы, где они с помощью альтернативных ценностей, особого стиля жизни получают возможность «в обход» официальных путей реализовать свои жизненные, ценностные представления. Участие в неформальных группах, во многом базирующееся на отказе от реалий сегодняшнего общества, оборачивается противостоянием основным нормам и социальным институтам любого общества.

Если первоначально социально нейтральные группировки попадут в сферу влияния криминальной среды, а затем в подчинение ей, то они будут формироваться и развиваться в группировки совсем другого, преступного типа.

Преступность – порождение социальных условий. Преступность – нарушение закона, приносящее моральный, материальный и физический ущерб государству и людям, живущим в этом государстве.

Преступников создает среда – общественная и семейная. Антиобщественное воспитание в семье; культивируется неприятие закона как такового, поощряются кража и обман под покровом такой «философии»: «если от много взять немножко – это не кража, а просто дележка». Это воспитание приводит к преступлению и наказанию. Выйдя из тюрьмы, преступник возвращается на тот же путь и вновь попадает в тюрьму. Так протекает его жизнь, которую он мотивирует при контактах с представителями общественности своей тяжелой, несправедливой долей – жить вне общества, отторгнутым от него. И в его голосе слышится бравада. Потому что, будучи отторгаемым, он отторгает общество сам.