logo search
_chumakov_b_n_valeologiya_kurs_lekciy

Проблема «Человек и вещь»

Важным критерием образа жизни личности является соотношение в нем трех основных сфер деятельности: труд и подготовка к трудовой деятельности (рабочее или учебное время), быт – время, которое тратится на работу по дому, уход за собой и т.д., досуг – время свободное от забот и обязанностей. Очень важным является вопрос о том, как человек распределяет свое время, силы, способности, энергию и активность между тремя этими сферами жизни. Если все интересы человека сосредоточены только в сфере быта и свой смысл жизни он видит лишь в добывании престижных вещей – приходится говорить о вещизме, то есть о мещанском, потребительском стиле жизни.

На студенческом диспуте одна из студенток сказала: «Счастье – это иметь 5 «Д»: дом, диплом, деньги, дачу и мужа дурака в придачу». За этой шуточной формой скрывается определенная жизненная программа обывателя, в которой духовные ценности и общественно полезная деятельность не предусмотрены.

Дело не в дорогих вещах, не в даче или автомашине, а в том, кто к чему или что к кому привязано: человек к автомобилю или автомобиль к человеку. Если вещи заработаны честным трудом, если они служат человеку, украшают и облегчают его жизнь, тогда все нормально, но если человек служит тем вещам, стремится всеми правдами и неправдами обзаводится ими, если приобретательство стало для него самоцелью, тогда дело плохо, человек стал рабом вещей.

Потребительская психология деформирует личность, порождает чуждые обществу жизненные принципы и стиль поведения человека. Когда эти люди собираются в своих компаниях, они ведут лишь разговоры о том, кто что «достал» и «кто кого объегорил». Они в кругу себе подобных бравируют тем, что «денег не считают», что за вечер могут проиграть не одну тысячу рублей.

Вещь подчиняет человека, определяя его помыслы и идеалы. Главное для него «мое», а второстепенным оказалось «наши».

В отдельные периоды существовали свои символы мещанства, а сейчас появился новый тип мещанина-потребителя, потребляющего главным образом духовные ценности. Если мещанин-вульгарис потребляет главным образом вещи, разного рода барахло и комфорт сверх всякой разумной нормы, то мещанин-модернизмус потребляет преимущественно книги, произведения искусства, литературы, науки. Его отличия от традиционного потребителя (символ вожделения которого является полированная мебель, дача и автомобиль) очевидны. Но не менее очевидным является их сходство: и тот, и другой видят смысл своей жизни в потреблении, лишь в приятных ощущениях, получаемых извне. Духовность, направленная лишь на потребление,– это духовность отрицательная; духовность, направленная на активное развитие и претворение своих способностей, – это духовность, безусловно, положительная.

Потребительство ведет человека в пропасть, в тупик. Основные-то ценности сокрыты не в сейфах, не в гардеробах и не в гаражах. Главное для счастья – возможность реализовать себя, а не стремление к бесконечному потреблению благ разных видов. Реализовать себя на уровне ярких тряпок, комфорта, «балдежа»,– это значит реализовать лишь возможности своей протоплазмы, но не себя как Человека. Это не счастье, потому что, прожив свою жизнь с КПД ноль целых, ноль ноль ноль одна по сравнению с тем, что мог бы он жизни дать и мог от жизни взять, человек просто не состоялся, его не было. А ведь он был.