logo search
Prakt_ch_4

17. Антиоксидантная система

93. Образование активных форм кислорода.

94. Антиоксидантная система клетки, состав (ферментативная и неферментативная часть), биологическая роль. Роль витаминов и минералов в функционировании антиоксидантной системы.

95. Антиоксидантная система клетки. Значение антиоксидантной системы в ответной реакции организма на вредные факторы окружающей среды.

96. Как связано состояние антиоксидантной системы с углеводным обменом. Какие биохимические тесты можно использовать для оценки антиоксидантной системы клетки.

97. Ряд антималярийных препаратов обладает свойствами окислителей. Какая энзимопатия может привести к развитию гемолитической анемии при лечении? Активность какого фермента следует определять перед лечением антималярийными препаратами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (принцип метода)

1. Цветные реакции на белки. Скрининг-тесты на обнаружение

фенилпировиноградной и гомогентизиновой кислот в моче.

2. Разделение аминокислот методом хроматографии на бумаге.

3. Количественное определение белка в сыворотке крови по методу Лоури.

4. Значение калибровочной кривой, построение калибровочной кривой с помощью ФЭКа.

5. Реакция осаждения белков.

6. Диализ.

7. Разделение белков методом электрофореза.

8. Количественное определение витамина С в пищевых продуктах и в моче по методу Тильманса.

9. Определение активности аланинаминотрансферазы в сыворотке крови.

10. Количественное определение активности ацетилхолинэстеразы в сыворотке крови.

11. Количественное определение активности дегидрогеназ.

12. Определение активности амилазы мочи по методу Смита-Ро в модификации Уголева.

13. Определение пировиноградной кислоты в моче колориметрическим методом.

14. Количественное определение глюкозы в крови глюкозооксидазным методом. Сравнительная характеристика методов.

15. Критерии пригодности жира в пищу: определение кислотного числа, перекисных соединений, акролеиновая проба.

16. Количественное определение холестерина в сыворотке крови по модифицированному методу Златкис-Зака.

17. Количественное определение свободной соляной кислоты, связанной соляной кислоты, общей кислотности, общей НСI в желудочном соке.

18. Количественное определение мочевины в моче с парадиметил-аминобензальдегидом.

19. Количественное определение креатинина в крови и моче.

20. Количественное определение общего билирубина в сыворотке крови по методу Ендрассика и Клехгорна.

21. Качественные реакции на патологические компоненты мочи.

22. Количественное определение белка и глюкозы в моче.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

1. Какими методами можно определить качественный состав белка. Значение качественного состава белка для функционирования белковой молекулы.

2. Метод количественного определения белка. Его клиническое и гигиеническое значение. Устройство и принцип работы фотоэлектро-калориметра. Построение калибровочного графика.

3. Методы разделения смесей белков. Значение электрофоретического исследования белков плазмы крови при гигиенических исследованиях и в клинической практике.

4. Белки плазмы крови. Возможные причины изменения их содержания; значение для клинических и гигиенических исследований.

5. Индикаторные ферменты плазмы крови. Значение определения активности аминотрансфераз, принцип определения их активности.

6. Задача. О поражениях каких органов может идти речь при наличии следующего спектра крови:

1) АлАТ > АсАТ > ГлДГ > амилаза.

2) КФК > АсАТ > ЛДГ > амилаза > ГлДГ.

3) амилаза  липаза  АлАТ  АсАТ  КФК

Объясните почему спектры, характеризующие разные заболевания

имеют один и тот же состав, но различную последовательность ферментов в указанных рядах?

7. Задача. Активность каких ферментов плазмы крови следует определить при диагностике инфаркта миокарда? О чем говорит появление этих ферментов в сыворотке крови?

8. Значение определения изоферментных спектров в диагностке (показать на примере лактатдегидрогеназы и креатинфосфаткиназы).

9. Задача. Использование ферментативных тестов в диагностике. Принцип и диагностическое значение определения активности холинэстераз. Специфические ингибиторы холинэстераз.

10. Принцип метода определения активности дегидрогеназ. Примеры специфических ингибиторов дегидрогеназ и механизмы их действий.

11. Какие методы биохимических исследований и почему могут быть использованы для контроля за состоянием здоровья лиц, контактирующих с окислителями, тяжелыми металлами, галогенопроизводными?

12. Какие биохимические изменения характерны для диабета?

13. Задача. Биохимические тесты используемые для дифференциальной диагностики инсулинзависимого и инсулиннезависимого сахарного диабета.

14. Задача. Для выяснения причины фурункулеза произведено исследование больного с помощью глюкозо-толерантного теста. Получены следующие данные: натощак содержание глюкозы в крови - 5,4 ммоль/л, через 1 час после дачи глюкозной нагрузки - 12 ммоль/л, через 2 часа - 6,8 ммоль/л.

Оцените результаты глюкозо-толерантного теста. Начертите сахарную кривую вашего больного и сравните ее с нормальной сахарной кривой. Опишите методику проведения этого теста.

15. Задача. При лечении кортикостероидами в ряде случаев развивается осложнение: “стероидный” диабет. Каков биохимический механизм этого процесса. Механизм развития глюкозурии.

16. Фенилкетонурия, алкаптонурия. Причины возникновения, методы диагностики.

17. Задача. Больной А жалуется на резкие опоясывающие боли в поджелудочной области. При исследовании крови на содержание в ней амилазы и липазы оказалось, что активность амилазы равна 150 единиц, липазы - 150 ед.

Больной Б предъявляет те же жалобы, но у него амилаза крови равна 8 ед., а липаза - 2 ед. (норма амилазы в крови 15-30 ед. липазы - 6-20 ед.).

О патологии какого органа и стадии процесса можно подумать в обоих случаях?

Чем объяснить различия в изменении активности амилазы и липазы у обоих больных?

18. Как изменится содержание креатина и креатинина в крови и моче при: а) миопатии, б) заболевании почек, в) усиленной мышечной работе.

19. Задача. С помощью каких биохимических тестов можно определить наследственные нарушения переваривания углеводов в желудочно-кишечном тракте.

20. Задача. У ребенка 1,5 лет, увеличена печень, задержка роста и развития, в крови глюкоза - 2,75 ммоль/л, ПВК 1,38 ммоль/л, повышено содержание триглицеридов и билирубина. Положительный тест с глюкагоном.

О каком заболевании идет речь (норма ПВК в крови 0,12-0,46 ммоль/л).

21. Каковы причины нарушения переваривания белков в желудочно-кишечном тракте. Какие методы используются для оценки секреторной функции желудка.

22. Задача. Какие нарушения в организме могут возникнуть при нарушении выделения желчных кислот.

23. Возможные причины повышения содержания кетоновых тел в крови и моче.

24. Мочевина, происхождение, причины изменения ее содержания в крови и моче.

25. Ферменты мочи: уропепсин, амилаза, урокиназа, трансамидиназа. Их диагностическое значение.

26. Опишите биохимический механизм действия цианидов на обмен веществ.

27. Механизм развития метгемоглобинемий, лечение метгемоглобинемий.

28. Задачи на оценку состояния функций печени (вид синдрома определить: цитолиз, холестаз, воспалительный, гепато-целюлярной недостаточности).

29. Задачи на оценку состояния функции почек.

30. Задачи на сопоставление содержания мочевины и креатинина в крови и моче аммонийных солей в моче.