17. Антиоксидантная система
93. Образование активных форм кислорода.
94. Антиоксидантная система клетки, состав (ферментативная и неферментативная часть), биологическая роль. Роль витаминов и минералов в функционировании антиоксидантной системы.
95. Антиоксидантная система клетки. Значение антиоксидантной системы в ответной реакции организма на вредные факторы окружающей среды.
96. Как связано состояние антиоксидантной системы с углеводным обменом. Какие биохимические тесты можно использовать для оценки антиоксидантной системы клетки.
97. Ряд антималярийных препаратов обладает свойствами окислителей. Какая энзимопатия может привести к развитию гемолитической анемии при лечении? Активность какого фермента следует определять перед лечением антималярийными препаратами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (принцип метода)
1. Цветные реакции на белки. Скрининг-тесты на обнаружение
фенилпировиноградной и гомогентизиновой кислот в моче.
2. Разделение аминокислот методом хроматографии на бумаге.
3. Количественное определение белка в сыворотке крови по методу Лоури.
4. Значение калибровочной кривой, построение калибровочной кривой с помощью ФЭКа.
5. Реакция осаждения белков.
6. Диализ.
7. Разделение белков методом электрофореза.
8. Количественное определение витамина С в пищевых продуктах и в моче по методу Тильманса.
9. Определение активности аланинаминотрансферазы в сыворотке крови.
10. Количественное определение активности ацетилхолинэстеразы в сыворотке крови.
11. Количественное определение активности дегидрогеназ.
12. Определение активности амилазы мочи по методу Смита-Ро в модификации Уголева.
13. Определение пировиноградной кислоты в моче колориметрическим методом.
14. Количественное определение глюкозы в крови глюкозооксидазным методом. Сравнительная характеристика методов.
15. Критерии пригодности жира в пищу: определение кислотного числа, перекисных соединений, акролеиновая проба.
16. Количественное определение холестерина в сыворотке крови по модифицированному методу Златкис-Зака.
17. Количественное определение свободной соляной кислоты, связанной соляной кислоты, общей кислотности, общей НСI в желудочном соке.
18. Количественное определение мочевины в моче с парадиметил-аминобензальдегидом.
19. Количественное определение креатинина в крови и моче.
20. Количественное определение общего билирубина в сыворотке крови по методу Ендрассика и Клехгорна.
21. Качественные реакции на патологические компоненты мочи.
22. Количественное определение белка и глюкозы в моче.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1. Какими методами можно определить качественный состав белка. Значение качественного состава белка для функционирования белковой молекулы.
2. Метод количественного определения белка. Его клиническое и гигиеническое значение. Устройство и принцип работы фотоэлектро-калориметра. Построение калибровочного графика.
3. Методы разделения смесей белков. Значение электрофоретического исследования белков плазмы крови при гигиенических исследованиях и в клинической практике.
4. Белки плазмы крови. Возможные причины изменения их содержания; значение для клинических и гигиенических исследований.
5. Индикаторные ферменты плазмы крови. Значение определения активности аминотрансфераз, принцип определения их активности.
6. Задача. О поражениях каких органов может идти речь при наличии следующего спектра крови:
1) АлАТ > АсАТ > ГлДГ > амилаза.
2) КФК > АсАТ > ЛДГ > амилаза > ГлДГ.
3) амилаза липаза АлАТ АсАТ КФК
Объясните почему спектры, характеризующие разные заболевания
имеют один и тот же состав, но различную последовательность ферментов в указанных рядах?
7. Задача. Активность каких ферментов плазмы крови следует определить при диагностике инфаркта миокарда? О чем говорит появление этих ферментов в сыворотке крови?
8. Значение определения изоферментных спектров в диагностке (показать на примере лактатдегидрогеназы и креатинфосфаткиназы).
9. Задача. Использование ферментативных тестов в диагностике. Принцип и диагностическое значение определения активности холинэстераз. Специфические ингибиторы холинэстераз.
10. Принцип метода определения активности дегидрогеназ. Примеры специфических ингибиторов дегидрогеназ и механизмы их действий.
11. Какие методы биохимических исследований и почему могут быть использованы для контроля за состоянием здоровья лиц, контактирующих с окислителями, тяжелыми металлами, галогенопроизводными?
12. Какие биохимические изменения характерны для диабета?
13. Задача. Биохимические тесты используемые для дифференциальной диагностики инсулинзависимого и инсулиннезависимого сахарного диабета.
14. Задача. Для выяснения причины фурункулеза произведено исследование больного с помощью глюкозо-толерантного теста. Получены следующие данные: натощак содержание глюкозы в крови - 5,4 ммоль/л, через 1 час после дачи глюкозной нагрузки - 12 ммоль/л, через 2 часа - 6,8 ммоль/л.
Оцените результаты глюкозо-толерантного теста. Начертите сахарную кривую вашего больного и сравните ее с нормальной сахарной кривой. Опишите методику проведения этого теста.
15. Задача. При лечении кортикостероидами в ряде случаев развивается осложнение: “стероидный” диабет. Каков биохимический механизм этого процесса. Механизм развития глюкозурии.
16. Фенилкетонурия, алкаптонурия. Причины возникновения, методы диагностики.
17. Задача. Больной А жалуется на резкие опоясывающие боли в поджелудочной области. При исследовании крови на содержание в ней амилазы и липазы оказалось, что активность амилазы равна 150 единиц, липазы - 150 ед.
Больной Б предъявляет те же жалобы, но у него амилаза крови равна 8 ед., а липаза - 2 ед. (норма амилазы в крови 15-30 ед. липазы - 6-20 ед.).
О патологии какого органа и стадии процесса можно подумать в обоих случаях?
Чем объяснить различия в изменении активности амилазы и липазы у обоих больных?
18. Как изменится содержание креатина и креатинина в крови и моче при: а) миопатии, б) заболевании почек, в) усиленной мышечной работе.
19. Задача. С помощью каких биохимических тестов можно определить наследственные нарушения переваривания углеводов в желудочно-кишечном тракте.
20. Задача. У ребенка 1,5 лет, увеличена печень, задержка роста и развития, в крови глюкоза - 2,75 ммоль/л, ПВК 1,38 ммоль/л, повышено содержание триглицеридов и билирубина. Положительный тест с глюкагоном.
О каком заболевании идет речь (норма ПВК в крови 0,12-0,46 ммоль/л).
21. Каковы причины нарушения переваривания белков в желудочно-кишечном тракте. Какие методы используются для оценки секреторной функции желудка.
22. Задача. Какие нарушения в организме могут возникнуть при нарушении выделения желчных кислот.
23. Возможные причины повышения содержания кетоновых тел в крови и моче.
24. Мочевина, происхождение, причины изменения ее содержания в крови и моче.
25. Ферменты мочи: уропепсин, амилаза, урокиназа, трансамидиназа. Их диагностическое значение.
26. Опишите биохимический механизм действия цианидов на обмен веществ.
27. Механизм развития метгемоглобинемий, лечение метгемоглобинемий.
28. Задачи на оценку состояния функций печени (вид синдрома определить: цитолиз, холестаз, воспалительный, гепато-целюлярной недостаточности).
29. Задачи на оценку состояния функции почек.
30. Задачи на сопоставление содержания мочевины и креатинина в крови и моче аммонийных солей в моче.
- Санкт-Петербургская государственная медицинская
- Isbn 5-7243-0283-7 Коллектив авторов, 2009
- 1. Тема 27. Химия крови. Обмен хромопротеинов.
- 3. Конкретные задачи.
- 5. Задание для самоподготовки:
- Основная литература:
- 6. Вопросы для самоподготовки:
- Количественное определение в крови метгемоглобина (метод л.Э.Горна).
- Лабораторная работа № 14 Количественное определение общего билирубина в сыворотке крови по методу Ендрассика и Клехгорна.
- Выберите правильный ответ
- Тест 12 выберите все правильные ответы
- Выберите все правильные ответы
- Выберите все правильные ответы
- Тест 29
- Тест 30 установите соответствие
- 1. Тема 28. “Биохимическая оценка состояния функций печени”
- 2. Цель занятия:
- 3. Конкретные задачи:
- 5. Задание для самоподготовки:
- Основная литература:
- 6. Вопросы для самоподготовки:
- 7. Этапы занятия, контроль усвоения.
- Белковые фракции
- Ответы по теме: Биохимическая оценка состояния функций печени
- Тестовый контроль по теме: Биохимия гепатоцитов
- Установите соответствие
- Ответы по теме: Биохимия гепатоцитов
- 1. Тема 29. Адаптация. Биохимические механизмы детоксикации эндогенных и экзогенных соединений
- Продолжительность занятия 180 минут
- 3. Конкретные задачи:
- 5. Вопросы для самоподготовки:
- 7.Этапы занятия, контроль усвоения и распределения учебного времени.
- Биохимические механизмы детоксикации и адаптации
- Индукторы цитохрома р-450
- Ингибиторы цитохрома р-450
- Влияние микронутриентов на метаболизм ксенобиотиков (минеральные компоненты)
- Роль глутатиона в процессах детоксикации
- Металлотионеины
- Тестовый контроль по теме: “Адаптация. Биохимические механизмы детоксикации эндогенных и экзогенных соединений”
- Глутатион является:
- Реакции, за счет которых протекает вторая фаза детоксикации ксенобиотиков:
- Реакции, катализируемые монооксигеназной системой:
- Микросомальные оксигеназы участвуют в:
- Феномен «токсификации» наблюдается при метаболизме:
- Металлотионеины – это белки, которые:
- Дополните
- Последовательность стадий в механизме действия цитохрома р-450:
- 1. Тема 30. Физико-химические свойства, нормальные и патологические компоненты мочи, качественный и количественный анализ патологических компонентов мочи.
- 2. Цель занятия:
- 3. Конкретные задачи:
- 5. Вопросы для самоподготовки:
- 6. Задания для самоподготовки:
- 7. Этапы занятия, контроль их усвоения и распределение учебного
- Лабораторная работа № 15
- Общие свойства мочи.
- 2. Определение кетоновых тел.
- 3. Определение белка.
- Количественное определение белка в моче колориметрическим методом с пирогаллоловым красным.
- Количественное определение глюкозы в моче глюкозооксидазным методом.
- Тестовый контроль по теме: Физико-химические свойства, нормальные и патологические компоненты мочи, качественный и количественный анализ патологических компонентов мочи.
- Выберите все правильные ответы
- Выберите все правильные ответы
- Тест 19
- Причиной гемоглобинурии является ______ _______.
- 1. Тема 31. Биохимическая оценка состояния функции почек.
- Алгоритм решения задач.
- Нормальные величины
- Анализ мочи
- Функциональные пробы
- Тестовый контроль по теме: Биохимическая оценка состояния функции почек.
- Нарушение реабсорбции в почечных канальцах характеризуется:
- Функция ренина заключается в:
- Острый гломерулонефрит характеризуется:
- Дополните
- Ответы по теме: Биохимическая оценка состояния функции почек.
- Тестовый контроль по теме: Свободнорадикальное окисление. Антиоксидантная система"
- Реакция, в которой образуется гидроксил-радикал:
- Наибольшей реакционной способностью обладает:
- Антиоксиданты следует с осторожностью назначать при:
- Тест 28
- Ответы по теме: Свободнорадикальное окисление. Антиоксидантная система".
- Тестовый контроль по теме: ″Минеральный обмен″.
- Выберите правильный ответ
- Установите строгое соответствие
- Тестовый контроль по теме: Мышцы" Тест 1
- Ответы по теме: Мышцы"
- Фермент ацетилхолинэстераза способствует:
- Ингибиторы ацетилхолинэстеразы способствуют:
- Эндорфины и энкефалины: а) имеют липидную природу
- Тестовый контроль по теме: Взаимосвязь обменов"
- Выберите все правильные ответы
- Установите соответствие
- Ответы по теме: ² Взаимосвязь обменов"
- Программа курса биологической химии.
- 1. Химия белков
- 2. Ферменты
- 3. Витамины, классификация, биологическая роль
- 4. Энергетический обмен.
- 5. Обмен белков
- 6. Химия и обмен углеводов
- 7. Химия и обмен липидов
- 8. Гормоны, классификация, биологическая роль
- 9. Взаимосвязь основных видов обмена:
- 16. Минеральный обмен
- 17. Антиоксидантная система
- Оглавление