1. Тема 31. Биохимическая оценка состояния функции почек.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время
Место проведения кафедра биохимии
Продолжительность занятия 180 минут
Необходимое оснащение:
Папки с дополнительной литературой для решения ситуационных задач.
Мотивация: знания, полученные на занятии необходимы для оценки функцио-нального состояния почек, а также для оценки тяжести состояния больного.
Цель занятия: приобретение знаний и навыков по оценке данных биохимического анализа крови и анализа мочи с целью оценки функционального состояния почек.
Конкретные задачи:
Студент должен знать:
Строение нефрона.
Процесс образования мочи (фильтрация, секреция, реабсорбция).
Основные функции почек в организме.
Общие свойства мочи.
Нормальные и патологические компоненты мочи.
Основные группы заболеваний почек: гломерулонефрит, пиелонефрит, острая и хроническая почечная недостаточность, мочекаменная болезнь, токсическая нефропатия.
Функциональные пробы оценки состояния почек.
Студент должен уметь:
Анализировать, обобщать и излагать литературный материал.
Оценивать данные биохимических и других лабораторных исследований.
Проводить оценку функционального состояния почек.
Проводить дифференциальную диагностику заболеваний почек.
Развивающая цель: развитие способностей анализировать информацию, обосновывать принятое решение.
Воспитательная цель: воспитание ответственности и внимательного отношения к обследованию пациента.
Внутрипредметные связи:
оценка функционального
ферменты состояния почек обмен
хромопротеинов
обмен обмен обмен гормоны биохимия
белков липидов углеводов крови
Межпредметные связи:
терапия урология акушерство и эндокринология хирургия
гинекология
оценка функционального
состояния почек
физиология анатомия гистология
Вопросы для самоподготовки:
1. Особенности строения почек.
2. Механизм образования мочи (фильтрация, реабсорбция, секреция).
3. Основные функции почек в организме.
4. Роль почек в регуляции артериального давления.
5. Роль почек в поддержании кислотно-основного равновесия.
6. Роль почек в поддержании водно-электролитного баланса.
7. Общие свойства мочи.
8. Химический состав мочи. Нормальные компоненты мочи.
9. Патологические компоненты мочи.
10. Методы оценки функционального состояния почек.
11. Основные заболевания почек: гломерулонефрит, пиелонефрит, острая и хрони-ческая почечная недостаточность, мочекаменная болезнь, токсическая нефропатия.
Задание для самоподготовки:
1. Изучить рекомендуемую литературу, используя вопросы для самоподготовки.
2. Нарисовать в рабочей тетради схему строения нефрона.
3. Перечислить в рабочей тетради основные функции почек.
4. Перечислить в рабочей тетради общие свойства мочи, нормальные и патологические компоненты мочи. Основные причины их изменений.
Литература:
Основная:
Березов Т.Т., Коровкин Б. Ф. «Биологическая химия», 1998, стр. 446-451, 559-561, 608-625.
Медведев В. В., Волчек Ю. З. «Клиническая лабораторная диагностика» Справочник для врачей, 1995.
Этапы занятия и контроль их усвоения:
№ п/п | Этапы занятия | Форма и методы проведения каждого этапа | Время (мин.) |
1.
2.
3.
4. 5. | Вводная часть: организационный момент, мотивация, цель занятия. Формирование умения анализиро-вать данные биохимического ана-лиза крови и анализа мочи, умения оценивать данные функциональных почечных проб, навыка работы со специальной литературой. Формирование навыка изложения и обоснования принятого решения. Контроль приобретенных знаний. Заключительная часть: подведение итогов, домашнее задание. | Излагает преподаватель Решение ситуационных задач, самостоятельная работа студентов (в аудиторное время) Устный опрос студентов, дискуссия и обсуждение решений задач. Письменно Излагает преподаватель | 15
70
80
10 5 |
Пример проверочной работы: см. Тестовый контроль.
Словарь терминов
Азотемия – увеличение в крови количества небелковых азотсодержащих веществ
Анурия – отсутствие выделения мочи
Гематурия – обнаружение в моче эритроцитов (или крови)
Гиперстенурия – увеличение относительной плотности мочи
Гипостенурия – снижение относительной плотности мочи (максимальные значения плотности мочи не превышают 1,014 г/мл)
Глюкозурия - обнаружение в моче глюкозы
Диурез – количество выделяемой за сутки мочи
Изостенурия – отсутствие или незначительные колебания относительной плотности мочи в течение суток (разница между максимальным и минимальным значениями плотности не более 10)
Кетонурия – обнаружение в моче кетоновых тел
Никтурия – состояние, при котором количество мочи выделенное ночью преобладает над дневным диурезом
Олигурия - уменьшение суточного объема мочи
Полиурия – увеличение суточного объема мочи
Протеинурия – обнаружение в моче белка
- Санкт-Петербургская государственная медицинская
- Isbn 5-7243-0283-7 Коллектив авторов, 2009
- 1. Тема 27. Химия крови. Обмен хромопротеинов.
- 3. Конкретные задачи.
- 5. Задание для самоподготовки:
- Основная литература:
- 6. Вопросы для самоподготовки:
- Количественное определение в крови метгемоглобина (метод л.Э.Горна).
- Лабораторная работа № 14 Количественное определение общего билирубина в сыворотке крови по методу Ендрассика и Клехгорна.
- Выберите правильный ответ
- Тест 12 выберите все правильные ответы
- Выберите все правильные ответы
- Выберите все правильные ответы
- Тест 29
- Тест 30 установите соответствие
- 1. Тема 28. “Биохимическая оценка состояния функций печени”
- 2. Цель занятия:
- 3. Конкретные задачи:
- 5. Задание для самоподготовки:
- Основная литература:
- 6. Вопросы для самоподготовки:
- 7. Этапы занятия, контроль усвоения.
- Белковые фракции
- Ответы по теме: Биохимическая оценка состояния функций печени
- Тестовый контроль по теме: Биохимия гепатоцитов
- Установите соответствие
- Ответы по теме: Биохимия гепатоцитов
- 1. Тема 29. Адаптация. Биохимические механизмы детоксикации эндогенных и экзогенных соединений
- Продолжительность занятия 180 минут
- 3. Конкретные задачи:
- 5. Вопросы для самоподготовки:
- 7.Этапы занятия, контроль усвоения и распределения учебного времени.
- Биохимические механизмы детоксикации и адаптации
- Индукторы цитохрома р-450
- Ингибиторы цитохрома р-450
- Влияние микронутриентов на метаболизм ксенобиотиков (минеральные компоненты)
- Роль глутатиона в процессах детоксикации
- Металлотионеины
- Тестовый контроль по теме: “Адаптация. Биохимические механизмы детоксикации эндогенных и экзогенных соединений”
- Глутатион является:
- Реакции, за счет которых протекает вторая фаза детоксикации ксенобиотиков:
- Реакции, катализируемые монооксигеназной системой:
- Микросомальные оксигеназы участвуют в:
- Феномен «токсификации» наблюдается при метаболизме:
- Металлотионеины – это белки, которые:
- Дополните
- Последовательность стадий в механизме действия цитохрома р-450:
- 1. Тема 30. Физико-химические свойства, нормальные и патологические компоненты мочи, качественный и количественный анализ патологических компонентов мочи.
- 2. Цель занятия:
- 3. Конкретные задачи:
- 5. Вопросы для самоподготовки:
- 6. Задания для самоподготовки:
- 7. Этапы занятия, контроль их усвоения и распределение учебного
- Лабораторная работа № 15
- Общие свойства мочи.
- 2. Определение кетоновых тел.
- 3. Определение белка.
- Количественное определение белка в моче колориметрическим методом с пирогаллоловым красным.
- Количественное определение глюкозы в моче глюкозооксидазным методом.
- Тестовый контроль по теме: Физико-химические свойства, нормальные и патологические компоненты мочи, качественный и количественный анализ патологических компонентов мочи.
- Выберите все правильные ответы
- Выберите все правильные ответы
- Тест 19
- Причиной гемоглобинурии является ______ _______.
- 1. Тема 31. Биохимическая оценка состояния функции почек.
- Алгоритм решения задач.
- Нормальные величины
- Анализ мочи
- Функциональные пробы
- Тестовый контроль по теме: Биохимическая оценка состояния функции почек.
- Нарушение реабсорбции в почечных канальцах характеризуется:
- Функция ренина заключается в:
- Острый гломерулонефрит характеризуется:
- Дополните
- Ответы по теме: Биохимическая оценка состояния функции почек.
- Тестовый контроль по теме: Свободнорадикальное окисление. Антиоксидантная система"
- Реакция, в которой образуется гидроксил-радикал:
- Наибольшей реакционной способностью обладает:
- Антиоксиданты следует с осторожностью назначать при:
- Тест 28
- Ответы по теме: Свободнорадикальное окисление. Антиоксидантная система".
- Тестовый контроль по теме: ″Минеральный обмен″.
- Выберите правильный ответ
- Установите строгое соответствие
- Тестовый контроль по теме: Мышцы" Тест 1
- Ответы по теме: Мышцы"
- Фермент ацетилхолинэстераза способствует:
- Ингибиторы ацетилхолинэстеразы способствуют:
- Эндорфины и энкефалины: а) имеют липидную природу
- Тестовый контроль по теме: Взаимосвязь обменов"
- Выберите все правильные ответы
- Установите соответствие
- Ответы по теме: ² Взаимосвязь обменов"
- Программа курса биологической химии.
- 1. Химия белков
- 2. Ферменты
- 3. Витамины, классификация, биологическая роль
- 4. Энергетический обмен.
- 5. Обмен белков
- 6. Химия и обмен углеводов
- 7. Химия и обмен липидов
- 8. Гормоны, классификация, биологическая роль
- 9. Взаимосвязь основных видов обмена:
- 16. Минеральный обмен
- 17. Антиоксидантная система
- Оглавление