logo search
_chumakov_b_n_valeologiya_kurs_lekciy

Физиологические основы сексуальности

Думаю, что вопрос, связанный с основами знаний по половому воспитанию, интимным отношениям, гигиене половой жизни не обойдется без информации, связанной с великим основателем концепции психоанализа и проявлением первичных влечений, т.е. половых влечений у человека. Я говорю о великом, нет, я не ошибся, назвав его великим, австрийском ученом Зигмунде Фрейде (1856-1939).

В данной лекции о половом воспитании и последующей, связанной с психологией интимных отношений, информацию об этом ученом я даю только в преломлении к теме. Полная информация о течениях фрейдизма, неофрейдизма и других доктринах, связанных с диагностикой болезненных проявлений в психике, ошибочностью или достоинствах учения 3. Фрейда, будет рассмотрена на лекциях по психологии личности, так что мы коснемся только психосексуального воззрения.

Итак, врач-психотерапевт, психофизиолог, ученый, чьи теории возносят и критикуют, является автором знаменитого психоанализа, который в Западной Европе и на американском континенте считается, порой, причиной № 1 всех психоаналитических срывов и заболеваний.

3. Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида. В формировании характера и его патологии главную роль он отводит переживаниям раннего детства.

Основываясь на учении 3. Фрейда о бессознательном, говорят о «стремлении свести все формы культуры и социальной жизни к проявлению первичных влечений, самоутверждению своего «Я», т.е. к половому влечению».

Итак, в медико-психологическом отношении основным стержнем фрейдизма является теория сексуальности.

Половое влечение, удовлетворенность в сексуальной потребности, по 3. Фрейду, заложены с детства и определяют всю жизнедеятельность личности, и здесь проявляются не только половое влечение, но и «несексуальные» чувства, как: любовь к себе, родительская и сыновья любовь, любовь к человечеству, краю, предметам.

При этом сексуальность, равно как и инстинктивные сексуальные импульсы, понимаются как проявление либидо – психической энергии и влечения к жизни.

Психосексуальное развитие представлялось З.Фрейду по определенным жизненным фазам – этапам. Рассмотрим их подробней:

оральная (первый год жизни) – характеризуется получением удовольствия через сосание и кусание;

анальная (охватывает период от 1 до 3 лет) связана с получением удовольствия от акта дефекации с одновременным обретением навыка самоконтроля;

фаллическая (возраст от 3 до 5 лет), которая характеризуется проявлением внимания к гениталиям, адекватной половой и символической фетишизацией пениса (фаллоса) с преодолением мальчиком Эдипова комплекса, - а девочкой – Электры комплекса, (см. Эдипов комплекс);

латентная – характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций и либидо, формированием сознательного «Я» и предметных интересов ребенка;

генитальная, которая характеризуется усилением либидо с поиском удовлетворения на путях половой близости.

С началом этого периода все, что препятствует свободному проявлению сексуальности (мораль, культура, идеология, религия и др.), рассматривается, как регрессивная сила, приводящая личность к регрессии, что отбрасывает ее к пройденным фазам (этапам жизни), и это ведет к соматическим заболеваниям, развитию неврозов, к половым девиациям и извращениям. В то же время половая свобода приводит к коллизии иного рода – упадку культуры. Отсюда человек в проявлении своей жизнедеятельности предстает как своеобразная арена, на которой разыгрываются зримые и скрытые (в глубинах подсознательного) столкновения между «Я»–– сознательным или подсознательным и «оно» – бессознательным (всплеск инстинктов), способных проявляться вразрез социальному укладу жизни, о чем я упомянул выше.

Подводя краткий итог о воззрениях З.Фрейда, несмотря на истечение большого промежутка времени и развития различных научных направлений, нельзя уповать на некоторые ошибочные суждения Зигмунда Фрейда, ибо основная заслуга его доктрины – это проблема конфликта человека и общества, что способствовало расширению мировоззрения на глубинные проявления психики, развитию сексологии, тирании личности и проявлений личности в различных социальных условиях.