Лекция первая. Введение в валеологию Социальные, медицинские и психологические аспекты науки
Валеология (valeologia – лат здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин, предложенный проф. И.И. Брехманом в 1980 г., оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформляется в науку – науку фундаментальную и необходимую, в первую очередь, своей нужностью для людей, которые хотят посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения.
Это, в первую очередь, относится к студентам педагогических вузов, ибо будущая трудовая деятельность педагога – это проблема научить, обучить, привить навыки и умения своим ученикам, как правильно, вернее, как нужно и необходимо сохранить свое здоровье. Это – основа существования, творческая жизнь, жизнь созидательная, встреч, радостей и огорчений, жизнь – ради чего ты родился и должен жить.
Для этого «надо поменять поток сознания людей...», как говорил Порфирий Корнеевич Иванов, известный народный мыслитель, один из пионеров природного оздоровления человека. Он же в своих «Детках» завещал: «Зачем болезнь лечить, если можно ее в тело не пускать?» (12 сводов).
Процитировав так называемого Учителя, сославшись на известного американского ученого Поля Брэгга или напомнив о выдающемся вкладе ученых прошлого столетия И.П. Павлова, И. И. Мечникова и др., или наших современников – И.В. Давыдовского, Я.С. Френкеля и многих других, разработавших и оставивших многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении жизненного потенциала и долголетия, не хочется ограничить себя и читателя рамками теоретических и практических воззрений, проверенных жизнью. Важно понять это с первых шагов обучения, сознательно внушить себе, что полученная информация на лекциях и семинарских занятиях полезна, правдива и обоснована, проверена опытом жизни и может быть полезна для Вас, как будущих педагогов.
Наш предмет прост на слух. Вроде бы все известно о сохранении здоровья, тем более, ежедневно поток информации по телевидению, радио, разноликой прессе, многочисленным лоточным изданиям, которые буквально захлестнули нас в последнее время, можно найти все и обо всем – как рожать, кого и как любить, чем питаться и наслаждаться, сколько жить и чем лечиться... и т.д. и т.п.
Хочу сразу предупредить и настроить на будущее – наука валеология – это здравствовать, быть здоровым. Значит, будет даваться информация правдивая, научно обоснованная и полезная. Ваша задача – осмысленно воспринимать ее, возможно оппонировать, но твердо знать, что ее можно нести в жизнь, т.е. использовать в будущей педагогической практике. Многие термины, понятия о нашей науке трактуются с медицинских, социальных, психологических и физиологических позиций, поэтому считаю необходимым дать научно обоснованное разъяснение, расшифровку их.
Это, в первую очередь, делается с целью педагогических и этических норм, ибо только на кафедре физиологии, экологии и медицины Вам профессионально расскажут о значимости тех или иных терминов. Это важно для педагогов еще и потому, что полученная информация применяется и используется в практике названных наук.
И Вам не придется краснеть, когда «интеллектуал» в возрасте 5-7 лет и чуть старше задаст Вам слишком «острый вопрос» открытым текстом, например, о беременности, сексе, половых извращениях или о наркомании и курении, потому что на наших лекциях Вы получите обширную, повторяю, информацию о концепциях здоровья и здорового образа жизни, социально и психологически значимых факторах, категориях, специфике, особенностях, правилах, обычаях и традициях. В лекциях рассматриваются вопросы, связанные с культурой общения, профилактикой и причинами болезней цивилизации, видами и способами питания, сексуального общения, экологических и экстремальных влияний на здоровье.
Значительное место в сохранении здоровья играет режим труда и отдыха, двигательной активности. В нашей компетенции – дать Вам информацию о рождаемости, периодах полового созревания, психогигиене взаимоотношений в семье, профилактике детских, инфекционных и венерических заболеваний.
Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с долголетием и возможностями продления психической и физической работоспособности в различные возрастно-половые периоды, зависящие от образа и стиля жизни индивидуума.
- Валеология
- Предисловие
- Введение Светлой памяти
- Лекция первая. Введение в валеологию Социальные, медицинские и психологические аспекты науки
- Слово о здоровье
- Факторы, влияющие на здоровье
- Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности
- Определение здоровья
- Оценка состояния здоровья
- I. Медико-демографические показатели.
- II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
- III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
- IV. Показатели физического развития населения.
- Лекция вторая. Понятие «образ жизни». Проблемы в формировании здорового образа жизни Аспекты, характеризующие зож
- Законодательные акты по оздоровлению нации
- Понятия «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность»
- Медицинские термины
- Статистика не в пользу здоровья
- Лекция третья. Образ жизни - основной вопрос медицины Две сферы образа жизни
- Медицинская активность
- Содержание факторов зож
- Гигиена сна
- Гигиенические основы и разновидности питания
- Модные системы питания
- Лекция четвертая. Здоровый образ жизни - основа долголетия Медико-социальные проблемы
- Стратегия жизни долгожителя
- Психофизиологические аспекты
- Сколько может прожить человек
- А возможность искусственного омоложения?
- Третий акт жизненного пути
- Известное об известном
- Лекция пятая. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания Вечная проблема
- Теоретические воззрения сексуальности
- Физиологические основы сексуальности
- Секс, бизнес и мораль
- Нравственность закладывается в семье
- Расшифруем понятия
- Лекция шестая. Анатомо-физиологические основы полового развития Сходство и различия
- Периоды полового созревания и развития
- Половое развитие женщины
- Лекция седьмая. Психология интимных отношений Юридические основы брака
- Мелочи жизни?
- Вершина чувств
- Проблемы, о которых не говорят вслух
- Лекция восьмая. Венерические заболевания и их профилактика Социальная значимость темы
- Исторический экскурс
- Трихомониаз
- Грозный и неизлечимый спид
- Проявление болезни
- Развитие эпидемии
- Передача вируса
- Распространение эпидемии
- Симптомы спиДа
- Азбука профилактики
- Лекция девятая. Аборт, алкоголизм и атеросклероз как угроза цивилизации
- Аборт и право на жизнь
- Социальные, юридические и медицинские аспекты
- Аборт – неблагоприятный фактор, влияющий на зож
- Медицинские показания
- Осложнения аборта
- Правила гигиены тела
- Предупреждение беременности
- Аборт влияет на психику женщины
- Методы прерывания беременности
- Послесловие
- Лекция десятая. Алкоголизм и алкоголизация Социальные проблемы
- Алкоголизм – болезнь или распущенность
- А как же традиции...
- Причины алкоголизма
- Стадии алкоголизма
- Алкоголь и потомство
- Семья и потомство
- Пагубность семейного алкоголизма
- Коррекция нервно-психических нарушений у детей
- Профилактика алкоголизма
- Лекция одиннадцатая. Атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, ишемическая и коронарная болезни сердца Болезни цивилизации
- Современный взгляд на проблему
- Необходимость заставляет каждого знать
- Лекция двенадцатая. Пагубность вредных привычек. Наркомания, токсикомания и курение Молодежь и наркотики
- Вредные привычки и факторы зависимости
- Причины лекарственной зависимости
- Возраст и наркотики
- Как распознать будущего наркомана и токсикомана
- Опасности, которые грозят организму
- Где же источник зелья?
- Курение и здоровье
- Каковы причины смертности?
- Психология курения
- Лекция тринадцатая. Здоровье населения гг. Москвы, санкт-петербурга и других промышленных городов россии Где и кому живется лучше
- Население России вымирает
- Проблемы здоровья мигрантов
- Образ жизни и здоровье мигрантов
- Особенности здоровья беженцев и вынужденных переселенцев
- Лекция четырнадцатая. Здоровье брошенных детей Вместо вступления
- Здоровы ли наши дети?
- А сейчас о главном....
- Лекция пятнадцатая. Движение - жизнь Потребность или стремление к «щадящему режиму»
- Ребенок и движение
- Чтобы преодолеть собственную инерцию...
- С чего необходимо начинать
- Врачебный контроль и медицинские советы
- Традиционные и нетрадиционные средства
- Воспользуйтесь советами врача
- Лекция шестнадцатая. Медико-биологическая реабилитация студентов Что надо знать
- Методика аутотренинга
- Формулы аутотренинга
- Метод омолаживания
- Рекомендуемые темы рефератов
- 8. Социально-экологическая категория образа жизни. Рациональное питание взрослых и детей.
- 9. Рациональное питание, как один из критериев здорового образа жизни человека.
- 10. Уровень жизни. Питание и здоровье дошкольников.
- 22. Проблемы женского алкоголизма.
- Реферат
- Миф: Женщины хотят быть вечно молодыми (по материалам Интернета) Содержание
- Предисловие
- Кто верит в это?
- А если заглянуть глубже и сказать правду
- Практическое приложение правды
- Заключение
- Литература
- Стиль жизни, как социально-психологическая категория Понятие образа жизни
- Проблема «Человек и вещь»
- Тип современного нигилиста и скептика
- Потребность алкоголя – неразумная потребность
- Наркомания – символ беспроблемности, немедленного удовлетворения всех потребностей
- Активная жизненная позиция
- Забота о здоровье не есть частное дело
- Психофизиологическая удовлетворенность в семье Здоровье и здоровый образ жизни
- Семья – как духовно-психологическая общность
- Взаимоуважение – показатель дружбы и доверия
- Доверие в семье
- Дисгармония и отчуждение
- Культура общения
- Решение спорных вопросов
- Искусство предотвращать конфликт
- А как за рубежом?
- Правильное питание как фактор здорового образа жизни Питание и здоровье
- Режим, ритм и эстетика питания
- Пища, которую следует избегать
- Пища, богатая кальцием, необходима
- Как, когда и сколько есть?
- Как строится рацион питания
- А когда следует кушать
- Три правила питания
- Вода – это жизнь Введение
- Вода и процессы в организме человека
- Эта разная вода
- Факторы воздействия на человека холодной природной воды
- Использовать воду надо разумно
- Заключение
- Биоритмы и их значение в режиме дня школьника Ритмы жизни
- Биоритмы и жизнедеятельность
- Суточные ритмы
- Ритм температуры тела
- Развитие ритмов
- Значение сна и бодрствования
- Три принципа сна
- Хронобиологическая характеристика
- Ритм потребности в питании
- Сезонные ритмические колебания
- Возрастная биоритмология
- Женщина становиться матерью Зарождение новой жизни
- Неужели беременна?
- Гигиена беременной женщины
- Беременность и вредные привычки
- Питание беременной
- Ограничения в питании
- Курение, потомство и мы
- Курить – здоровью вредить
- Биологическая роль мужчины
- Детородная функция женщины
- Развитие плода
- Последствия никотинового зачатия
- Никотин и гены
- Итак, кратко
- Женщина в климакретическом периоде Что такое климактерический период?
- Поздний климакс
- Ранний климакс
- Опасность преждевременного климакса
- Противозачаточные таблетки и их влияние на организм
- В плену у состарившегося тела
- Профилактика климакса
- Поза плуга и ее варианты
- Десять заповедей здоровья
- Примерные темы семинарских занятий
- Послесловие
- Литература
- Что еще почитать
- Содержание
- Б. Н. Чумаков
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7