logo
метод для пуб

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите по-латыни М-холиноблокаторы периферического действия.

  2. Укажите основные эффекты, наблюдающиеся при блокаде М-холинорецепторов круговой мышцы радужки.

  3. Укажите механизм паралича аккомодации, наблюдающийся при блокаде М-холинорецепторов цилиарной мышцы.

  4. Укажите эффекты, наблюдающиеся при блокаде М-холинорецепторов бронхов.

  5. Укажите эффекты, наблюдающиеся при блокаде М-холинорецепторов желудка и кишечника.

  6. Укажите эффекты блокады М-холинорецепторов желчного пузыря и желчных протоков, как изменится при этом секреция желчи.

  7. Укажите эффекты, наблюдающиеся при блокаде М-холинорецепторов мышцы и проводящей системы сердца.

  8. Укажите, как изменится секреция слюнных и потовых желез при блокаде М-холинорецепторов.

  9. Укажите эффекты блокады М-холинорецепторов матки, мочеточников и мочевого пузыря.

  10. Укажите химическое строение атропина сульфата, к какой группе аммониевых соединений относится.

  11. Перечислите основные точки приложения действия атропина сульфата.

  12. Перечислите центральные эффекты терапевтических доз атропина сульфата.

  13. Перечислите центральные эффекты токсических доз атропина.

  14. Укажите, как влияет атропина сульфат в токсических дозах на капилляры и артериальное давление, и каков механизм этого действия.

  15. Перечислите показания к применению атропина сульфата.

  16. Укажите основные отравления, при которых атропина сульфат применяют в качестве антидота.

  17. Перечислите основные побочные эффекты атропина сульфата.

  18. Укажите основные противопоказания к применению атропина сульфата.

  19. При отравлении атропином развивается двигательное и речевое возбуждение, могут быть судороги с потерей сознания, задержка мочи. Перечислите другие симптомы отравления атропином.

  20. Укажите основные меры неотложней помощи при отравлении атропином.

  21. Перечислите фармакологические особенности гоматропина гидробромида в сравнении с атропином.

  22. Укажите химическое строение скополамина гидробромида, к какой группе аммониевых соединений относится.

  23. Перечислите особенности фармакодинамики скополамина гидробромида в сравнении с атропином.

  24. Перечислите основные показания к применению скополамина гидробромида, обусловленные центральным и периферическим М-холиноблокирующим действием.

  25. Укажите, к какому классу биологически активных соединений относится платифиллина гидротартрат, растительное сырье, в котором он содержится, к какому классу аммониевых соединений принадлежит.

  26. Перечислите основные точки приложения действия платифиллина гидротартрата.

  27. Перечислите особенности действия платифиллина гидротартрата в сравнении с атропином.

  28. Перечислите показания к применению платифиллина гидротартрата.

  29. Укажите особенности фармакодинамики метацина в сравнении с атропином.

  30. Укажите специфический блокатор М-холинорецепторов.

  31. Укажите особенности фармакодинамики гастроцепина в сравнении с атропином.

  32. Укажите особенности фармакодинамики тровентола в сравнении с атропином.

  33. Укажите основные противопоказания для применения М-холиноблокаторов.

  34. Укажите локализацию М-холинорецепторов в центральной нервной системе.

  35. Укажите локализацию Н-холинорецепторов в центральной нервной системе.

  36. Укажите по-латыни избирательные М-холиноблокаторы центрального действия.

  37. Укажите по-латыни избирательный Н-холиноблокатор центрального действия.

  38. Укажите по-латыни препараты, обладающие центральным М- и Н-холиноблокирующим действием.

  39. Укажите по-латыни препарат из группы М- и Н-хслиноблскаторов периферического действия.

  40. Укажите основные эффекты, вызываемые амизилом.

  41. Укажите основные показания к применению амизила, обусловленные его центральными и периферическим М-холинслитическими эффектами.

  42. Укажите показания к применению амизила в качестве транквилизатора.

  43. Укажите основные эффекты, вызываемые тропацином.

  44. Укажите основные показания к применению циклодола. арпенала и тропацина. обусловленные центральным действием.

  45. Укажите основные эффекты, вызываемые спазмолитином.

  46. Перечислите основные показания к применению спазмолитина.

  47. Перечислите основные показания к применению тропацина, циклодола, арпенала, обусловленные периферическим действием препаратов

Занятие 14. Н-ХОЛИНОМИМЕТИКИ. Н-ХОЛИНОБЛОКИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА (ГАНГЛИОБЛОКАТОРЫ И МИОРЕЛАКСАНТЫ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ)

Мотивация цели самоподготовки. Н-холиномиметики играют важную роль в качестве стимуляторов дыхания, а также для снижения никотиновой абстиненции при отвыкании от курения. Ганглиоблокаторы применяют для купирования гипертонических кризов, для лечения язвенной болезни желудка, бронхиальной астмы, эндоартериита и др. Миорелаксанты применяют для расслабления скелетной мускулатуры во время операции, для купирования судорожных припадков. Провизор должен знать механизм действия и фармакодинамику Н-холиномиметиков и Н-холиноблокаторов, особенности действия отдельных препаратов, показания к их применению, побочные эффекты. Провизор должен уметь исследовать рецепты на препараты этих групп и при необходимости вносить соответствующие коррективы.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала необходимо знать из курса физиологии эффекты возбуждения и блокады Н-холинорецепторов, из курса патологии — понятие о патологических состояниях, сопровождающихся угнетением внешнего дыхания, бронхиальной астме, язвенной болезни; из предыдущих занятий по фармакологии —локализацию Н-холинорецепторов.

Препараты для изучения в процессе самоподготовки. Цититон, лобелина гидрохлорид, анабазин, лобесил, табекс, бензогексоний, пахикарпина гидрохлорид, пирилен, гигроний, тубокурарин-хлорид, панкуроний, дитилин, диоксоний, ардуан. диплацин, мелликтин.

Цель самоподготовки

А - уяснить и запомнить:

Б - Уметь выписать в рецептах: лобелина гидрохлопид, цититон, анабазина гидрохлорид, бензогексоний, пентамин, мелликтин.

В - Уметь исследовать рецепты на препараты данной темы.