Предисловие
Необходимость изучения фармакологии определяется требованиями к профессиональной деятельности провизора. Так, в настоящее время основную долю ассортимента в аптеке составляют готовые лекарственные средства. Кроме того, как показывает, практика основная часть отпускаемых в аптеке лекарственных средств относятся к перечню безрецептурных.
В этой связи, актуальной необходимостью является профессиональное знание фармакологии, имеющее цель оказать консультативную помощь пациенту при выборе лекарстве, его замене, побочных эффектах и др.
Данное методическое пособие предназначается в помощь студенту при самоподготовке к предстоящему практическому занятию и служит руководством для работы непосредственно на самом занятии. Задача пособия заключается в том, чтобы студент представлял себе объем базовых знаний и умений, которые он должен иметь по фармакологии, без которых невозможно освоение информации по клинической фармакологии и фармакотерапии основных заболеваний.
Структура пособия включает в себя методические указания для самоподготовки к практическому занятию и задания, выполняемые в ходе занятия; в приложении приведены вопросы для самоконтроля, что позволяет студенту в процессе самостоятельной работы контролировать уровень подготовки к занятиям.
В указаниях для самоподготовки определены цель самоподготовки, исходный уровень знаний, необходимый для изучения материала темы (получен при изучении других дисциплин), приводится перечень обязательных для изучения препаратов, перечень препаратов, которые студент должен уметь выписать в рецептах. Информация по заданиям, указанным в разделе «Цель самоподготовки», содержится в материалах лекций и рекомендуемой к занятию литературе.
Структура методического пособия включает ряд разделов при изучении, которых студент должен:
1. Уяснить и запомнить:
принципы классификации лекарственных средств;
химическую и фармакологическую классификацию препаратов конкретной группы;
латинские наименования препаратов группы их синонимы;
основные физико-химические свойства препаратов (кислота, щелочь, слабая кислота, слабая щелочь, электролит, неэлектролит, полярное, неполярное соединение, растворимость в воде, масле);
основные производимые лекарственные формы, порядок отпуска препарата из аптеки (способ хранения, правила оформления рецепта, запомнить разовые дозы);
особенности всасывания препарата в зависимости от времени приема и состава пищи;
фармакодинамику препарата (основные эффекты, локализацию и механизм действия, побочные эффекты):
пути выведения препарата, его фармакокинетики (транспорт через биологические мембраны, распределение, время начала действия и его длительность, время полувыведения, механизмы биотрансформации, особенности связывания препарата с белками крови, кумулятивные свойства, пути экскреции и элиминации);
показания и противопоказания к применению препарата:
основные разновидности несовместимости (физико-химическая, фармакодинамическая, фармакокинетическая);
сравнительную характеристику препаратов конкретной фармакологической группы.
2. Уметь выписывать в рецептах наиболее часто применяемые лекарственные средства.
3. Уметь анализировать предложенные рецепты.
Организационная структура практического занятия по фармакологии включает в себя:
Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы студентов.
Контроль исходного уровня знаний.
Выполнение учебно-практических заданий.
Анализ предложенных рецептов.
Обсуждение узловых вопросов темы.
- Федеральное агенство по образованию белгородский государственный университет практикум по фармакологии для студентов фармацевтического факультета специальности 060108 «фармация»
- Часть I
- Cодержание
- Предисловие
- Формы бланков рецептов
- Памятка к форме бланка рецепта № 148-1/у-88
- Памятка по оформлению рецептурного бланка -учетная форма № 148-1/у-04(л)
- Литература
- 1. Уяснить и запомнить:
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Мягкие лекарственные формы
- 1. Уяснить и запомнить:
- Литература
- Итоговое занятие по общей рецептуре
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Выведение лекарственных веществ из организма (экскреция и элиминация)
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Задание 13. М-холиноблокаторы периферического действия. Меры помощи при отравлениях. М- и н-холиноблокаторы центрального и периферического действия
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 16. Антиадренергические лекарственные средства
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 34. Диуретические и противоподагрические средства
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы