logo
ответы к госэкзамену / АиГ

17. Организация работы гинекологического стационара.

Гинекологический стационар состоит из приемного отделе­ния (приемный покой), гинекологических отделений, операци­онного блока и реанимационного отделения.

Приемное отделение является первым структурным подраз­делением, куда непосредственно обращаются больные, нуждаю­щиеся в стационарном лечении. В нем должны быть помещения для ожидающих больных, врача и медицинской сестры, гинеко­логического осмотра и санитарной обработки.

Комната для поступающих в стационар больных и сопровож­дающих их лиц должна иметь стенды и необходимые пособия для санитарного просвещения и распорядка работы отделения.

В кабинете врача и медицинской сестры осуществляются ос­мотр больных и оформление истории болезни, вносятся данные в компьютер.

Гинекологическое исследование производится в специальной комнате с гинекологическим креслом и кушеткой. При необхо­димости снимаются волосы с половых органов, осуществляется санитарная обработка и больная поступает в гинекологическое отделение.

В приемном отделении устанавливается или подтверждается по направлению диагноз, определяется необходимость оператив­ного (или консервативного) лечения, оценивается полнота предоперационного амбулаторного обследования и назначаются до­полнительные исследования в условиях стационара.

В ургентных случаях больная срочно подается в операцион­ное или реанимационное отделение, ей оказывается первая не­обходимая помощь.

При отказе в госпитализации сведения о больной с указанием причин отказа заносятся в специальный журнал.

Гинекологическое отделение разделяется на чистые и гной­ные в зависимости от характера заболеваний и оперативных вме­шательств. При наличии только одного отделения разделение больных осуществляется по этому же принципу по палатам, пере­вязочным и процедурным помещениям.

В гинекологическом отделении имеются палаты для больных, операционная для малых гинекологических операций, перевязоч­ная, процедурная, комнаты для врачей, старшей медицинской се­стры (в ней же хранится запас медикаментов) и вспомогательные помещения.

Для послеоперационных больных, поступающих из операцион­ного блока или реанимационного отделения, выделяются отдель­ные палаты со специальным режимом санитарной обработки. В малой операционной, процедурной и перевязочной комнатах она производится по тем же правилам, что и в операционном блоке.

При отсутствии отделения интенсивной терапии и реанимации или условий для наблюдения за всеми больными в течение первых суток после операции в гинекологическом отделении отдельные па­латы должны иметь специальное оснащение: функциональные кро­вати, устройства для оксигенотерапии и мониторного наблюдения.

Операционный блок представляется комплексом помещений со специальным оборудованием для производства операций и мероприятий, связанных с их выполнением. Он рас­полагается на отдельном этаже или в крыле здания, будучи свя­занным коридорами или через систему лифтов с гинекологичес­кими отделениями.

Структура операционного блока: операционные залы предоперационные, стерилизационная, кабинет для переливания крови, санитарные пропускники, комнаты для хирургов и персо­нала, комнаты для хранения чистого белья и сбора использован­ного, туалеты.

Все помещения операционного блока должны соответствовать санитарным требованиям по кубатуре, освещенности, вентиля­ции, удобствам уборки и специальной обработки.

Операционные залы и предоперационные должны быть от­дельными для чистых и гнойных операций.

Операционный зал является основным структурным подраз­делением операционного блока и должен быть оборудован бес­теневыми подвесными лампами, анестезиологической аппарату­рой, операционным столом (или несколькими), системой мониторингового контроля и столиками для стерильного мате­риала, дезинфицирующих и инфузионных средств. В клиничес­ких учреждениях должны быть возможности для наблюдения за ходом операций с помощью телевизионной трансляции в ауди­тории и через стеклянные потолки со второго яруса. Показатели системы мониторингового контроля за состоянием больных на операционном столе, как и в палатах интенсивного наблюдения после операции, должны транслироваться в кабинет заведующе­го отделением анестезиологии, интенсивной терапии и реани­мации (или другие специальные помещения контроля).

Стены и пол в операционном зале покрываются плиткой, по­толок - светлой эмалевой краской. Он должен иметь хорошие освещение, отопление и вентиляцию. Последняя в идеале осущест­вляется с помощью стационарных установок для кондициониро­вания воздуха. Коллекторные системы для подачи кислорода, газо­образных смесей для наркоза и вакуумная система располагаются вне операционной.

Для освещения используются естественный (дневной) и ис­кусственный источник света. Большие прямоугольные окна дол­жны выходить на северную сторону. Для освещения операционого поля, кроме подвесных бестеневых ламп, могут использоваться передвижные лампы. Освещение дублируется аварийной сетью от аккумуляторов.

Микроклимат в операционном зале (температура 22-23 С, дол­жные вентиляция и влажность) имеет очень большое значение для работоспособности персонала и самочувствия больной.

В предоперационной все лица, работающие в операционной, надевают бахилы и маски. В ней должны быть несколько раковин для мытья рук (хирургом, ассистентами, операционной сестрой, анестезиологом), вешалки для клеенчатых фартуков, тумбочки для чистого и отработанного белья.

Стерильные белье, материалы и инструменты подаются в опе­рационный зал обычно из центральных стерилизационных ус­тановок. Возможно наличие стерилизационных и в операционном блоке.

Материальная может состоять из одной или нескольких ком­нат. В них хранятся запасы медикаментов, шовного материала и инструментов.

Санитарные пропускники состоят из двух комнат, разде­ленных душевой с двумя входами. Персонал, участвующий в опе­рации, в одной комнате раздевается, проходит через душевую и в другой комнате одевается в специальный операционный костюм и обувь. После операции персонал в обратном порядке проходит санитарный пропускник и одевается в свою одежду.

В кабинете для переливания крови хранятся кровь и кро­везаменители. В нем имеются условия для определения группы крови и резус-фактора.

Режим работы операционного блока предусматривает ограни­чение посещений, а для работающего персонала - специальную одежду, отличающуюся от одежды сотрудников других отделений. Тщательно производится уборка операционного блока с ис­пользованием дезинфицирующих средств, ультрафиолетовых и кварцевых ламп, которые имеются во всех его помещениях. Осо­бые правила существуют для уборки операционных залов. Со­гласно им, различают следующие виды уборки: предваритель­ная (утром перед началом работы); текущая (в процессе выполнения операций); промежуточная (между операциями); окончательная (в конце операционного дня) с тщательным мы­тьем всех предметов и пола с мыльным раствором, с использова­нием дезинфицирующих средств, облучением ультрафиолето­выми лампами и проветриванием помещений; генеральная уборка проводится в свободные от операций дни один раз в не­делю.

Бактериологический контроль в операционном блоке осуще­ствляется регулярно. Не реже одного раза в месяц производятся бактериологические посевы воздуха, шовного и перевязочного материала, инструментов.

Еженедельно контролируется качество мытья рук (посев с рук участников операций). Персонал операционного блока регуляр­но проходит углубленное обследование и бактериологический контроль.

Появление случаев нагноения ран или других неблагополуч­ных ситуаций является основанием для более жесткого режима, внеочередных бактериологических контролей, дополнительных генеральных уборок, а в ряде случаев - и для установления пере­рывов по выполнению плановых операций.

18. Социально-правовая защита женщины (см. вопр. 1).

Социально-правовая помощь оказывается женщинам в женской консультации на основании действующего законодательства. В женской консультации работате юрист, который дает советы по правовым основам, организует лекции и беседы о браке и семье, о льготах трудового законадательства для женщин, проводит семинары для врачей и средних медицинских работников по разъяснению основ законадательства о здравоохранении. Юрист ведет «Книгу записи работы старшего юрисконсультанта, юрисконсультанта учреждений здравоохранения».