Тема 4 Утрата как причина кризиса
Потеря близкого человека, семейные кризисы и развод как утрата семьи, болезнь как потеря здоровья, жизнь в секте как утрата личной свободы, тюремный кризис, потеря работы или профессиональный кризис.
Теоретические вопросы психологии горя и утраты: виды, феноменология, динамика. Психотерапевтическая помощь при горе и утрате. Работа горя. Возрастные закономерности восприятия смерти. Самосознание и проблемы, возникающие в горе. Характеристика базовых иллюзий (бессмертия, справедливости, простоты мира).
Понятие «нормального горя». Общие симптомы горя. Соматические нарушения. Специфические нарушения дыхания (прерывистое, особенно при вдохе), физическое переутомление, утрата аппетита, нарушения сна (кошмары, бессонница). Психологическая сфера при утрате близких. Чувство вины, погруженность в образ умершего. Ощущение опустошенности, блеклости, серости мира, раздражительность. Идеализация умершего. Чувство брошенности, вызывающее гнев. Конфликт гнева с идеализацией. Фазы горя и стадии переживания утраты. Шок и оцепенение. Фаза страдания — дезорганизации. Фаза остаточных толчков и реорганизации. Фаза завершения. Патологическое горе. Психологические особенности детского горя.
Семинар.
Вопросы:
Принципы, стратегии и методы помощи в горе?
Психологическая и психотерапевтическая помощь на разных стадиях переживания утраты?
Общая характеристика переживания детьми горя?
Фазы детского горя?
Возрастные особенности переживания горя?
Принципы общения и помощь горюющему ребенку?
Состояния в процессе горевания, требующие психотерапии?
Сопровождение умирающих, предварительное горе, работа с родственниками?
Особенности установления контакта?
Работа с чувством вины, агрессией, травматическими воспоминаниями?
Работа по сепарации с умершим?
Простройка будущего?
Нормальная динамика горя и патологическое горе (понимание сущности психологических процессов при утрате, психоаналитический, гештальт- и экзистенциальный подходы)?
Основная литература к теме:
Абабков В.А., Перле М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Спб.: Речь, 2010.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.
Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 6. С. 21-28.
Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания /Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 160 с.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., «Политиздат». 1987, 286 с.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические
расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995.
Кокс Т. Стресс. М., 1981.
Кризисная психотерапия // Психотерапия. Под. Ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2000.
Лукас, Кристофер. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства: Пер. с англ./Лукас К., Сейден Г.М. - М.: Смысл, 2000 Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога)
Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. Прозоров А.Д. Как спасти себя и своего ребёнка от тоталитарной секты. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2000. – 192 с.
Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.
Тема 5
Травма как причина кризиса
Катастрофы и чрезвычайные ситуации как причина психологического кризиса, война как источник травмы, насилие, как причина психологической травмы, терроризм и его психологические и социальные детерминанты. Диагностика агрессии и агрессивности опросниковыми и проективными методами. Классификация экстремальных и кризисных ситуаций в социально-психологическом контексте. Психология травматического стресса: переживание катастрофы. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях.
Механизмы действия эмоционального стресса. Посттравматические стрессовые расстройства. Эмоциональные реакции на психическую травму. Механизмы возникновения посттравматического расстройства. Психологическая характеристика травмированной личности. Общение травмированной личности. Формы и методы психологической помощи детям, пережившим психическую травму. Техники экстренной психологической помощи. Психогении в экстремальных ситуациях. Гендерные особенности поведения в экстремальных ситуациях.
Психология агрессии и терроризма. Агрессия и враждебность: определение понятий. Классификация форм агрессивного поведения. Классификация А.Басса. Три вида агрессивного поведения по С.Фешбаху. Классификация Д.Зилльмана. Отечественный подход к классификации агрессии. Типология агрессии С.Н.Ениколопова. Психоаналитический подход к проблеме агрессивного поведения. Этологический подход к проблеме человеческой агрессивности. Фрустрационная теория агрессии. Теория посылов к агрессии Л.Берковица. Теория переноса возбуждения Д.Зилльмана. Когнитивные модели агрессивного поведения. Модель Л.Берковица. Теория когнитивного опосредования агрессивного поведения. Теории социального научения. агрессии. Детская и подростковая агрессия. Агрессия при расстройствах личности. Агрессия лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Определение террора. Государственный террор. Террор в рамках официально ведущейся войны. Массовый и локальный террор. История массового террора. Террор и революции. Террор и насилие. Виды насилия. Психология геноцида и массовых убийств. Массовые убийства и геноцид как особый вид политического насилия. Групповой и индивидуальный терроризм. Психологическая структура террористической деятельности. Социальные и личностные детерминанты террористического поведения. Мотивационные типологии в психологии терроризма. Предпосылки терроризма. Типология терактов. Психология террористов. Особенности личности террористов. Взаимодействие террористов с заложниками. Особенности психологии заложников. Психология ведения переговоров с террористами. Анализ личности преступников, определение стратегии и тактики дальнейшей работы, оценка приемлемости требований. Стадия проведения переговоров. Стадия освобождения заложников. Стадия подведения итогов, оценки действий, накопление опыта. Анализ способов коммуникативного давления со стороны террористов: ультимативность требований, завышенные требования, срочность их исполнения, уход от конкретных предложений, ложные акценты в изложении своей позиции, принижение и оскорбление личности партнеров по переговорам, угрозы, отказ от достигнутых соглашений, двойное их толкование. Избегание в переговорном процессе отрицательно окрашенных слов, предложений. Непрерывность вербального контакта. Недопустимость психологической оценки личности террористов во время переговоров. Корректная реакция на требования террористов.
Диагностика состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева. Тест руки. Диагностика агрессии с помощью проективной методики РНЖ. ТАТ как метод диагностики агрессии. Диагностика агрессивности с помощью Теста фрустрационных реакций С.Розенцвейга. Составление психологического портрета потенциального носителя протеррористической активности. Психологический дебрифинг.
Семинар.
Вопросы:
Чем занимается Виктимология (предмет, история, перспективы)?
Типы жертв и виды виктимности?
Насилие: виды и формы?
Выученная беспомощность и поисковая активность?
Совладающее поведение и защитные механизмы личности?
Формирование виктимности (теории и модели)?
Диагностика виктимности.
Психотерапия виктимности (транзактный анализ, индивидуальная психология Адлера, психосинтез, когнитивно-поведенческая психотерапия)?
Различия между криминальной виктимологией, виктимологией насилия, виктимологией аддиктивного поведения?
Аддиктивное поведение (концепции, модели; деструктивные культы; наркомания; алкогольная зависимость; компьютерная зависимость; игровая зависимость; нарушения пищевого поведения; созависимость; консультирование и психотерапия зависимостей; метод сказкотерапии в психотерапии зависимости).
Семинар.
Вопросы:
Насилие над детьми (эмоциональное насилие, психологическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие)?
Насилие в школе, последствия школьного насилия?
Последствия насилия у детей (нарушение физического и психического развития, заболевания как следствие насилия)?
Психические особенности детей, пострадавших от насилия?
Социальные последствия жестокого обращения с детьми?
Консультирование детей – жертв насилия (индивидуальная, групповая психотерапия с детьми, тренинг с детьми, пережившими сексуальное насилие)
Домашнее\семейное насилие?
Изнасилование, консультирование и психотерапия жертв насилия (семейного, сексуального)?
Социально-экономические факторы риска насилия в семье?
Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения; факторы риска, обусловленные личностью родителя; личность ребенка как фактор насилия)?
Пренебрежение или заброшенность ребенка (физическая заброшенность — пренебрежение; эмоциональная заброшенность — пренебрежение; заброшенность — запущенность здоровья ребенка; пренебрежение образованием ребенка)?
Жестокое обращение с детьми (Правила «отравляющей педагогики» и их последствия для развития ребенка, профилактика жестокого обращения с детьми)?
Основная литература к теме:
Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с.
Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб: 2009.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2008.
Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980.
Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., «Зеркало». 1994. 251с.
Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М., «Политиздат». 1991, 320 с.
Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. – СПб: Питер, 2002. – 496 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии, 2001. № 4.
Дмитриева Т.Б., Воложин А.И. Социальный стресс и психическое здоровье.- М., 2001.
Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи. Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2004. – 160 с. Ениколопов С.Н., Лебедев С.В., Бобосов Е.А. Влияние экстремального события на косвенных участников. // Психологический журнал. Т. 25, № 6, 2004 г. с. 73-77.
Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические
расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995.
Кокс Т. Стресс. М., 1981.
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999.
Кризисная психотерапия // Психотерапия. Под. Ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2000.
Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996 Медицинский справочник. Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях. - СПб.: «Герион», 1995.
Леонова А.Б., Кузнецова АС. Психопрофилактика стрессов. М.,1992.
Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник А.М. Боевая психическая травма: Руководство для врачей. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 432 с.
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога)
Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 960 с. – (Справочник практического психолога).
Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.
Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний