Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
Дисциплина «Психология кризисных ситуаций» является дисциплиной по выбору в профессиональном цикле, установленным вузом в рамках предметных дисциплин профильной подготовки профессионального образования бакалавров по направлению «Психология» 030300.62.
Особенность данного курса заключается в его междисциплинарном и интегративном характере. Концептуальные идеи курса полностью вписываются в формирующуюся парадигму современного высшего образования, основанную на принципах фундаментальности, целостности и междисциплинарности.
Дисциплина имеет междисциплинарный характер, общую логику и опирается на изучение студентами дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также дисциплин профессионального цикла, таких как: «Психология развития и возрастная психология»; «Психология личности» «Психология труда»; «Экспериментальная психология»; «Этнопсихология»; «Специальная психология»; «Общий психологический практикум»; «Психодиагностика»; «Математические методы в психологии»; «Дифференциальная психология». А также содержательно связана с курсами вариативной части профессионального цикла дисциплин: «Основы социально-психологического тренинга»; «Конфликтология»; «Групповая психотерапия»; «Гуманистическая психология»; «Основы психоанализа»; «Психология управления персоналом»; «Психодрама»; «Аналитическая психология»; «Транзактный анализ»; «Психология творчества»; «Соционика» и другие.
Актуальность тематики, представленной в данном учебно-методическом комплексе, к сожалению, только возрастает, так как развитие современного общества характеризуется наличием растущего числа кризисных и чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера с тенденцией к увеличению их масштабности (экологические бедствия, зоны вооруженных конфликтов, травматическое воздействие СМИ и др.). Необходимость междисциплинарного подхода к этой проблеме назрела давно, так как в последние годы возрастает число лиц, переживших природные или техногенные катастрофы, больных фатальными заболеваниями (СПИД, онкопатология), утративших близких, подвергшихся нападению, а также безработных, беженцев, участников локальных войн и т.п.
Наибольшие личностные разрушения несет травматический кризис, разрушающий физическое существование индивида, и наносящий неизгладимую психологическую травму. Именно в результате действия травматического стресса возникают острые стрессовые расстройства, которые способны изменить всю жизнь человека. Далеко не каждый человека способен самостоятельно справиться с возникшим кризисом, и в этом случае необходима помощь специалиста.
Практическая значимость. Востребованность психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов, которые должны владеть всеми необходимыми профессиональными компетенциями. Данная дисциплина является своеобразным ответом на потребность общества в подготовке подобных специалистов, владеющих гуманитарными технологиями и способных осуществлять свою деятельность в нестандартных ситуациях.
Методология построения дисциплины. Построение учебной программы представляют собой гармоничное сочетание теоретических основ и прикладного применения знаний в области феноменологии чрезвычайных
ситуаций с возможностью применения различных стратегий психологической помощи, учитывающих динамику психических состояний и поведения человека.
Изучение дисциплины направлено на систематизацию представлений о кризисе в жизни человека; развитие навыков психосоциальной помощи взрослым и детям, оказавшимся в кризисной ситуации; освоение целостной системы психокоррекционной работы с посттравматическими и стрессовыми расстройствами у детей и взрослых.
Дисциплина «Психология кризисных ситуаций» рассматривает причины возникновения кризисных ситуаций, их влияние на развитие и становление личности, а также различные модели стресса и виды травмирующих ситуаций, приводящих к развитию посттравматического стрессового расстройства у ветеранов боевых действий и лиц, пребывающих в зоне боевых действий, населения в зоне стихийных бедствий и катастроф, лиц, потерявших близкого человека, потерпевших от преступлений и сексуального насилия и т.д.
При изучении каждой темы особое внимание обращается на использование принципа гуманности и научного подхода в решении различных личностных проблем клиентов, на всестороннее использование международного опыта оказания психологической помощи в кризисных состояниях и применении разнообразных существующих психологических методов.
Естественнонаучной основой курса является физиология высшей нервной деятельности человека.
Тренинговые и семинарские занятия, выполнение тестовых и практических заданий, позволяют выработать навыки и умения, определенные алгоритмы научного психологического анализа и поведения психолога в различных ситуациях.
Целью освоения дисциплины является подготовка бакалавра, обладающего системой фундаментальных знаний основ теории и практики по вопросам психологических основ поведения человека в кризисных ситуациях, в выработке умений применения основных психологических технологий в практической деятельности на данном направлении для решения практических и научно-исследовательских задач, а также личностными и профессиональными качествами, способствующими практической деятельности во взаимодействии со специалистами смежных областей.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- формирование у будущего бакалавра психологии теоретических знаний, способствующих ориентировке в научных концепциях, грамотной постановке и решению научно-исследовательских и практических задач в области психологии кризисных ситуаций;
- формирование у студентов целостной системы знаний об основах, категориях, принципах и институтах психологии кризисных ситуаций;
- развитие категориального, критического, аналитического и синтетического мышления при изучении концептуальных основ различных подходов к психологии кризисных ситуаций;
- формирование интереса к дисциплине «Психология кризисных ситуаций» как научно-практической отрасли психологического знания;
- на основе накопленных теоретических знаний, навыков научно-исследовательской работы и информационного поиска подготовить психолога к теоретическому пониманию им деятельности в области психосоциальной работы по психологическому сопровождению клиентов в ситуации обращения их по вопросам разрешения кризисных ситуаций;
- формирование всесторонних знаний о принципах, методах и способах защиты личности;
- приобретение необходимых умений и навыков психологических технологий, применяемых в различных сферах психологии кризисных ситуаций;
- способствование выработке умений организации и непосредственного оказания психологической помощи различным категориям клиентов;
- формирование целостного представления о процессах адаптации и дезадаптации личности к критическим условиям существования;
- рассмотрение представлени о процессах взаимодействия личности с критическими и опасными ситуациями, и ситуациями, характерными высокой степенью неопределенности;
- рассмотрение психологических механизмов среды и условий, порождающих критические ситуации;
- развитие представления о психологических последствиях, возникающих у личности как результат процесса ее взаимодействиями с критическими ситуациями.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
Направление профессиональной деятельности: Объектом профессиональной деятельности бакалавра в сфере психологии являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.
Краткая характеристика: В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр готов участвовать в решении комплексных задач в системе образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
диагностическую и коррекционную;
экспертную и консультативную;
научно-исследовательскую;
учебно-воспитательную.
В результате изучения дисциплины «Психология кризисных ситуаций» бакалавр должен:
Иметь представление:
- о разновидностях направлений, подходов и школ в системе психологии кризисных ситуаций;
- о месте и роли психолога-консультанта в системе социальной помощи населению, предприятию.
- о структуре и характере взаимодействия личности с критическими ситуациями;
- о роли психологических особенностей личности в этом взаимодействии;
- о динамике психических процессов и состояний личности в процессе взаимодействия;
- о структуре и характере критической ситуации и стрессоров, а также характере и степени их воздействия на личность и на психологические последствия.
Знать:
- общую историю возникновения, становления и дальнейшего развития основных теорий в психологии кризисных ситуаций;
- общетеоретические и методологические основы психологии кризисных ситуаций, профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;
- основные принципы динамики процесса психологического консультирования в кризисной ситуации, психотерапевтические факторы, механизмы их действия и управления ими в рамках основных консультативных подходов;
- как использовать теоретический материал дисциплины в исследовательской и практической деятельности при анализе ситуаций, возникающих в процессе консультирования клиентов в ситуации кризиса;
- требования профессиональной этики психолога-консультанта к работе с клиентами;
- базовые процедуры анализа проблем социализации человека.
- теоретические и прикладные аспекты организации и проведения экспериментального исследования, методы математического анализа и моделирования психологических феноменов при решении различных профессиональных задач.
- понятийный и категориальный аппарат, основные проблемы и задачи предмета, методологические принципы и теоретические основы для их решения.
Овладеть:
- категориальным аппаратом основных теорий психологии кризисных ситуаций;
- навыками анализа своей деятельности и нахождения организационно-управленческих решений психологических ситуаций в различных областях жизнедеятельности человека;
- навыками отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
- проведения исследования в области психологии кризисных ситуаций.
Уметь:
- использовать теоретический материал дисциплины в исследовательской деятельности, а также при планировании воздействий на различных этапах консультационного процесса в психологии кризисной ситуации;
- адекватно воспринимать и оценивать личность другого человека, эмпатически относиться к нему, устанавливать достоверный контакт в диалоге, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психических состояний;
- выбирать адекватные методы диагностики познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, способностей, функциональных состояний, личностных черт, используемые для решения поставленных задач;
- осуществлять коррекционно-развивающую деятельность в области психологии кризисных ситуаций;
- самостоятельно организовать и провести исследование по проблемам, возникающим в критической ситуации.
Обладать следующими компетенциями, формируемыми в результате освоения дисциплины «Психология кризисных ситуаций» :
общекультурными: способностью и готовностью к:
- совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного развития личности;
- принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции психолога, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях практической деятельности;
- адаптации к новым ситуациям в психологической практике, переоценке накопленного опыта в этой практике, анализу своих возможностей;
- позитивному воздействию личным примером на клиентов, обратившихся за психологической помощью на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни, конституционных прав и свобод;
- оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы;
профессиональными: в практической деятельности способностью и готовностью к:
- диагностике и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов в рамках консультативной практики кризисных ситуаций;
- выстраиванию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, и развитии клиента в рамках психологического консультирования клиента в кризисной ситуации;
- асистированию деятельности магистра или специалиста при осуществлении глубинно-психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида в различных сферах жизнедеятельности, коллектива в процессе трудовой деятельности в кризисной ситуации;
научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к:
- применению знаний психологии кризисных ситуаций о психологических феноменах, типологии, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики в кризисной ситуации;
- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;
- участию в проведении психологических исследований на основе применения полученных знаний в различных научных и научно-практических областях психологии;
- реализации базовых знаний и умений психологии кризисных ситуаций в анализе проблем человека, трудового коллектива, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности;
- выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии кризисных ситуаций и социальной работы.
в проектно-инновационной деятельности: способностью и готовностью к:
- профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет-ресурсов;
в организационно-управленческой деятельности: способностью и готовностью к:
- использованию нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности;
- нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и принятие ответственности за них.
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний