Планирование действий в кризисных ситуациях
К сожалению, все чаще среди пострадавших в кризисных и чрезвычайных ситуациях оказываются дети.
К кризисам, которые могут повлиять на учащихся, преподавателей и администрацию школ относятся:
несчастный случай с учащимся или преподавателем,
самоубийство или смерть, грубое насилие (например, групповые «разборки»),
захват заложников,
пожар в школе или природные бедствия.
К некоторым типам кризисных ситуаций можно подготовиться, другие практически не оставляют времени для предварительного планирования.
Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладения с кризисными ситуациями. Эффективное поведение в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на обучение и психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.
Чаще всего сотрудники образовательного учреждения задаются вопросами: что делать в первые минуты после чрезвычайной ситуацией (ЧС), что делать на следующий день, каким образом обеспечить психологическую безопасность?
В каждом образовательном учреждении необходимо иметь четкий план действий в кризисных ситуациях. Такой план должен охватывать разные аспекты безопасности учащихся и персонала — физической, психологической и эмоциональной.
Антикризисный план должен включать в себя блоки: организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действия в ЧС), методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы), ресурсный (материально-технические и кадровые). Каждый блок формируется с учетом следующих факторов:
типы ситуаций, которые определяются образовательным учреждением как чрезвычайные;
признаки, определяющие кризисный характер событий;
алгоритм действий (кто, где и как действует);
определение, по каким критериям сортировать медицинскую и психологическую травму;
выявление учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация;
порядок действий в отношении учащихся, персонала, родителей, СМИ;
какие дополнительные ресурсы могут быть использованы и каким образом;
кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки и изменения кризисного плана;
какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести;
как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действия в самом образовательном учреждении.
Планирование действий в ситуации кризиса, кроме того, должно включать:
подготовку учителей и персонала, согласование планов действия с районными службами;
вовлечение милиции, представителей ГО и ЧС, медицинских работников, службы социальной поддержки.
Чтобы стать эффективным, антикризисный план должен быть чем-то большим, чем просто документ, собирающий пыль на полке в кабинете администрации. Ознакомление персонала с планом поведения в ситуации кризиса, обсуждение технических и психологических моментов поведения в кризисных ситуациях, проведение тренировочных сборов — все это необходимо, чтобы план оказался действенным.
Безусловно, никакой план, никакие профилактические меры не гарантируют полную безопасность, спокойствие, отсутствие экстремальных ситуаций, но они могут существенно снизить вероятность возникновения кризисной ситуации в школе, дать возможность быстро и эффективно реагировать в ЧС и последствия в отношении школьного коллектива и психического здоровья детей и взрослых.
Кризисные ситуации часто можно предотвратить, создав здоровую атмосферу в образовательном сообществе, вовлекая учащихся в творческую, продуктивную деятельность, что является незаменимым средством по предотвращению насилия в школе.
Школьная антикризисная бригада
Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей (ход действий, время, место, ответственный, технические средства и т.д.). Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных учреждениях необходимо создавать школьные антикризисные бригады. Все функции в такой бригаде заранее распределены.
Каждый член бригады должен знать:
• кто отвечает за оповещение всех членов команды при необходимости;
• регулирует и выстраивает систему коммуникации;
• занимается контролем слухов;
• обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную и медицинскую), взаимодействует со СМИ;
• отвечает за эвакуацию и перевозку;
• проводит индивидуальное и групповое консультирование;
• планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации.
За каждую функцию должны отвечать один-два члена бригады. Важно помнить, что контактная информация о команде должна быть доступна и размещена около телефона, на доске объявлений и т.д. На эффективность работы антикризисной бригады будет влиять четкость и слаженность действий всех ее членов. С этой целью с членами антикризисной бригады регулярно проводятся тренинги. Они должны иметь представление о естественных реакциях на стресс: разные люди могут реагировать очень по-разному в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей.
Пути помощи
При планировании шагов по оказанию помощи необходимо учитывать как минимум три признака, определяющих первоочередность в оказании помощи. Во-первых, имеет значение физическая близость к месту события: за пределами зоны бедствия, в пределах слышимости, рядом с зоной бедствия, в центре зоны бедствия. Во-вторых, важными являются психологическая связь и родственные отношения: в помощи нуждаются те, кто идентифицирует себя с жертвой или уподобляется жертвам, знакомые, дальние родственники или близкие друзья, непосредственно семья. В-третьих, необходимо работать с группы риска, к которой относятся крайне чувствительные люди, люди переживающие сложный личный или социальный кризис, люди, потерявшие близких за последний год или имеющие свежую подобную травму.
Таким образом, в число лиц, прежде всего нуждающихся в помощи, попадают (по степени травматизации) — травмированные дети, семья, родители, свидетели события, друзья пострадавших, одноклассники, педагоги, персонал, администрация образовательного учреждения.
Часто помощь бывает, необходима родителям в понимании реакций ребенка на насилие и травму. Ребенок может переживать необоснованные страхи относительно будущего, может возникнуть расстройство сна, он может даже заболеть.
Учителя и персонал также должны получить помощь по восстановлению самоконтроля, возможности справиться со своими собственными чувствами, тревогами, реакциями на кризис. Консультирование бывает столь же необходимо взрослым, как и детям. Для учащихся в случае необходимости должна быть предусмотрена возможность как краткосрочного, так и долговременного консультирования после кризисной ситуации. Следует помочь пострадавшим и членам их семей вернуться в школьную среду.
Важно помнить о том, что в кризисной ситуации происходит разрыв целостности человека на всех четырех уровнях проявления им себя: когнитивном, ролевом, социальном и личностном.
Когнитивный разрыв проявляется в непонимании того, что произошло. Ролевой разрыв можно рассматривать как неспособность пострадавшего исполнять свои функции в семье и на работе. Социальный разрыв — отдаление от семьи и друзей. На личностном уровне разрыв характеризуется как неспособность отдавать себе отчет в происшедшем физически или эмоционально.
Как можно преодолеть эти разрывы? Прежде всего, необходимо:
• информирование, объяснение, структурирование, осмысление (эти шаги направлены на преодоление когнитивного разрыва);
• нахождение и предложение любой роли с целью мобилизовать его активность (ликвидация ролевого разрыва);
• помощь в нахождении контакта и поддержки (устранение социального разрыва);
• определение того, что не изменилось (личностный разрыв).
Учителя могут помочь учащимся справиться со своими реакциями на кризисную ситуацию целым рядом разнообразных форм деятельности в зависимости от возраста детей. В таких случаях эффективно распространение памяток об оказании помощи пострадавшим среди учащихся, родителей, персонала образовательного учреждения.
Для младшего школьного возраста рекомендуется игра, являющаяся неотъемлемым средством выражения чувств и переживаний ребенка, групповая дискуссия, элементы арт-терапии; чтение вслух; активные игры. В более старшем возрасте, в средней школе, могут применяться арт-терапия, ролевое моделирование. Важно, чтобы сотрудники образовательных учреждений отдавали себе отчет в том, что кризисная ситуация может в течение длительного времени влиять как на учащихся, так и на самих сотрудников. Проблемы дисциплины часто имеют корни в непроработанных переживаниях горя, потери, тревоги. Должно быть проведено, по крайней мере, одно групповое занятие со всеми сотрудниками, чтобы отследить динамику переживаний и дать возможность людям поделиться своими чувствами. Также должен быть проанализирован и пересмотрен кризисный план.
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний