Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
Основной дидактической концепцией, положенной в основу дисциплины «Психология кризисных ситуаций» является не просто широко распространенная, но и практически общепринятая в педагогическом сообществе концепция обучения посредством действия. Действие с приобретенным знанием всегда считалось неотъемлемой частью процесса обучения, в дидактике это определялось как применение знаний на практике, способствующее их закреплению. В современных условиях важным становится не только действие с полученными знаниями, но и приобретение знаний через определенные познавательные действия, отвечающие за поиск, анализ обработку информации. Такое понимание обучения через действия чрезвычайно актуально в информационную эпоху.
Для повышения стимулирования и мотивации учебной деятельности
наиболее эффективны и предпочтительны коммуникативные методы,
реализуемые в форме проблемных лекций, семинаров-дискуссий, семинаров-
исследований, обсуждений проектных заданий, коллективного решения
типовых и ситуационных задач и т.п., отличительная черта которых – особый
коммуникативный настрой, характеризующий индивидуальный способ
общения, в ходе которого происходит обмен ценностями и опытом, придающий изучаемому содержанию личностный смысл.
Организация и содержание работы по дисциплине «Психология кризисных ситуаций» включает три основные формы обучения:
-Лекции: обзорные, проблемные, информационные, лекция-визуализация, дискуссии;
-Практические занятия: семинар-дискуссия, семинар-практикум;
-Самостоятельная работа студентов: изучение литературы по проблемам курса, подготовка к семинарским занятиям, подбор техник и упражнений.
Лекция представляет одну из традиционных форм учебного процесса и является существенной его частью. Лекция имеет несколько разновидностей (например, традиционная, обзорная, проблемная), которые целесообразно используются в преподавании дисциплины.
Самостоятельная работа студентов является главным звеном обучения. Самостоятельная работа носит внеаудиторный характер и включает следующие виды работ: конспектирование и работу с первоисточниками, выполнение рефератов и проектных заданий, рецензирование интернет-ресурсов, проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации, разработку мини-брошюр по темам дисциплины и др. Для внеаудиторной подготовки предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на учебных занятиях, темы реферативных работ, задания творческого и рефлексивного характера.
Для укрепления преемственности между лекциями и самостоятельной работой студентов на лекциях задаются вопросы/задания для самостоятельной работы, рекомендуются источники ответа в литературе. Студентам предлагается сделать небольшие выступления, доклады или сообщения по ходу лекции, даются опережающие задания для подготовки к будущим лекционным темам и т.п.
Для организации самостоятельной работы студента преподаватель:
1. Разрабатывает тематику самостоятельных заданий, составляет методические указания к ним, алгоритмы действий, показатели уровня достижения результата;
2. Дает студентам четкий и полный инструктаж: цель задания, условия выполнения, объем, сроки, образец выполнения, система начисления баллов;
3. Осуществляет консультации и общее руководство выполнением самостоятельных заданий;
4. Разрабатывает контрольные (проверочные) задания, а также осуществлять текущий контроль и учет выполнения студентами самостоятельной работы;
5. Оценивает, дает рецензию/обратную связь на работу, обобщает уровень усвоения навыков выполнения научных, исследовательских, самостоятельных, творческих и др. видов работ, мотивирует на достижение поставленных дисциплиной задач.
При проведении практических занятий используется так называемая «циклическая модель обучения через опыт». Обучение через опыт происходит тогда, когда студент вовлекается в некую деятельность, затем анализирует ее, осмысливает и в результате такого осмысления изменяет определенным образом свое поведение. Такое обучение можно определить как изменения в поведении, происходящее в результате пережитого опыта. Наиболее ярко это проявляется в тренинге, но элементы присутствуют и при других формах обучения.
Эффективность обучения через опыт определяется тем, что студент лучше запоминает те знания, которые он получил в опыте, чем то, о чем он узнал, читая книги или слушая лекции. Модель обучения через опыт предполагает вовлеченность личности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях за счет последовательного прохождения всех этапов цикла: «опыт» (фаза активности) – «описание» (обмен реакциями, наблюдениями) – «переработка» (обсуждение) – «обобщение» (соотнесение реального опыта с теоретическим материалом) – «применение» (планирование применения освоенных знаний).
Таким образом, данная модель позволяет учащимся проработать существенные моменты, с которыми они встречаются в повседневной жизни, а исследование своих эмоций в учебных ситуациях помогает им расширить свое осознавание и понимание той роли, которую играют их переживания в их поведении. Обучение через опыт позволяет студентам принимать ответственность за свое обучение и поведение, что является «краеугольным камнем» для формирования профессиональной позиции психолога.
Следуя циклической модели обучения через опыт, основной формой обучения является интерактивная, предполагающая:
− межличностное, диалогическое взаимодействие в системе «преподаватель-студент» и «обучающийся – обучающийся»;
− работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
− активно-ролевая и тренинговая организация обучения.
Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь со студентами, учет их запросов по поводу содержания, способов совместной
познавательной деятельности и характера атмосферы взаимодействия. Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование и др.
Целесообразным является тестовый контроль изучаемых тем, который
отличается объективностью, экономит время, обладает высокой степенью дифференциации по уровню знаний и эффективен при реализации рейтинговых систем. Применение тестового контроля знаний дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы; позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению дисциплине. Эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент имеет возможность сам проверить свои знания, в результате чего тестирование имеет не только контролирующие, но и обучающие функции.
Необходимо отметить, что система тестирования – это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. В современных условиях овладение методикой тестирования и создания баз тестовых заданий по учебным дисциплинам требует больших трудозатрат преподавателей, однако при этом обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне освоения студентами обязательного учебного материала.
Результаты текущего и рубежного тестирования – это не только объективный показатель освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и показатель качества работы преподавателя.
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний