logo
5тем-УМК псх кр СИТ

Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

п/п

Наименование модуля и темы дисциплины

Дидактический минимум

Тема1.

Предмет и задачи Кризисной психологии

Система основных понятий кризисной психологии. Причины выделения Кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Теоретические основания изучения индивидуального реагирования на критические ситуации. Интегративный характер предмета. Методологические проблемы психологии кризисных ситуаций.

Тема 2.

Типология кризисных ситуаций

Виды кризисов (социогенные, психогенные, возрастные и экзистенциальные). Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источник угрозы обезличен (катастрофы, природные бедствия, войны, эпидемии и т.д.). Эпидемии. Природные катастрофы и их последствия. Техногенные катастрофы. Влияние природных и техногенных катастроф на психологические особенности поведения человека. Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источником угрозы выступает другое лицо (потерпевшие от насильственных преступлений, террористические акты и т.д.). Социальные катастрофы: военные действия, межэтнические конфликты, теракты, захват заложников, бандитские нападения. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека. Физическое и психическое насилие. Насилие в семье. Изнасилование. Насилие детей. Инцест. Буллинг. Психологические последствия насилия. Экономические кризисы и их последствия. Оптимальные и экстремальные условия обитания. Возникновение экстремальных условий в профессиональной деятельности и быту, в общении.

Тема 3.

Личность и кризис

Внутриличностные противоречия, кризисы и конфликты. Кризисное развитие личности. Теории нормативных кризисов. Противоречия и кризисы как фактор развития личности. Психология возрастных и экзистенциальных кризисов. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Общие подходы к оказанию психологической помощи при личностных кризисах. Межличностные конфликтные ситуации и их преодоление.

Тема 4.

Утрата как причина кризиса

Потеря близкого человека, семейные кризисы и развод как утрата семьи, болезнь как потеря здоровья, жизнь в секте как утрата личной свободы, тюремный кризис, потеря работы или профессиональный кризис. Теоретические вопросы психологии горя и утраты: виды, феноменология, динамика. Психотерапевтическая помощь при горе и утрате. Работа горя. Возрастные закономерности восприятия смерти. Самосознание и проблемы, возникающие в горе. Характеристика базовых иллюзий (бессмертия, справедливости, простоты мира).

Тема 5.

Травма как причина кризиса

Катастрофы и чрезвычайные ситуации как причина психологического кризиса, война как источник травмы, насилие, как причина психологической травмы, терроризм и его психологические и социальные детерминанты. Диагностика агрессии и агрессивности опросниковыми и проективными методами. Классификация экстремальных и кризисных ситуаций в социально-психологическом контексте. Психология травматического стресса: переживание катастрофы. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Психология агрессии и терроризма. Агрессия и враждебность: определение понятий. Классификация форм агрессивного поведения. Детская и подростковая агрессия. Агрессия при расстройствах личности. Агрессия лиц, страдающих психическими заболеваниями. Психология насилия: переживания оскорбления. Причины насилия. Социальные и культурные факторы риска применения насилия. Факторы риска применения насилия на уровне семьи. Феноменология насилия. Психическая травматизация ребенка в условиях социального сиротства. Детская беспризорность. Эмоциональное насилие. Психологическое насилие. Физическое насилие. Насилие в школе. Сексуальное насилие. Семьи, в которых происходит сексуальное и физическое насилие. Насилие над женщинами. Насилие над детьми. Последствия физического и сексуального насилия. Прогностические факторы.

Таблица 3.