Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
Предмет и задачи Кризисной психологии. Система основных понятий кризисной психологии. Причины выделения Кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Теоретические основания изучения индивидуального реагирования на критические ситуации. Типология кризисных ситуаций.
Личность и кризис. Внутриличностные противоречия, кризисы и конфликты. Кризисное развитие личности. Теории нормативных кризисов. Противоречия и кризисы как фактор развития личности. Психология возрастных и экзистенциальных кризисов. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Общие подходы к оказанию психологической помощи при личностных кризисах. Межличностные конфликтные ситуации и их преодоление.
Утрата как причина кризиса: потеря близкого человека, семейные кризисы и развод как утрата семьи, болезнь как потеря здоровья, жизнь в секте как утрата личной свободы, тюремный кризис, потеря работы или профессиональный кризис. Теоретические вопросы психологии горя и утраты: виды, феноменология, динамика. Психотерапевтическая помощь при горе и утрате. Работа горя. Возрастные закономерности восприятия смерти. Самосознание и проблемы, возникающие в горе. Характеристика базовых иллюзий (бессмертия, справедливости, простоты мира).
Травма как причина кризиса: катастрофы и чрезвычайные ситуации как причина психологического кризиса, война как источник травмы, насилие, как причина психологической травмы, терроризм и его психологические и социальные детерминанты. Диагностика агрессии и агрессивности опросниковыми и проективными методами. Классификация экстремальных и кризисных ситуаций в социально-психологическом контексте. Психология травматического стресса: переживание катастрофы. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях.
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний