Тема 3 Личность и кризис
Внутриличностные противоречия, кризисы и конфликты. Кризисное развитие личности. Теории нормативных кризисов. Противоречия и кризисы как фактор развития личности. Психология возрастных и экзистенциальных кризисов. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Общие подходы к оказанию психологической помощи при личностных кризисах. Межличностные конфликтные ситуации и их преодоление.
Сущность антропологической катастрофы как потери личностной целостности. Принцип Декарта – условие существования и развития. Принцип Канта – условия познания. Принцип Кафки – характеристика неописуемости бытия. Основные принципы экзистенциальной психологии. Базисные конфликты экзистенциальной психологии. Основной принцип анализа существования человека в мире. Невротическая и здоровая личность. Общая характеристика экзистенциальных тревог. Тревога судьбы и смерти. Тревога вины и осуждения. Тревога пустоты и отсутствия смысла. Взаимосвязь категории тревога и страх. Механизм возникновения патологической тревоги.
Чувства (эмоции) в кризисе. Характеристика основных эмоций контакта дезадаптированной личности: тревога, беспомощность, печаль, гнев, страх, обида, вина. Характеристика основных эмоций контакта адаптированной личности: доверие и любовь.
Определение понятия кризиса в зарубежной и отечественной психологии. Виды кризисов: кризис развития, кризис обстоятельств. Стадии кризиса Э. Лайдманна. Реакции на стрессовые условия Г. Селье. Типы преодолевающего поведения (по Лазарусу). Эпигенетическая теория Э. Эриксона (стадии жизненного цикла). Особенности кризиса. Отличие переходного периода от кризиса. Основные психологические защиты и фазы инфантильного развития. Возрастные периодизации развития.
Семинар.
Вопросы:
Кризисы в детских возрастах?
Кризис подросткового возраста (акцентуации характера, пограничная организация личности подростков)?
Дезадаптивные стили семейного воспитания как фактор девиантного поведения детей и подростков, деформация развития личности подростка в условиях семейной депривации?
Психологические особенности протекания и коррекции кризисов в подростковом и детском возрасте, представление о нормальном и патологическом течении кризисных состояний у детей и подростков?
Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми как факторы кризисных состояний у детей и подростков?
Возрастной изоморфизм психопатологических расстройств?
Особенности кризисной помощи детям и подросткам, комплексный (психо-медико-социальный) характер мер помощи детям и подросткам в состоянии кризиса?
Семинар.
Вопросы:
Кризис среднего возраста?
Неудовлетворенность в определенной жизненной сфере как разница между потенциальными возможностями и актуальными достижениями индивида?
Роль предыдущего опыта в формировании неэффективных способов поведения?
Формирование и развитие внутренних конфликтов?
Кризис пожилого возраста?
Процесс старения и возрастные изменения в организме?
Понятие психического старения, классификация психических изменений в старости и типов психологического старения?
Типы приспособления личности к старости?
Отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к окружающим, синдром «бессмысленности существования»?
Основные типы межличностных конфликтов и их развитие?
Способы разрешения межличностных кризисных ситуаций?
Развитие навыков эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений?
Основная литература к теме:
Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы // Психология человеческих проблем: Хрестоматия. — Мн.: Харвест, 2000.
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.
Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 6. С. 21-28.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ЧеРо, 2003.
Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М., «Политиздат». 1991, 320 с.
Джайнотт X.Дж. Родители и дети. — М., 1986.
Дольто Ф. На стороне подростка. — СПб.: Петербург—XXI век, 1997.
Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка. Учебно-методическое пособие для учителей, родителей и школьных психологов. — М.: МПСИ, 2009.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические
расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995.
Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
Кокс Т. Стресс. М., 1981.
Лихевуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2004.
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога)
Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: Учебно-научное изд. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. — Минск, 1994.
Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или Онтология игры. — М.: Липецк, 1997.
Росс Л., Р. Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999.
Спиваковская А.С. Как быть родителями (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986.
Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: «Наука», 1988, 176 с.
Хамитова И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка // Журнал практической психологии и психоанализа. — № 4. — 2003.
Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия» 1997 – 96 с.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. — М., 1996.
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний