Приложения
Вопросы для обсуждения или коротких эссе:
Основные подходы понимания понятия «ситуации».
Определения ситуации.
Соотношение объективного и субъективного в ситуации.
Взаимосвязь личности и ситуации.
Признаки ситуаций повседневной жизни.
Проблема кризисных ситуаций.
Основные типы адаптационного процесса.
Понятие оптимальности в психологии и физиологии.
Экстремальные условия в жизни человека.
Влияние внутриличностных и групповых конфликтов на возникновение
экстремальных условий в жизнедеятельности человека.
Типы экстремальных ситуаций.
Объективные характеристики экстремальных или чрезвычайных ситуаций.
Субъективные характеристики экстремальных или чрезвычайных ситуаций.
Понятие о нормативном психологическом кризисе.
Объективная характеристика кризиса как части жизненного пути индивида.
Субъективные характеристики кризиса.
Субъект-объектные взаимодействия человека при кризисе.
Понятие «переживание» в отечественной психологии.
Динамика переживаний.
Кризис горя.
Систематика неблагоприятных психосоциальных факторов, воздействующих на детей и подростков.
Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями.
Семейные неблагоприятные факторы.
Отрыв детей от семьи при поступлении в больницу или детское учреждение.
Реакции, свойственные преимущественно детям.
Реакции, свойственные преимущественно подросткам.
Характерологические и патохарактерологические реакции подростков.
Задание
Обзор интернет-источников по теме. На основании проведенного анализа ответьте на вопрос: Какие аспекты кризисных ситуаций освещены достаточно хорошо, а какие нет? Ваши предложения. Предложите свою интернет-страницу к сайту по проблеме кризисных ситуаций в жизни человека.
Задание
Дайте определение понятий «кризисная ситуация» и «экстремальная ситуации», «чрезвычайная ситуация». Список можно продолжить. Проанализируйте соотношение этих понятий, укажите сущностные признаки трудной жизненной ситуации.
Задание
Приведите пример счастливого события как вариант трудной ситуации и проанализируйте его.
Задание
Известно, что при возникновении трудных, кризисных жизненных ситуаций, вызывающих необходимость адаптивных перестроек, существенную роль оказывает уровень активности личности, степень ее мобилизации. Опишите недостаточный, адекватный или избыточный уровень активности в ситуации, переживаемой Вами за последний год. Характеристики изменений в организме и психике при столкновении личности с жизненными трудностями приведены в раздаточном материале.
Задание
Проанализируйте различные психологические защиты и стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. Какие из них являются эффективными/неэффективными (адаптивными/дезадаптивными, удачными/неудачными) в контексте конкретных ситуаций. Некоторые стратегии совладания (копинга) приведены в раздаточном материале.
Задание.
Какие из перечисленных условий можно считать кризисными, экстремальными или не доходящими до уровня экстремальности? Продолжите список экстремальных, кризисных условий.
Список условий приведен в раздаточном материале.
Задание.
Приведите примеры конфликтов и кризисов с развитием экстремальных условий жизнедеятельности, которые в определенных условиях могут играть положительную или отрицательную роль в решении важных жизненных и производственных проблем.
Задание.
Проанализируйте экстремальные условия профессиональной деятельности
в летной, морской, правоохранительной службах. Каким образом можно было бы оптимизировать процесс их деятельности?
Задание.
Что понимается под «индивидуальным духовным кризисом»? Может ли любовь выступать как вариант индивидуального духовного кризиса? Докажите свою точку зрения.
Задание.
Можно ли приведенное высказывание М.Л. Сабунаевой перенести на все
критические ситуации родителей, связанные с проблемами детей (тяжелое
заболевание ребенка, госпитализация, школьные проблемы, «разведенный»
ребенок и т.д.?
«Критические ситуации, связанные с детьми, по-разному переживаются мужчиной и женщиной в связи с разным содержанием гендерных ролей матерью и отца… Роль матери чаще описывается через биологические детерминанты, а роль отца снижена и ее содержание часто остается недифференцированным».
Задание.
Попробуйте изобразить собственный жизненный путь в виде цепочки значимых событий. Какие из этих событий остались в прошлом, какие продолжаются в настоящем, какие планируются в будущем? Каких событий больше: в прошлом или будущем? О чем, на Ваш взгляд, это может свидетельствовать?
Задание.
Раскройте понятие «переживания» в теории Ф.Е. Василюка.
Задание.
В современной психологии существует два диаметрально противоположных представления о процессе горя.
С.А. Шефов (с.21) описывает их следующим образом:
1. Горе – сугубо индивидуальный процесс, все люди переживают горе по-
разному: а) не существует универсальных стадий горевания, каждый воспринимает потерю по-своему и испытывает по ее поводу особенные чувства; б) каждому требуется свое по продолжительности время для переживания горя.
2. Горе, несмотря на его неповторимость, имеет относительно общие закономерности протекания: а) существуют более или менее общие этапы (стадии, фазы) переживания утраты; б) на прохождение этих этапов требуется определенное время, колеблющееся от случая к случаю в звестных пределах. Так, В. Волкан и Э. Зинтл (с. 25-26) выделяют следующие четыре фазы горя: 1) фаза «оцепенения» (может длиться от нескольких часов до недели), 2) фаза тоски по утраченному человеку и стремление вернуть потерю (может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет), 3) фаза дезорганизации, 4) фаза реорганизации. Некоторые авторы выделяют острую фазу горевания (подфазы: реакция шока, аффективные реакции и реакция на расставание) и хронические стадия горевания. Существуют и иные классификации фаз и стадий переживания горя.
Какое представление о процессе горя Вам представляется более адекватным?
Задание.
Существует классификация видов горя, которая включает два вида: подлинное горе и демонстративное горе. Как Вы понимаете демонстративное
горе?
Задание.
По данным конференции ВОЗ (1978) для детей школы оказывается причиной четыре комплекса проблем, которые представлены в раздаточном материале. Дополните этот список школьных стрессовых ситуаций.
Раздаточный материал «Четыре комплекса проблем детей в школе» Первый из них связан с поступлением в школу и возникает из-за переходов от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестесненной активности к дисциплине…
Второй обусловлен необходимостью приспосабливаться к давлению, оказываемому на школьника требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и сознание необходимости получения образования.
Третий комплекс проблем – «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ… Ситуация еще больше усложняется, если ученик страдает задержкой развития, дислексией, нарушением двигательных
функций или воспитывался в условиях социальной депривации, в неблагоприятной социально-культурной среде. Ухудшает положение ребенка
«наклеивание на него ярлыка больного»…
Четвертый связан с присутствием в школе элемента соревнования, ориентацией на высокие показатели в учебе. Отстающих детей осуждают, относятся к ним враждебно. У таких учеников легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих или даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск
возникновения психосоматических расстройств.
Рекомендуемая литература: Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, сихосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 005. – С. 36-37.
Задание.
Развод родителей при определенных обстоятельствах может стать для ребенка психогенным фактором, приводящим к нарушениям поведения или возникновению нервных или соматических расстройств. Г. Фигдор (с.119-20) рассматривает типичные неблагополучные условия, приводящие в негативным последствиям: в семье на протяжении долгих лет разыгрываются конфликты, пока они не приведут к разводу; большинство людей не умеют дружественно заканчивать отношения; борьба за то, «кто получит детей»; социальная изоляция разведенной матери, особенно в тех случаях, когда на нее возложена опека; тяжелая экономическая ситуация матери; частичная потеря родительского чувства ответственности в результате личных трудностей и непреодолимых душевных кризисов.
Может ли быть развод родителей положительным для дальнейшего
развития ребенка?
Задание.
Теоретически смоделируйте, опишите психологические характеристики
человека, находящегося в ситуации кризиса (возрастного, экзистенциального, профессионального, семейного и т.д.) и создайте пошаговый алгоритм
индивидуальной работы с таким клиентом. Список литературы приведен в раздаточном материале.
Задание.
Цель – выявление понимания соотношения объективного и субъективного в ситуации.
Вам необходимо вставить пропущенные слова в описание персонологических и ситуационных подходах определения семантического содержания понятия «ситуация».
В персонологических (или личностных) подходах на первый план выступают ……………….... Представители этого подхода считают, что ситуация – эти лишь внешние условия, дающие импульс к действию, именно ……………….. определяют особенности поведения человека.
В ситуационных подходах считается, что поведение человека определяется особенностями ………………………, в которых находится человек.
Правильный ответ: устойчивые черты личности; устойчивые черты личности; внешних условий.
Задание.
Цель – выявить понимание взаимосвязи личности и ситуации.
Вам необходимо определить, какие из приведенных высказываний не являются направлением изучения взаимосвязи личности и ситуации:
1) разные личности по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию и по-разному реагируют на нее;
2) люди способны сами избирать влияющие на них ситуации;
3) людям не дано самим избирать влияющие на них ситуации, все ситуации влияют на людей;
4) люди сами участвуют в создании своей социальной ситуации;
5) социальная ситуации человека задается ему вне зависимости от его
желания, пола, возраста, интеллектуальных способностей и т.д.
Правильный ответ: 3 и 5 направления.
Задание.
Цель – выявить понимание основных характеристик трудной жизненной
ситуации.
Продолжите ряд характеристик:
1) происходит нарушение устойчивого привычного образа жизни;
2) происходит нарушение адаптации человека к жизни
3) возникает необходимость изменений
Правильный ответ: - 3) возникает необходимость изменений.
Задание.
Цель – выявление понимания психологического смысла наиболее часто
встречающихся защитных механизмов.
Вставьте пропущенные слова:
Сублимация – приемлемая для данной культуры трансформация
…………….. инстинктов в какую-либо общепринятую сферу (художественную, интеллектуальную, социальную и т.д.), где они могли бы раскрыться.
Рационализация – для проблем, вызывающих страх, ищется …………..........
объяснение, чтобы избавить их от угрожающего содержания.
Отрицание – потенциально травматическая реальность ………………… как таковая.
Вытеснение – мысли, образы или воспоминания, вызывающие страх,
вытесняются в ………………………
Регрессия – переход какой-то формы психической организации на более
…………………. cтупень.
Проекция – желания или чувства, вызывающие страх, приписываются
………………. .
Правильный ответ: сексуальных; разумное; не воспринимается; бессознательное; раннюю; другим.
Задание.
Цель – выявление знания объективных характеристик чрезвычайной ситуации.
Продолжите перечень объективных характеристик чрезвычайных ситуаций:
1) степень экстремальности воздействия;
2) возраст индивида;
3) материальное положение человека или семьи.
4) внезапность наступления чрезвычайной ситуации.
5) несвоевременность помощи.
Правильный ответ: 4) внезапность наступления чрезвычайной ситуации и
5) несвоевременность помощи.
Задание.
Цель – выявление понимания субъективных характеристик в экстремальной ситуации социального характера.
Вставьте пропущенные слова:
У человека разрушается привычная …………………………., вместе с ней –
вся система жизненных координат. Экстремальные ситуации разрушительно
действуют на человека, дезорганизуют его поведение и могут привести к нарушению базовых структур всей его личностной организации - ……………………………. .
Правильный ответ: привычная картина мира; образ мира.
Задание.
Цель – выявление понимания смыслового содержания понятия «паника».
Вставьте пропущенные слова:
Экстремальное состояние паника – это временное переживание …………………….. страха, определяющее ………………………… поведение
людей, иногда с полной потерей самообладания, ………………………… к реагированию на призывы и изменения чувства долга и чести.
Правильный ответ: гипертрофированного; неуправляемое, ререгулируемое; неспособностью.
Задание.
Цель – выявление понимания кризисов в жизни человека.
Какие из перечисленных кризисов относятся к нормативным:
1) кризис среднего возраста;
2) кризис адаптации к жизни после развода;
3) кризис отказа от материнства;
4) кризис подросткового возраста;
4) кризис самоопределения личности;
5) кризис идентичности;
6) кризис заболевания ребенка;
7) кризис выхода на пенсию.
Правильный ответ: 1 и 4.
Задание.
Цель – выявление знаний о кризисе горя.
Продолжительность основных фаз в рассматриваемой периодизации сопоставимо с ориентировочным временем установленными Православием днями поминовения усопших – девятый, сороковой дни и первая годовщина. Какая фаза сколько длится (естественно, приблизительно)?
1) шок и оцепенение;
2) фаза поиска;
3) фаза острого горя;
4) фаза остаточных толчков и реорганизации;
5) фаза завершения.
Правильный ответ: 1 фаза – 9 дней, 3 фаза – 6-7 недель, 5 фаза – около 1
года и более, 2 и 4 фазы – промежуточные.
Задание.
Проанализируйте различные психологические защиты и стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. Какие из них являются эффективными/неэффективными (адаптивными/дезадаптивными, удачными/неудачными) в контексте конкретных ситуаций. Некоторые стратегии совладания (копинга) приведены ниже.
«Совладающее поведение (копинг стратегии)»
Способы избавления от тревоги по К. Хорни.
Рационализация, как наилучший способ оправдания своего уклонения от ответственности. Тревога может превращаться в рациональный страх (защищаются иррациональные установки) в широком диапазоне ситуации – страх родов, болезней, несчастья, нищеты, неправильного питания.
Отрицание – устранение из сознания (сознательное или бессознательное) с сохранением проявлений физических признаков страха и тревоги: усиленное потоотделение, учащение сердцебиения, частое мочеиспускание, чувство нетерпения и т.д.
Наркотизация – помимо употребления наркотических веществ, сюда относятся погружение в социальную деятельность, чрезмерная потребность во сне, который не восстанавливает силы, сексуальная активность.
Избегание мыслей, чувств, побуждений, а также ситуаций, в которых они проявляются с применением способа обесценивания. Здесь речь идет о внутренних запретах, которые понимаются автором как неспособность делать, чувствовать или обдумывать определенные вещи, с целью избавления от тревоги, которая возникает, если человек пытается это сделать.
Примеры запретов: фригидность и импотенция как запреты на получение удовольствия; запрет на умственное сосредоточение; запрет на высказывания своего мнения; запрет на установление контакта с другими людьми.
Копинг-стратегии по Лазарусу (цит. по Семеновой Г.В.).
конфронтация – предпринимаются агрессивные усилия по изменению ситуации; предполагается определенная степень враждебности и готовности к риску;
дистанцирование – когнитивные усилия по отделению от ситуации и уменьшению ее значимости;
самоконтроль – волевые усилия по регулированию своих чувств и действий;
поиск социальной поддержки – осуществляется поиск информационной, действенной и эмоциональной поддержки;
принятие ответственности – признание своей роли в проблеме с сопутствующем способом ее решения;
бегство/избегание – мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы;
планирование решения проблемы – произвольные, проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем;
положительная переоценка – усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Рекомендуемая литература:
1. Семенова Г.В. Проявление отвественности личности в контексте жизненных ситуаций. Дисс. … к.психол.н. – СПб., 2006. С.101
2. Хорни К. Психология женщины: Невротическая личность нашего времени. – М.: Смысл, 1997. С. 303-308
Продолжите список литературы по данному заданию:
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание.
Приведите (письменно) примеры кризисных ситуаций по критерию уровня объективной сложности:
Ситуации первого типа:
- неприятности обыденной жизни;
- трудные жизненные ситуации в нормальном цикле человеческой жизни,
дающие шанс на восстановление «порядка жизни».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуации второго типа – это те трудные, кризисные и экстремальные ситуации, которые приводят к разрыву жизненного пути личности и провоцируют жизненный кризис. К таким ситуациям относятся:
- ситуации «выживания» или «слома»;
- тяжелые утраты в ходе нормального цикла человеческой жизни;
- экстремальные ситуации природного, технологического и антропогенного характера и их отсроченные последствия.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая литература:
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуциях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г.Осухова. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – С. 43.
Продолжите список литературы по данному заданию:
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание.
Какие из перечисленных условий можно считать кризисными, экстремальными или не доходящими до уровня экстремальности? Продолжите список экстремальных, кризисных условий.
Список условий приведен в раздаточном материале.
1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью выполняемой работы, ограниченной лимитом (тем более дефицитом) потребной информации.
2. Угроза массового поражения, стихийными бедствиями.
3. Действиями ночью, при сенсорной депривации, а также при явном избытке противоречивой информации.
4. Развитие состояния паники в условиях войны.
5. Чрезмерные психические напряжения в очень ответственной мыслительной, психомоторной деятельности при значительных нагрузках на познавательные психические процессы: внимание, восприятие, память, представления и др.
6. Чрезмерные нагрузки на речевые функции, особенно в условиях сильных эмоций.
7. Высокие физические нагрузки при чрезмерных напряжениях силы, выносливости, быстроты в статических положениях.
8. Высокие физические и эмоциональные напряжения при воздействии ускорений, вестибулярных нагрузок, резких перепадов барометрического давления, дыхания под избыточном давлением.
9. Условия режима длительной гипокинезии (обездвиженности, ограничения двигательной активности), гиподинамии (дефицита естественного приложения силы).
10. Воздействия неблагоприятных климатических, микроклиматических условий обитания: жары, холода, высокой влажности, кислородной недостаточности, повышенного состава углекислоты во вдыхаемом воздухе.
11. Неблагоприятное воздействие различных радиочастот, шумов, вибрации.
12. Наличие во вдыхаемом воздухе, окружающей среде разных вредных элементов (в том числе в гидросфере).
13. Наличие голода, жажды и др.
14. ______________________________________________________________
15. ______________________________________________________________
Рекомендуемая литература:
Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», 2001. – С.17
Продолжите список литературы по данному заданию.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание.
Теоретически смоделировать, описать психологические характеристики человека, находящегося в ситуации кризиса (возрастного, экзистенциального, профессионального, семейного и т.д.) и создать пошаговый алгоритм индивидуальной работы с таким клиентом.
Литература:
Краткосрочная позитивная психотерапия/Ахола Т., Фурман Б. , Ялов А.; Пер. с англ. Лариной Л.Б.; Под ред. Бараша Б.А.-СПб.: Речь, 2000.
Лукас, Кристофер. Молчаливое горе. Жизнь в тени самойбийства: Пер. с англ./Лукас К., Сейден Г.М. - М.: Смысл, 2000.
Рудестам, Кьел. Групповая психотерапия=Experiential groups Рудестам К.; Пер. с англ. Голубева А.-2-е изд.-СПб.; М.; Харьков; Минск: ПИТЕР, 2000.
Сандомирский, Марк Е. Защита от стресса: Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ)/Сандомирский М.Е. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
Шнейдман, Эдвин С. Душа самоубийцы/Шнейдман Эдвин С.; Пер. с англ. Донец О.Ю. - М.: Смысл, 2001.
Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи. Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2004.
Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. (Справочник практического психолога).
Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Наталья Георгиевна Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб., Речь, 2004.
Приложение
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний