Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
Раскройте различные подходы к понятию «ситуация».
Перечислите сходство и различие обыденных (повседневных) и трудных, кризисных жизненных ситуаций.
Дайте сравнительную характеристику основных форм и стратегий проблемно-решающего поведения.
Экстремальная или чрезвычайная, кризисная ситуация по критерию источника травматизации.
Подходы к определению психологического кризиса. Виды и характеристики психологических кризисов. Возрастные психологические кризисы. Экзистенциальные психологические кризисы. Принятие «кризис». Сходство и различие нормативных и ненормативных кризисов.
Субъект-объектные взаимодействия человека при кризисе.
Индивидуальные кризисы жизненного пути.
Классификации экстремальных ситуаций.
Понятие риска и факторы, определяющие восприятие степени риска.
Влияние экстремальной ситуации на познавательные процессы.
Влияние экстремальной ситуации на эмоциональную сферу.
Поведенческие и моторные реакции на экстремальную ситуацию.
Стресс как реакция на экстремальную ситуацию.
Типы переживаний в кризисных ситуациях (Ф.Е.Василюк).
Динамика поведенческих реакций в экстремальных ситуациях.
Психологическая характеристика страха.
Индивидуально-психологические факторы адекватной адаптации в экстремальных ситуациях.
Стратегии совладающего поведения.
Терроризм как способ социально-политического воздействия.
Психология заложника.
Определение и классификация экстремальных, кризисных ситуаций.
Факторы внешней среды, воздействующие на пострадавших в районе экстремальной ситуации.
Психологический портрет террориста.
Психологический портрет жертвы.
Насилие и его основные формы.
Психологические особенности детей, пострадавших от насилия.
Особенности консультирования женщин-жертв семейного насилия.
Особенности консультирования детей-жертв семейного насилия.
Групповые методы психотерапии жертв семейного насилия.
Основные техники и упражнения, используемые в тренинге с жертвами насилия.
Основное содержание процесса переживания утраты.
Основные задачи, решаемые при переживании утраты.
Особенности консультирования клиента, пережившего утрату.
Определение и классификация экстремальных ситуаций.
Основные правила оказания первой психологической помощи пострадавшим.
Таблица 4.
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний