logo search
5тем-УМК псх кр СИТ

Методические указания для студентов

Самостоятельная работа – один из основных видов учебной работы студента. Целью самостоятельной работы является систематизация и расширение полученных в рамках дисциплины теоретических знаний, формирование умений самостоятельно мыслить, развивать творческую инициативу и исследовательские умения.

Самостоятельная работа может быть аудиторной (30%) и внеаудиторной (70%). Внеаудиторная самостоятельная работа студентов составляет примерно 70% времени общей нагрузки по курсу и расписанием занятий не регламентируется. Поэтому качество сформированных компетенций, навыков практической деятельности, прежде всего, зависит от активности студентов, их включенности в содержание практических занятий, творческой позиции.

Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется в рамках разработки учебного плана, рабочей программы и календарно-тематического плана учебного курса. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы студента по учебному курсу осуществляется им совместно с преподавателем курса и заключается в определении содержания и объема учебной информации и практических заданий по всем темам, которые выносятся на самостоятельную внеаудиторную работу, а также в установлении форм и методов контроля результатов.

Периодически 1-2 раза в неделю на очных встречах с преподавателем обсуждаются результаты этой работы. Студент также может консультироваться с преподавателем с помощью электронной почты. Контроль их может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Могут также использоваться коллоквиумы, защиты творческих работ, выступления на конференциях, самоотчеты, эссе.

Различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень. Самостоятельная работа выполняется по образцу: решение типовых задач, ответы на тестовые задания, заполнение таблиц, схем и т.д.

2. Продуктивный (частично-поисковый) уровень. В ходе этих работ происходит перестройка решений, составление плана, доклада, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться и рефераты.

3. Творческий (креативный) уровень. На этом уровне требуется анализ проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно провести выбор средства и методов решения.

Самостоятельная работа по дисциплине «Психология критических ситуаций» предполагает задействование всех уровней самостоятельной деятельности студентов и включает в себя следующие виды:

− самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами;

− анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам дисциплины;

− написание аннотаций научных статьей;

− составление терминологических словарей/глоссариев и аннотированных указателей;

− составление реферата-конспекта научных статей;

− подготовка устного сообщения на основе реферата-конспекта;

− чтение профессионально ориентированных текстов, постановка проблемных вопросов, подготовка к обсуждению;

− самостоятельный сбор материалов, их систематизация и анализ с целью

последующего создания и защиты мини-брошюр по диагностике и психологической помощи в кризисных ситуациях;

- подготовки банка упражнений для работы с различными категориями населения;

− самостоятельный анализ психологического портрета клиента по изучаемым психодиагностическим методикам и составление рекомендаций по результатам исследования;

− анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания.

Освоение теоретических основ по технологиям психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях предполагает, прежде всего,

систематическую работу с литературой, которая предлагается преподавателем или подбирается студентом самостоятельно. Среди разных форм работы с литературой приоритет отдается тем, которые способствуют активной переработке прочитанного, а именно - подготовке сообщений к занятиям; реферирование и аннотирование научных статей; критическая оценка публикаций и Интернет-ресурсов в рамках темы.

Современные программные средства и методы работы с разносторонней информацией, размещенной в Интернете, дают возможность решать педагогические задачи по-новому, что относится и к организации самостоятельной работы студентов. Одним из таких способов современной организации процесса обучения в вузе является самостоятельная работа студентов по аннотированию Интернет-ресурсов, а также созданию мини-брошюр по темам курсов.

В качестве методических рекомендаций для студентов по курсу всей дисциплины предлагаются рекомендации по аннотированию Интернет-ресурсов, а также по разработке мини-брошюры «Психологическая помощь в кризисной и/или чрезвычайной ситуации».