Тема 2 Типология кризисных ситуаций
Виды кризисов (социогенные, психогенные, возрастные и экзистенциальные). Концепция стадий жизненного цикла и кризиса идентификаций по Э. Эриксону. Теория экзистенциальных кризисов И. Ялома. Разделы экстремальной психологии: Психоадаптология. Психотанатология. Стрессология. Виктимология. Суицидология. Подходы к определению экстремальной ситуации.
Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источник угрозы обезличен (катастрофы, природные бедствия, войны, эпидемии и т.д.). Эпидемии. Природные катастрофы и их последствия (землетрясения, наводнения, сходы ледников, селевые потоки, тайфуны, цунами, разрушения жилищ, административных зданий, водопроводов и канализационных систем). Техногенные катастрофы: аварии на атомных станциях, взрывы газа, авиа–, железнодорожные и автокатастрофы. Влияние природных и техногенных катастроф на психологические особенности поведения человека.
Семинар.
Вопросы:
Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источником угрозы выступает другое лицо (потерпевшие от насильственных преступлений, террористические акты и т.д.)?
Социальные катастрофы (военные действия, межэтнические конфликты, теракты, захват заложников, бандитские нападения)?
Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека?
Психологический анализ конкретных случаев экстремальных ситуаций (авария на Чернобыльской АС, теракт в Беслане)?
Экономические кризисы и их последствия (безработица, экономическая депривация, социальная депривация, дети в условиях сиротских учреждений)?
Превышение обычного адаптивного потенциала человека (жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы)?
Основные экстремальные факторы, воздействующие на человека, социальные и психологические последствия?
Семинар.
Вопросы:
Оптимальные и экстремальные условия обитания?
Возникновение экстремальных условий в профессиональной деятельности и быту, в общении (измена, инцест, развод, повторный брак, болезнь и смерть родных, девиантное поведение детей и подростков)?
Когнитивные, ролевые, экзистенциональные и другие типы конфликтов, определяющие экстремальность условий жизни и труда?
Паника как экстремальное состояние?
Объективные и субъективные характеристики чрезвычайных ситуаций?
Основная литература к теме:
Абабков В.А., Перле М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Спб.: Речь, 2010.
Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с.
Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб: 2009.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2008.
Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980.
Волович В.Г. Академия выживания. – М.: 1996.
Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., «Зеркало». 1994. 251с.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., «Политиздат». 1987, 286 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии, 2001. № 4.
Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М, 2003.
Ениколопов С.Н., Лебедев С.В., Бобосов Е.А. Влияние экстремального события на косвенных участников. // Психологический журнал. Т. 25, № 6, 2004 г. с. 73-77.
Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические
расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995.
Кокс Т. Стресс. М., 1981.
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999.
Кризисная психотерапия // Психотерапия. Под. Ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2000.
Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996 Медицинский справочник. Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях. - СПб.: «Герион», 1995.
Лебедев Л.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник А.М. Боевая психическая травма: Руководство для врачей. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 432 с.
Лихевуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994.
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога)
Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 960 с. – (Справочник практического психолога).
Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. Психология конфликта / Сост. и общая ред. Н.В. Гришиной. СПБ, 2001.
Психология социальных ситуаций (серия «Хрестоматия по психологии») СПб, 2001.
Рудестам, Кьел. Групповая психотерапия=Experiential groups Рудестам К.; Пер. с англ. Голубева А.-2-е изд.-СПб.; М.; Харьков; Минск: ПИТЕР,2000 Соловьева С.Л. Психология экстремальных ситуаций. СПб.: ЭЛБИ. 2003.
Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний