logo search
Общая патология человека

Болезнь

Современная патология отошла от демонических и онтологических представлений, подчеркивавших в болезни то какую-то паразитарную, то какую-то особую, динамическую, нематериальную сущность. Чисто исторический интерес представляет и "нервный принцип" (Cullen, 1712-1790), согласно которому нервная система является "местопребыванием" болезни. Попытки сбросить покрывало таинственности с понятия "болезнь" относятся к глубокой древности. По Гиппократу, болезнь - это естественный процесс и каждая болезнь имеет свою естественную причину: все совершается только сообразно с природой. По Галену, понятие здоровья не имеет абсолютного характера. Таким образом, правда о болезни (в самом общем представлении) родилась очень давно. Много позднее Brown (1735-1788) учил, что "болезнь и здоровье по сущности те же состояния"; это лишь количественно разные степени влияния раздражений на организм. Г. Сокольский (1836) указывал, что "учение о болезнях должно быть одно из числа наук естественных, ибо предмет одного, болезнь, есть явление естественное и способ изучения одной не должен разниться от способа изучения других естественных наук". Философ Гольбах (1723-1789) пишет: "Здоровье естественно у человека в известном состоянии; при других обстоятельствах столь же естественным состоянием является болезнь; смерть - тоже естественное состояние". О естественности, о "законности" болезни пишет С.П. Боткин, подчеркивая, что болезнь должна была появиться с первыми признаками жизни на земле, поскольку, непрестанно подвергаясь влиянию факторов внешней среды и не зная объективных законов природы, организм испытывал на себе действие этих законов и не всегда мог к ним приспособиться; не всегда уже потому, что у организмов нет и не может быть абсолютной или "неизменной пригнанности" к условиям обитания (К.Ф. Рулье, 1845). Это нашло свое выражение в эволюционной теории Дарвина (1859). Rokitansky (1849) выразил свое отношение к вопросу так: "Здоровая и больная жизнь это - два направления жизненного процесса". Позднее И.М. Мечников (1892) писал: "Нет надобности приводить специальные доказательства в подтверждение того, что болезнь и патологические процессы следуют тем же законам эволюции, как и сам человек, и высшие животные". В.К. Линдеман (1910) в способности заболевать и выздоравливать видит "результат длинного ряда изменений, достигнутых путем эволюции". Такая способность является "важнейшим фактором в биологии высших форм"; благодаря этой "способности жить даже при ненормальных условиях и происходят те удивительные изменения организмов, которые позволили жизни проникнуть решительно повсюду". Естественность и "законность" болезней не позволяют, следовательно, смотреть на них как на нечто абсолютно патологическое или тем более случайное. Быть больным такое же свойство живого, как размножение, обмен, смерть (Dobberstein, 1960). В то же время болезни не представляют собой и чего-то фатального, о чем свидетельствуют, в частности, успехи медицины по предупреждению и лечению болезней, особенно за последние полвека. Действительно, средняя продолжительность жизни в середине XX века возросла вдвое по сравнению с серединой XIX века, резко упала детская и материнская смертность, стремительно падает заболеваемость и смертность от ряда инфекций (туберкулез, малярия, дифтерия, скарлатина, тифы), а некоторые из них явно исчезают (чума, холера). Такие изменения в заболеваемости и смертности, а отчасти и в номенклатуре болезней, происшедшие на протяжении всего лишь двух поколений, свидетельствуют об успехах медицины. Однако не следовало бы сбрасывать со счетов и естественной эволюции болезней как частного фактора эволюционного развития человека. Возможно, что мы слишком стационируем индивидуальные и видовые качества homo sapiens. Мало заметные для нас факторы эволюции действуют не только в области физиологии, морфологии, но и в области патологии, нозологии. Среди этих факторов ведущее место занимает приспособление, видовая и индивидуальная приспособляемость к факторам внешней среды. Эта среда в ходе эволюции формирует не только явления видовой и индивидульной изменчивости, но и все разновидности био- и патоморфозов, т.е. основы патологии и нозологии. Человек биологически и социально обладает высочайшими степенями приспособляемости. Это позволяет ему испытывать на себе воздействие весьма интенсивных, "патогенных" факторов, часто им же создаваемых во внешней среде. Но это же при отсутствии естественного отбора, т.е. элиминации слабых больных, делает человека наиболее предрасположенным к развитию патологических процессов и болезней. Не случайно человек является основным носителем болезней при их чрезвычайном разнообразии. В этом отношении человека можно сравнить с домесцированными животными, у которых ход естественной элиминации испытывает очевидное извращение. Формальная логика при предметном, т.е. наиболее реальном, определении понятий требует указать ближайший род и характерное для понятия видовое отличие. Очевидно, что при такой логической операции исключаются слишком широкие и слишком узкие определения, а также определение через круг, через второстепенные признаки. В первую очередь исключаются все отрицательные определения, как-то: "болезнь - это нарушение нормальной жизни" (Ю. Конгейм, 1878; А.Д. Адо, 1965; И.Р. Петров и Я.Л. Раппопорт, 1958, и др.). Исключаются все определения типа метафоры: болезнь - это "дисгармония обменных процессов" (Г.И. Царегородцев, 1963), а равно и все аксиологические, субъективные подходы к определению болезни, выражающиеся, например, в положении, что болезнь - это "особый вид страдания" (С.С. Халатов, 1945), что в болезни отражается "борьба повреждения и физиологической меры защиты" (А.Н. Гордиенко, 1954) и т. п. Ближайшим родовым понятием болезни является несомненно "жизнь" с ее двумя вариантами - здоровьем и болезнью. Видовым, специфическим признаком в определении болезни, очевидно, будет приспособление. Тогда все определение болезни выразится в положении: болезнь - это "жизнь, форма приспособления организма к условиям существования" (И.В. Давыдовский, 1962).