4. Беседа-интервью с ребенком.
- Нравится ли тебе в школе учиться? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие школьные предметы ты любишь больше других, какие меньше? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кого ты считаешь своим другом?Почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Доволен ли ты своим поведением и учебой в школе? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Твоё любимое занятие в школе и дома?________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что ты считаешь важным и интересным в своей жизни?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты относишься к свом родителям (семье, дому)?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кем ты хочешь стать по окончанию школы? Что тебя привлекает в этой профессии?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ. Цель: Мотивировка необходимости полного прохождения программы психологического сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации или отказа от участия в решении проблемы. Осознание степени ответственности родителя и ребенка за результат принятого решения.
ВОПРОС: Что нового вы узнали о себе, друг о друге? Чем помогут вам эти знания улучшить взаимоотношения?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2-й этап. Самопереоценка.
Цель: На эмоциональном и рациональном уровне оценка преимуществ и недостатков изменения поведения.
1. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ. Цель: Установление обратной связи, психологическая готовность родителя и ребенка к диалогу.
ВОПРОС: “Что важного произошло в Вашей жизни с момента нашей первой встречи?”
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Методика”+” или “-”? Цель: Оценка справедливости предъявляемых родителем требований к ребенку, адекватность восприятия достоинств и недостатков ребенка.
ВОПРОС (родителю): Что Вы больше всего цените в свое ребенке, назовите его достоинства (т.е то, за что чаще всего хвалите), затем подумайте и скажите, что вашему ребенку мешает быть счастливым,-назовите его главые недостатки (т.е то, за что часто критикуете,осуждаете или наказываете):
ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
1.__________________________ 1._________________________________
2.__________________________ 2._________________________________
3.__________________________ 3._________________________________
4.__________________________ 4._________________________________
5.__________________________ 5._________________________________
ВЫВОД:______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС (ребенку): С чем согласен или несогласен? Цель:Оценка принятия или отторжения подростком родительских требований.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Проективная методика “ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА”. Цель: Изучение психологических особенностей взаимовосприятия.
ИНСТРУКЦИЯ:”Нарисуйте друг друга такими, какими привыкли видеть в повседневной жизни”.
Психологическая трактовка образов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Методика “ОТКРЫТКА”. Цель: Способность оказывать и принимать психологическую поддержку друг друга, активизация положительных эмоций, оптимизация общего фона взаимоотношений родителя и подростка.
ИНСТРУКЦИЯ: “Вам предлагается выразить всевозможные пожелания друг другу, которые вы может е сделать и в обычной жизни по случаю , например, дня рождения, а затем найдите причину для того, чтобы извиниться, что не могли поздравить раньше”.
Анализ пожеланий родителя и ребенка:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ. ВОПРОС (к родителю и подростку): “Что нового вы узнали друг о друге из нашей сегодняшней встречи?”
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Точная дата, время и необходимость следующей консультации:
_____________________________________________________________________________
3-й этап. Методика “Бланк консультаций психолога”
Ф И О ______________________________________________________________________
Дата консультирования ________________________________________________________
Ф И О консультируемого (возраст, занятость)____________________________________________________________________
Вы обращаетесь к психологу за консультацией. Для того, чтобы наша работа оказалась наиболее продуктивной, подумайте и ответьте на следующие вопросы:
№ | Формулировка вопроса | Психологическое содержание ответа |
1. | О ком, о чём бы вы хотели поговорить?
|
|
2. | Что Вас беспокоит в этой проблеме (ситуации, ребенке, группе и т.п)
|
|
3. | Что конкретно Вы считаете нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить? |
|
4. | Кто в первую очередь должен этим заниматься? |
|
5. | Что в силах сделать Вам?
|
|
6. | Какие из Ваших способностей, умений, черт могут помочь решить Вам эту проблему?
|
|
7. | Чья помощь вам может потребоваться?
|
|
8. | Что может помешать желаемым изменениям?
|
|
9. | Какова самая главная трудность?
|
|
10. | На что Вам следует опираться в желаемом решении проблемы? |
|
ПРОБЛЕМА _____________________________________________________________________________
ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ__________________________________________________________________
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧТО МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ? _____________________________________________________________________________
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ___________________________________________________________________________________________________________________________________________
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА________________________________________________________________
Срок первичной оценки результата____________________________________________________________________
Приложение к проекту программы «Сопровождение семьи в кризисной ситуации»
Кризисные ситуации в образовательной среде
В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей.
Преодоление кризисных ситуаций в образовательной среде
В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей.
Яркой иллюстрацией этого являются данные Аналитического центра Госдумы России об актах насилия в семье и обществе.
Так, 30–40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. По некоторым другим данным, в России ежегодно регистрируется 7–8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми. По данным Генеральной прокуратуры РФ, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений. В настоящее время РФ занимает одно из лидирующих мест по распространению суицидов. Примерно половина всех суицидальных попыток совершается лицами молодого возраста.
Опыт показывает, что руководители, принимающие ответственные решения, порой не знают, не понимают и не учитывают психологических закономерностей и социально-психологических феноменов, сопровождающих развитие событий в экстремальных ситуациях. Подобного рода решения и действия ведут к возрастанию психологических и социальных проблем, поэтому чрезвычайное значение для обеспечения психологической безопасности имеет повышение психологической грамотности руководителей. Учет психологических особенностей людей позволяет принимать наиболее адекватные в той или иной ситуации меры.
Учитель и ученик проводят в школе значительную часть своей жизни, взаимодействуя друг с другом, они создают «среду своего обитания». Каковы характеристики этой среды, как они влияют на развитие, к какой среде мы помогаем адаптироваться ее участникам? Усваивая культурно-исторический опыт в своем микроокружении, не черпаем ли мы образцы психологического насилия по отношению к другому? Какова должна быть образовательная среда школы, чтобы обеспечить психологическую безопасность субъектов учебно-воспитательного процесса: ученика, учителя, родителя, администратора школы, и, как следствие, способствовать психическому здоровью и личностному росту?
Система образования, так же как и средства массовой информации, влияет на психологический настрой человека, поскольку она формирует у ребенка систему ценностных ориентаций, мироощущение, ощущение защищенности и перспектив развития личности. Более того, именно она может выполнить профилактическую функцию по предотвращению ряда опасных ситуаций в социальной среде через осознание участниками образовательной среды значимости психологической безопасности, через снижение уровня насилия в межличностном взаимодействии, приобретение социально-психологической умелости действий в экстремальных ситуациях.
Система психологической безопасности состоит из следующих разделов:
психология экстремальных ситуаций (формирование психологической устойчивости, методы реабилитации пострадавших, психологическая подготовка)
психологическая поддержка людей, находящихся в ситуации повышенного риска
психологическая подготовка руководителей
информационно-психологические аспекты работы со СМИ
психологическая модель развития образования.
Ключевые понятия
Психологическая наука различает четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.
Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжелое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.
Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо поддержки и помощи справиться с ней.
Также необходимо разбираться в таких понятиях, как кризисная ситуация, травматическая ситуация, образовательная среда. Знать виды кризисов у детей и взрослых.
Травматические ситуации – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребенка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладению с последствиями их воздействия. Эти ситуации могут быть либо непродолжительными (от нескольких минут до нескольких часов), но чрезвычайно мощными по силе воздействия, либо длительными или регулярно повторяющимися.
Образовательная среда (ОС) – один из определяющих факторов образования и критерий развития человека в интеллектуальной, социально-профессиональной и личностной сфере. ОС включает в себя три составляющих: а) психологический климат образовательного учреждения; б) показатели солидарности педагогов в практической реализации представлений о сущности обучения; в) методически обеспеченная организация полноценного взаимодействия обучающихся с социальным миром.
Виды кризисов
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:
Возрастные кризисы (одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис 13-17 лет)
Кризисы утраты и разлуки (смерть близкого человека, развод родителей)
Травматические кризисы (выделяют травмы, причиненные не другим человеком, а каким-либо стихийным или природным бедствием, и травмы, причиненные людьми, все виды насилия, жестокое обращение, и т.д.)
Кризисы насилия это разновидность травматического кризиса. Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком:
Физическое жестокое обращение,
Сексуальное насилие
Пренебрежение нуждам ребенка
Психологическое насилие
- Москва – 2011
- Составители:
- Рецензенты:
- Содержание
- Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
- Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Предмет и задачи Кризисной психологии
- Тема 2 Типология кризисных ситуаций
- Тема 3 Личность и кризис
- Тема 4 Утрата как причина кризиса
- Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
- Методические указания для студентов
- Организация контроля и оценки эффективности усвоения учебного материала
- Требования к содержательной части письменной работы (реферат)
- Требования к оформлению письменной работы (реферат)
- Требования к презентации работы
- Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов
- Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры
- Критерии оценки (начисления баллов)
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
- Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация по дисциплине
- Методические рекомендации для преподавателей
- Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
- Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Примерная тематика докладов
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю
- Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Рекомендованная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дернер д. Логика неудачи. - м.,1997.
- Доценко е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - м.,1997
- Петров м.И. Безопасность и персонал. М.: ооо «Журнал «Управление персоналом», 2006.
- Порубов а.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск: Амалфея, 2002.
- Почепцов г.Г. Психологические войны. К.: «Рефл-Бук» «Ваклер», 2000. Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова ю.Б. М.: Универсум, 1991.
- Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины
- Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
- Приложения
- Диагностический инструментарий по программе курса шкала социальной адаптации (т.Х. Холмс и р.Х. Райх)
- Шкала социальной адаптации для учащихся вузов
- Самооценка эмоционального состояния (по к. Изарду)
- Источник: к.Изард. Эмоции человека. М.: мгу, 1980 опросник для определения типа поведения по м.Фридману и р.Розенману
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
- Многоуровневый личностный опросник «адаптивность»
- Текст опросника.
- Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)
- «Обратная связь»
- Шкалирование
- «Незаконченные предложения»
- Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
- 3А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации з.Матейчика, п.Ржичаного)
- 4. Беседа-интервью с ребенком.
- Планирование действий в кризисных ситуациях
- Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
- Как помогать пережившим травму
- Контроль по курсу
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты промежуточного контроля
- Тесты текущего контроля
- Тесты для проверки итоговых знаний