logo search
5тем-УМК псх кр СИТ

4. Беседа-интервью с ребенком.

- Нравится ли тебе в школе учиться? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какие школьные предметы ты любишь больше других, какие меньше? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кого ты считаешь своим другом?Почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Доволен ли ты своим поведением и учебой в школе? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Твоё любимое занятие в школе и дома?________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Что ты считаешь важным и интересным в своей жизни?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как ты относишься к свом родителям (семье, дому)?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Кем ты хочешь стать по окончанию школы? Что тебя привлекает в этой профессии?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ. Цель: Мотивировка необходимости полного прохождения программы психологического сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации или отказа от участия в решении проблемы. Осознание степени ответственности родителя и ребенка за результат принятого решения.

ВОПРОС: Что нового вы узнали о себе, друг о друге? Чем помогут вам эти знания улучшить взаимоотношения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-й этап. Самопереоценка.

Цель: На эмоциональном и рациональном уровне оценка преимуществ и недостатков изменения поведения.

1. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ. Цель: Установление обратной связи, психологическая готовность родителя и ребенка к диалогу.

ВОПРОС: “Что важного произошло в Вашей жизни с момента нашей первой встречи?”

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Методика”+” или “-”? Цель: Оценка справедливости предъявляемых родителем требований к ребенку, адекватность восприятия достоинств и недостатков ребенка.

ВОПРОС (родителю): Что Вы больше всего цените в свое ребенке, назовите его достоинства (т.е то, за что чаще всего хвалите), затем подумайте и скажите, что вашему ребенку мешает быть счастливым,-назовите его главые недостатки (т.е то, за что часто критикуете,осуждаете или наказываете):

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ

1.__________________________ 1._________________________________

2.__________________________ 2._________________________________

3.__________________________ 3._________________________________

4.__________________________ 4._________________________________

5.__________________________ 5._________________________________

ВЫВОД:______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС (ребенку): С чем согласен или несогласен? Цель:Оценка принятия или отторжения подростком родительских требований.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Проективная методика “ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА”. Цель: Изучение психологических особенностей взаимовосприятия.

ИНСТРУКЦИЯ:”Нарисуйте друг друга такими, какими привыкли видеть в повседневной жизни”.

Психологическая трактовка образов:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Методика “ОТКРЫТКА”. Цель: Способность оказывать и принимать психологическую поддержку друг друга, активизация положительных эмоций, оптимизация общего фона взаимоотношений родителя и подростка.

ИНСТРУКЦИЯ: “Вам предлагается выразить всевозможные пожелания друг другу, которые вы может е сделать и в обычной жизни по случаю , например, дня рождения, а затем найдите причину для того, чтобы извиниться, что не могли поздравить раньше”.

Анализ пожеланий родителя и ребенка:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ. ВОПРОС (к родителю и подростку): “Что нового вы узнали друг о друге из нашей сегодняшней встречи?”

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Точная дата, время и необходимость следующей консультации:

_____________________________________________________________________________

3-й этап. Методика “Бланк консультаций психолога”

Ф И О ______________________________________________________________________

Дата консультирования ________________________________________________________

Ф И О консультируемого (возраст, занятость)____________________________________________________________________

Вы обращаетесь к психологу за консультацией. Для того, чтобы наша работа оказалась наиболее продуктивной, подумайте и ответьте на следующие вопросы:

Формулировка вопроса

Психологическое содержание ответа

1.

О ком, о чём бы вы хотели поговорить?

2.

Что Вас беспокоит в этой проблеме (ситуации, ребенке, группе и т.п)

3.

Что конкретно Вы считаете нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить?

4.

Кто в первую очередь должен этим заниматься?

5.

Что в силах сделать Вам?

6.

Какие из Ваших способностей, умений, черт могут помочь решить Вам эту проблему?

7.

Чья помощь вам может потребоваться?

8.

Что может помешать желаемым изменениям?

9.

Какова самая главная трудность?

10.

На что Вам следует опираться в желаемом решении проблемы?

ПРОБЛЕМА _____________________________________________________________________________

ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ__________________________________________________________________

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧТО МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ? _____________________________________________________________________________

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ___________________________________________________________________________________________________________________________________________

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА________________________________________________________________

Срок первичной оценки результата____________________________________________________________________

Приложение к проекту программы «Сопровождение семьи в кризисной ситуации»

Кризисные ситуации в образовательной среде

В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей.

Преодоление кризисных ситуаций в образовательной среде

В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей.

Яркой иллюстрацией этого являются данные Аналитического центра Госдумы России об актах насилия в семье и обществе.

Так, 30–40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. По некоторым другим данным, в России ежегодно регистрируется 7–8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми. По данным Генеральной прокуратуры РФ, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений. В настоящее время РФ занимает одно из лидирующих мест по распространению суицидов. Примерно половина всех суицидальных попыток совершается лицами молодого возраста.

Опыт показывает, что руководители, принимающие ответственные решения, порой не знают, не понимают и не учитывают психологических закономерностей и социально-психологических феноменов, сопровождающих развитие событий в экстремальных ситуациях. Подобного рода решения и действия ведут к возрастанию психологических и социальных проблем, поэтому чрезвычайное значение для обеспечения психологической безопасности имеет повышение психологической грамотности руководителей. Учет психологических особенностей людей позволяет принимать наиболее адекватные в той или иной ситуации меры.

Учитель и ученик проводят в школе значительную часть своей жизни, взаимодействуя друг с другом, они создают «среду своего обитания». Каковы характеристики этой среды, как они влияют на развитие, к какой среде мы помогаем адаптироваться ее участникам? Усваивая культурно-исторический опыт в своем микроокружении, не черпаем ли мы образцы психологического насилия по отношению к другому? Какова должна быть образовательная среда школы, чтобы обеспечить психологическую безопасность субъектов учебно-воспитательного процесса: ученика, учителя, родителя, администратора школы, и, как следствие, способствовать психическому здоровью и личностному росту?

Система образования, так же как и средства массовой информации, влияет на психологический настрой человека, поскольку она формирует у ребенка систему ценностных ориентаций, мироощущение, ощущение защищенности и перспектив развития личности. Более того, именно она может выполнить профилактическую функцию по предотвращению ряда опасных ситуаций в социальной среде через осознание участниками образовательной среды значимости психологической безопасности, через снижение уровня насилия в межличностном взаимодействии, приобретение социально-психологической умелости действий в экстремальных ситуациях.

Система психологической безопасности состоит из следующих разделов:

Ключевые понятия

Психологическая наука различает четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжелое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.

Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо поддержки и помощи справиться с ней.

Также необходимо разбираться в таких понятиях, как кризисная ситуация, травматическая ситуация, образовательная среда. Знать виды кризисов у детей и взрослых.

Травматические ситуации – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребенка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладению с последствиями их воздействия. Эти ситуации могут быть либо непродолжительными (от нескольких минут до нескольких часов), но чрезвычайно мощными по силе воздействия, либо длительными или регулярно повторяющимися.

Образовательная среда (ОС) – один из определяющих факторов образования и критерий развития человека в интеллектуальной, социально-профессиональной и личностной сфере. ОС включает в себя три составляющих: а) психологический климат образовательного учреждения; б) показатели солидарности педагогов в практической реализации представлений о сущности обучения; в) методически обеспеченная организация полноценного взаимодействия обучающихся с социальным миром.

Виды кризисов

Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:

Кризисы насилия это разновидность травматического кризиса. Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком: