1.2. Формирование либидо
Энергетическое обеспечение полового влечения (либидо) осуществляют глубокие структуры головного мозга (лимбический комплекс, зрительные бугры, гипоталамус, гипофиз) и эндокринные железы. С деятельностью этих биологических структур связаны пробуждение и развертывание полового влечения, наличие и степень выраженности всех сексуальных проявлений, особая обостренность сексуальных переживаний человека. Зрелое половое влечение характеризуется селективностью (избирательностью) в выборе объекта влечения и предпочитаемых форм сексуального поведения. К нарушениям формирования либидо могут приводить как патогенные воздействия на эмбриональной фазе, так и (в значительно большей степени) влияния негативных психологических и микросоциальных факторов на ранних этапах психосексуального развития человека.
Согласно концепции З. Фрейда, либидо составляет источник всей психической энергии индивида, а всякое эмоциональное и телесное удовлетворение он называл сексуальным. В соответствии с преимущественной локализацией эрогенных зон, стимуляция которых вызывает эротические ощущения в различные периоды психосексуального развития человека, 3. Фрейд выделил несколько его фаз. Фактически - это стадии развития либидо. Первая фаза, оральная, охватывает первый год жизни, когда рот является для
9
младенца основным источником удовольствия (сосание, а затем кусание). Вторая, анальная, фаза (в возрасте от одного года до трех лет) характеризуется повышенным интересом ребенка к дефекации. Контролируя этот процесс, ребенок получает телесное удовольствие и одновременно вырабатывает навыки самоконтроля. Третья, фаллическая, фаза приходится на возраст от трех до пяти лет. Происходит усиление интереса ребенка к гениталиям. На этой фазе мальчик должен преодолеть Эдипов комплекс, а девочка - электры комплекс и чувство зависти к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена. На этой фазе происходит половая идентификация (в норме - завершается формирование правильного полового самосознания ребенка). Четвертая, латентная, фаза продолжается до начала полового созревания. Она характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций ребенка и «дремлющим» либидо. С половым созреванием начинается генитальная фаза развития, когда либидо ищет и находит удовлетворение в половой близости. Фрейд высказал мысль, что если нормальному психосексуальному развитию что-то мешает, происходит как бы возврат, регресс к пройденным фазам. Именно в психологической регрессии или фиксации на пройденных этапах психосексуального развития он видел ключ к пониманию девиантной сексуальности.
Итак, будучи тесно связанным с сознанием, либидо претерпевает длительную индивидуальную эволюцию, постепенно усложняясь и приобретая новые качества. В отечественной сексологии выделяют несколько стадий его формирования (Г. С. Васильченко, 1977).
Понятийная стадия целиком связана с формированием у ребенка сознания, лишена чувственной окраски и к сексуальному влечению как таковому отношения не имеет. На этой стадии ребенок осознает, что все окружающие его люди делятся не только на мальчиков и девочек, но и на более емкие категории - мужчин и женщин (мама и папа, бабушки и дедушки, тети и дяди). Усвоив факт раздельнополости, ребенок начинает отождествлять себя с одним из двух полов.
Романтическая стадия у юношей характеризуется фантазиями, в которых они совершаются различные подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности, У девочек отчетливо прослеживается стремление нра-
10
виться, обратить на себя внимание, появляются фантазии, основным содержанием которых является бескорыстная забота о ней со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». Попытки разрушить эти иллюзии поучениями со стороны родных или сокращением дистанции со стороны юноши воспринимаются как грязные и оскорбительные. Характерные черты этой стадии - высокий накал чувств с элементами сладостного трагизма и самоотречения, убежденность в уникальности переживаемого: «никто и никогда не любил так как я». Значение этой стадии формирования либидо состоит в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. В отличие от стремительного развития полового влечения у юношей черты романтичес-кой стадии у девушек могут надолго сохраниться, переплетаясь с эротическими элементами.
Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия, длительное время определяющая женскую сексуальность, у юношей достаточно быстро сменяется потребностью в их завершении сексуальной разрядкой. У девушек постепенно появляется волнующий интерес к эротическим ситуациям и стимулам, фантазии приобретают все более чувственный характер, возникает стремление стать объектом ухаживания и эротических ласк со стороны мужчины. Переживания первой влюбленности наполняют эротическую стадию яркими и незабываемыми чувствами и надеждами, многим из которых так и не суждено сбыться.
Сексуальная стадия протекает на фоне инстинктивного влечения к разрядке сексуального напряжения, т. е. специфических эмоций низшего порядка, которые тесно связаны с деятельностью глубинных структур мозга и половых желез. Юношеская гиперсексуальность, возникающая в подростковом возрасте, сопровождается рядом специфических феноменов - интенсивным половым влечением со своеобразной эротизацией психики, неослабевающим любопытством к вопросам секса, частыми спонтанными и адекватными эрекциями с выраженным половым возбуждением, ночными поллюциями, регулярной мастурбацией с яркими сексуальными фантазиями, началом половой жизни, которая характеризуется чередованием сексуальных эксцессов и периодов воздержания. У женщин эта стадия
11
характеризуется появлением влечения к интимной близости и способности к переживанию оргазма и, нередко, наступает лишь после начала регулярной половой жизни. Бурное пубертатное развитие у женщин может сопровождаться ранним и интенсивным проявлением эротического либидо, но при отсутствии регулярных половых контактов или по крайней мере мастурбации формирование зрелого сексуального влечения обычно запаздывает. По данным А. М. Свядоща (1988), отсутствие сексуального либидо в течение всей жизни наблюдалось у 22,4 % обследованных им женщин. 8 большинстве случаев такая задержка связана с подавлением сексуальности в результате дефектов воспитания или некомпетентности полового партнера.
Стадия зрелой сексуальности характеризуется гармоничным соотношением понятийного, возвышенно-романтического, эротического и сексуально-чувственного элементов со всей системой морально-этических ценностей личности. С достижением зрелости у мужчины формируются механизмы контроля за своим половым поведением, поэтому в противоположность сексуальной стадии, он может успешно подавлять сексуальные тенденции, противоречащие общественным нормам и личностным морально-этическим установкам. Большинству женщин свойственны циклические колебания интенсивности полового влечения, связанные с различными фазами менструального цикла.
- Глава 1. Сексуальность человека
- 1.1. Половой диморфизм
- 1.2. Формирование либидо
- 1.3. Сексуальные реакции и копулятивный цикл
- 1.4. Сексуальное поведение
- 1.5. Гендер
- 1.6. Половая конституция
- 1.7 Сексуальная норма
- 1.8. Сексуальность в современном обществе
- 1.9. Особенности мужской и женской сексуальности
- 1.10. Сексология и сексопатология
- Глава 2. Сексуальные
- 2.1. Сексуальные дисгармонии
- 2.2. Мнимые сексуальные расстройства
- 2.3. Эпидемиология
- 2.4. Принципы классификации
- 2.5. Механизмы психологической адаптации
- 2.6. Обследование пациентов
- 2.7. Современные подходы
- 2.8. Клинические варианты
- 2.9. Зависимость от алкоголя (f10…)
- Глава 3. Нарушения
- 3.1. Психосексуальное развитие человека
- 3.2. Нарушения темпов
- 3.3. Нарушение стереотипа полоролевого поведения
- 3.4. Феномен гомосексуальности
- 3.5. Сексуальные девиации
- 3.6. Сексуальные перверсии
- 3.7. Расстройства половой идентификации (f64)
- 3.8. Расстройства сексуального предпочтения (f65)
- 3.9. Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым (психосексуальным) развитием и ориентацией по полу (f66)
- Глава 4. Фармакотерапия
- 4.1. Адаптогены
- 4.2. Витамины и поливитаминные комплексы, содержащие макро - и микроэлементы и биоактивные вещества
- 4.3. Половые гормоны и средства влияющие на гормональное обеспечение половой сферы
- 4.4. Вазоактивные препараты
- 4.5. Препараты стимулирующие центральную и
- 4.6. Метаболиты и ферменты,
- 4.7. Психотропные препараты
- 4.8. Гепатопротекторы
- 4.9. Препараты, действующие
- 4.10. Препараты улучшающие функцию простаты
- 4.11. Другие методы коррекции эректильных дисфункций у мужчин
- 1. Использование эректоров
- 2. Вакуумная терапия эректильных дисфункций
- 3. Хирургическое лечение
- Глава 5. Психотерапия сексуальных
- 5.1. Место психотерапии в сексологическом лечении
- 5.2. Основные принципы и составляющие
- 5.3. Принципы коррекции нарушений
- 5.4. Психотерапия тревожного
- 5.5. Модификация неадекватных убеждений и
- 5.6. Проработка интрапсихических конфликтов
- 5.7. Психотерапия нарушений
- 5.8. Коррекция дисгармоничного сексуального
- I. Менструация:
- II. Отношение к половой активности:
- III. Выделение влагалищной слизи к началу полового акта:
- IV. Наступление глубокой острой нервной разрядки (оргазма):
- V. Физическое самочувствие после половых актов;
- VI. Настроение после сношения:
- II. Настроение перед сношением:
- V. Напряжение полового члена (эрекция):
- Глава 1. Сексуальность человека....................................................................5
- Глава 2. Сексуальные дисгармонии и дисфункции..............................................................................................52
- Глава 3. Нарушения психосексуального развития.......................................182
- Глава 4. Фармакотерапия сексуальных расстройств.............................245
- Глава 5. Психотерапия сексуальных дисфункций..................................291
- 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3.
- 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3.
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122