logo
Медицинская сексология

1.5. Гендер

Гендер - любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью или фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. В более узком смысле термин «гендер» означа­ет «социальный пол», т. е. социально детерминированные роли, идентичности и области деятельности мужчин и жен­щин, которые зависят не от биологических различий между полами, а от социальной организации общества. Гендер - это своеобразный социальный конструкт, а не природная данность. Гендерная принадлежность предполагает поло­вое самосознание и самоопределение, гендерную идентич­ность. Гендерная идентичность представляет собой фун­даментальное (базисное) чувство своей принадлежности к определенному полу, в результате чего индивид осознает себя мужчиной, женщиной или существом промежуточного (третьего) пола. Гендерная идентичность вырабатывается в результате сложного взаимодействия природных задатков человека и процессов социализации, «кодирования». При­чем субъект является активным участником этого процес­са, принимая или отвергая предлагаемые ему социальные роли и модели поведения. Возможно «перекодирование» гендерной идентичности, т. е. смена пола. Это происхо­дит в тех случаях, когда индивид категорически не может принять гендерный статус мужчины или женщины, полу­ченный согласно своему анатомическому полу, в результа­те чего он испытывает постоянный душевный дискомфорт и настаивает на его изменении в соответствии с половым самосознанием (при транссексуализме). Также выделяет­ся гендерная роль (син. половая роль), которая обознача­ет нормативные предписания и ожидания, предъявляемые обществом (соответствующей культурой) к мужскому или женскому поведению и фактически является критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка или взрос­лого. Многие люди считают гендерные особенности од­нозначными, тесно связанными с половой принадлежно­стью. Например, если женщина проявляет пассивность и нежность, то она обнаружит эти качества в любых ролях и ситуациях. Но в жизни все может быть иначе. Мужчины

21

и женщины взаимодействуют друг с другом в различных социальных ситуациях, исполняя при этом конкретные социальные роли, В разных сферах деятельности, напри­мер, в семье и на производстве, характер тендерной диф­ференциации часто не совпадает. Традиционно считает­ся, что потребность в социальном успехе выше у мужчин, поэтому современные бизнес-леди воспринимаются как нечто новое и беспрецедентное. Но если в прежних ис­торических условиях честолюбивая женщина, как пра­вило, могла сделать карьеру только опосредованно, на­пример, удачно выйдя замуж, то в наши дни она может самостоятельно добиться высокого социального статуса. Изменения положения женщины в обществе влекут за со­бой иную мотивацию и характер взаимоотношений полов. Однако не следует отождествлять социальное равенство мужчин и женщин с их одинаковостью и нивелировани­ем тендерных (полоролевых) различий, к чему призывают радикально настроенные представители феминистского движения. Было бы ошибкой полностью игнорировать культурные стереотипы маскулинности и фемининности, поскольку они важны для гармоничных партнерских от­ношений. Когда мужчина - это мужчина, а женщина - это женщина, они ищут и находят друг в друге то, чего каждому из них не хватает. Если тендерные роли «пере­путаны» и в поведении индивида присутствует многое из того, что традиционно соотносится с противоположным полом, он часто оказывается одинок, поскольку не имеет внутренней потребности в близких отношениях с другим человеком.