logo
Медицинская сексология

3.1. Психосексуальное развитие человека

Психосексуальное развитие - один из аспектов ин­дивидуального психического развития, в процессе кото­рого формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальная ориентация человека. Начинается с первых месяцев жизни и полностью завершается к 20-25 годам вступлением индивида в период зрелой сексуаль­ности (началом регулярной половой жизни с постоянным партнером).

Фактически уже в пренатальном периоде (с момен­та зачатия до рождения) происходит развитие и половая

182

дифференцировка гонад, гениталий, а также структур мозга, ответственных за половое поведение, агрессив­ность, материнский инстинкт, и т. д. Нарушения половой дифференцировки структур мозга могут происходить, если в критический период беременности (7 - 32 недели внутриутробной жизни) на плод действуют различные Егатогенные факторы (стрессы у беременной, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, прием женщи­ной таких лекарственных препаратов, как глюкокортикоиды, анаболические стероиды, прогестины, резерпин и др.). Еще в конце 60-х годов прошлого века было уста­новлено, что девочки, родившиеся у матерей, которые для предотвращения выкидыша получали прогестин, отли­чались высоким интеллектом, по физическому развитию походили на мальчиков, играли в войну, дрались, прояв­ляли независимость и самоуверенность. Вырастая, такие девочки часто становится руководящими работниками, у них слабо выражен материнский инстинкт, они проявля­ют агрессивность, бескомпромиссность и неуживчивость в семье. Известно также, что мальчики, родившиеся в блокадном Ленинграде, напротив, отличались мягкостью, покладистостью, домовитостью, любили играть в куклы, что связывают с феминизирующим влиянием стрессов на мужской плод. Таким образом, профилактика нарушений психосексуального развития должна начинаться еще до рождения ребенка, поэтому для беременной матери необ­ходимо создание условий, исключающих вредные воздей­ствия на плод.

Российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева (1983, 1990) выделяют три этапа психосексуального развития (см. табл. 3.1). Первому и второму этапам и стадиям третьего этапа свойственна определенная фазность, которая является одной из за­кономерностей психосексуального развития. В первой фазе (выработка установки) накапливается и перераба­тывается информация: на I и II этапах - о существова­нии полов, о половой роли, на III этапе - об особен­ностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности. Первую фазу можно считать завершенной только при наличии внутренней готовности к реализа­ции сформированных тенденций. Во второй фазе (на-

183

учение и закрепление установки в игровых ситуациях, т. е. «на практике», происходит научение определению половой принадлежности (I этап) и полоролевому пове­дению (II этап), а на III этапе - реализации полового влечения. В процессе научения апробируются и закреп­ляются выработанные в первой фазе установки. Соци­альная изоляция, в первую очередь лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведе­ния, нарушениям реализации влечения не только у чело­века, но и у животных.

Таблица 3.1

Психосексуальное развитие человека

Возрастные

периоды

Этапы психосексуального развития

Фазы и их основные проявления

С первых месяцев жизни до 2-4 лет (максимум 5 лет)

I этап. Формирование полового самосозна­ния

1-я фаза (выра­ботка установки): осознание собственной половой принадлежности и пола других людей

2-я фаза (научение и закрепление установки): любопытство, направленное на половые признаки, в том числе изучение половых органов

От 2- 5 лет

до 7- 10 лет

II этап. Формирова­ние половой роли в

соответствии со своим полом

1-я фаза: выработка полоролевых установок

2-я фаза: научение полоролевому поведению

в играх

184

От 7-10 лет до 18-20 лет (максимум 25 лет)

III этап. Формирова­ние психосексуальных ориентации, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации:

чаще 7-10 лет

1-я стадия - формирование платониче­ского либидо

1-я фаза: обожа­ние, платонические мечты, фантазии

2-я фаза: ухажи­вания, платониче­ское общение

чаще 11-15 лет

2-я стадия - формирование эротического либидо

1-я фаза: эротиче­ские фантазии

2-я фаза: эротиче­ские ласки и игры

чаще 16-20 лет

3-я стадия — форми­рование сексуального либидо

1-я фаза: сексуаль­ные фантазии

2-я фаза: начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцес­сов с периодами воздержания и мастурбации

I этап. Формирование полового самосознания, т. е. осознание собственной принадлежности к тому или иному полу (1 - 4 года) происходит под влиянием микросоциаль­ной среды, но в значительной мере определяется половой дифференцировкой мозга во внутриутробном периоде. На этом этапе формируются сознание половой принадлежно­сти себя и других людей, уверенность в ее необратимости, после чего любые попытки изменить половое самосознание оказываются безуспешными.

С первых месяцев жизни ребенок постоянно полу­чает подтверждения от родителей, кто он - мальчик или

185

девочка. Половые различия в игровом поведении детей об­наруживаются примерно с 12-13 месяцев. Девочки чаще просятся на руки к матери, прикасаются к ней, склонны к пассивным играм на одном месте. Мальчики - более актив­ны, непоседливы, избегают длительных родительских ласк. Дети видят членов семьи и одетыми и неодетыми, поэтому к 1-1,5 годам они уже знают (хотя и неосознанно): так вы­глядит мама, так папа, а так - брат или сестра. В этом же возрасте дети начинают обнажаться и демонстрировать себя окружающим, осматривают и ощупывают свое тело, нередко играют с гениталиями, что обусловлено любозна­тельностью, а не сексуальностью. Именно так они пости­гают половые различия людей. Если ребенок в возрасте 1 - 4 лет не имел возможности хорошо рассмотреть отличия в строении тела мужчины и женщины, в дальнейшем он по­старается восполнить этот пробел, причем чем позже это произойдет (например, в пубертате), тем выше вероятность возникновения отклонений в половом поведении. В норме о завершении этого этапа свидетельствует тот факт, что при определении ребенком пола окружающих он в равной мере учитывает все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов) и осознание, что он навсегда мальчик или девочка, а когда вырастет, будет мужчиной или женщиной. Возникает по­ловая идентичность - чувство собственного постоянства, тождественности самому себе душевно и телесно.

Первый этап психосексуального развития имеет и дру­гие важные особенности. В первые 2 - 3 года жизни у детей формируется речь, происходит становление самосознания (выделение себя из окружающего мира). Микросоциальная среда в этот период ограничивается близкими родственни­ками, среди которых особую роль играет мать, и небольшим кругом сверстников. Тесный эмоциональный и тактильный контакт с матерью крайне необходим ребенку с первых ме­сяцев жизни примерно до 3 лет, поскольку он способству­ет дозреванию глубоких структур мозга, ответственных за половое поведение человека и закладке эрогенных зон, что в дальнейшем имеет значение для становления сексуально­сти (особенно у женщин). Особая роль здесь принадлежит грудному вскармливанию, которое обеспечивает наиболее тесный телесный контакт между матерью и ребенком. Об-

186

щение с матерью, развитие привязанности к ней дает ребенку ощущение безопасности и закладывает основы адек­ватных, доброжелательных отношений с окружающими. В этом возрасте лишение матери приводит к реагированию на незнакомых людей страхом и агрессией, а затем к фор­мальным отношениям с товарищами, неразборчивости в вы­боре друзей, чрезмерной жестокости. Став взрослыми, эти лица часто не способны испытывать привязанность к другим людям, в том числе к своему половому партнеру. Следует от­метить, что отсутствие материнского ухода, при всех своих проблемах и трудностях, не является фатальным для нор­мального развития ребенка. Многие специалисты считают, что дети со здоровой «почвой» (без органической патологии головного мозга), воспитанные приемными родителями или даже в детском доме, но получившие достаточно ласки и вни­мания, могут вырасти вполне гармоничными личностями.

Отметим, что, согласно взглядам Пиаже, дети снача­ла усваивают стандарты социального поведения, благодаря познанию и исполнению определенных правил, и лишь по­сле этого совершают переход от выученной роли к осозна­нию своей половой принадлежности. Известно, что дети уже в 1 - 1,5 года начинают подражать родителю одного с ними пола и в играх демонстрируют соответствующее по­ведение (мальчики пытаются завинчивать шурупы отверт­кой, стучать молотком; девочки - пользоваться губной помадой, пудрой, надевать на голову платок и т. п.). По мнению И.Д. Исаева и Д.Н. Кагана (1986), ребенок внача­ле переживает себя как представителя пола - эта первич­ная идентичность связана с половой дифференциацией во внутриутробном периоде и стилем общения с ребенком в младенчестве. Затем уже в соответствии с первичной иден­тичностью он отождествляет себя с родителем своего пола и имитирует соответствующее поведение. Только после этого у ребенка окончательно формируется половая иден­тичность. В дальнейшем развитии половая роль и половая идентичность функционируют в системе обратных связей, подкрепляя друг друга.

II этап. Формирование стереотипа полоролевого поведения. На этом этапе (обычно до 9 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофи­зиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулин-

187

ности или фемининности, принятым в той микросоциаль­ной среде, в которой он воспитывается.

Второй этап характеризуется интенсивной социализа­цией ребенка. В этот период происходит обучение общению со сверстниками, совершенствуются и дифференцируются эмоциональные реакции, формируется характер. Этому возрасту свойственны недостаточное развитие воли и им­пульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность. Развиваются элементы абстрактно-логического мышления. Приобретение личной независимо­сти не означает потери контакта с родителями. Наоборот, родители и их взаимоотношения становятся объектом по­вышенного внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. Правильное полоролевое поведение родителей во многом определяет форми­рование адекватной половой роли у ребенка. В общении со сверстниками, в первую очередь в полоролевых «семейных» играх, требующих выполнения определенной роли - жени­ха, невесты, отца, матери, ребенка и т. д., апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая раз­личные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальных. Такого рода «семейные» игры в зависимости от информированности детей охватывают широкий диа­пазон полоролевого поведения взрослых: от подражания поведению родителей (чтение отцом газеты в кресле перед телевизором, ведение матерью домашнего хозяйства) до имитации полового акта. С поступлением в школу появля­ются новые образцы для подражания, возрастает роль об­щения со сверстниками. На этом этапе типично разделение коллектива школьников по половому признаку. Во многом благодаря этому возрастают требования к проявлениям мужественности или женственности, окончательно фикси­руя выбранную половую роль.

III этап. Формирование психосексуальных ориен­тации. Начинается в 7 - 10 лет, завершаясь к 20-25 годам, вступлением в период зрелой сексуаль-ности, для которого характерна регулярная половая жизнь с постоянным парт­нером или супругом.

Если первые два этапа психосексуального развития протекают на относительно «спокойном» гормональном

188

фоне, то на третьем этапе постепенно начинается и дости­гает максимума функционирование эндокринной системы, и в частности половых желез. Формируются личность, со­циальное сознание, адекватная оценка своих способно­стей. Происходит эмансипация от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. При отсутствии взаимопонимания в семье подросток толь­ко в неформальной группе сверстников может получить интересующую его информацию, обсудить волнующие его вопросы. Увеличение роли стихийных средовых факторов в сочетании со скрытностью подростков представляет благо­датную почву для различного рода нарушений становления сексуальности, чему также способствует отсутствие адек­ватного полового воспитания.

Специфика этапа - формирование психосексуальных ориентации, которые обусловливают в последующем вы­бор объекта влечения с его индивидуальными особенностя­ми (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение и т. д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных дейст­вий, иногда составляющих целый ритуал.

Третий этап можно условно разделить на три стадии соответственно формированию платонического, эротиче­ского и сексуального либидо. На каждой из них четко про­слеживаются две фазы. Так, платоническое либидо про­ходит первую фазу - «детской» влюбленности, желания духовного общения - и вторую фазу, когда происходит их реализация в ходе совместного приготовления уроков, учебы за одной партой, демонстрации знаков внимания к объекту платонического увлечения. При всей своей внеш­ней эфемерности вторая фаза очень значима, поскольку в ходе ее прохождения формируется умение обращать на себя внимание понравившихся сверстников, знакомить­ся и общаться с ними. Если на этой фазе формирования либидо не происходит его реализации, то романтическая любовь остается не только безответной, но и незамечен­ной, а трудности, сомнения и неуверенность в себе пере­несутся на более поздние стадии формирования либидо, создавая серьезные проблемы при попытках сближения с потенциальным партнером. При гармоничном разви­тии в платоническую влюбленность включаются сначала

189

отдельные элементы эротического фантазирования (же­лание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые постепенно нарастают, расширяется их диапазон, и они занимают все большую часть свободно­го времени подростка. При переходе от платонической стадии либидо к эротической подростки начинают про­являть возрастающий интерес к интимной стороне взаи­моотношений полов, эротической литературе и фильмам, содержащим сцены свиданий, объяснений в любви. Но даже при самых ярких эротических фантазиях переход ко второй фазе этой стадии можно считать состоявшимся только после их практического воплощения в интимных ласках с партнером. На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма на уровне фрустраций сексуальных, что побуждает к расширению круга сексу­альных действий и форсирует переход к последней ста­дии. Могут также практиковаться формы эротической реализации, подкрепляемые оргазмом: петтинг и мастур­бация. Однако пока нет реализации сексуального либидо в половом акте (2-я фаза), существует возможность для различных отклонений от нормального психосексуально­го развития, которые в дальнейшем могут затруднять про­ведение гетеросексуального коитуса. Поэтому, чем мень­ше временной разрыв между началом фантазирования и реализацией, тем гармоничнее стадия формирования того или иного компонента влечения; напротив, чем дольше от­кладывается реализация фантазий и мечтаний, тем более вычурными и труднее выполнимыми они становятся, все больше отрываясь от нормативных половых контактов. В результате повышенной склонности к фантазированию и задержек реализации либидо, обусловленных социаль­ными факторами, женщины более подвержены отклоне­ниям в психосексуальном развитии.

Этапу формирования психосексуальных ориентации в норме свойственны, воспринимаемые взрослыми как ве­треность и легкомыслие, смена влюбленностей и идеалов, порой наличие сразу нескольких увлечений. Однако это ни что иное, как нормальные проявления отбора методом проб и ошибок тех признаков, особенностей и нюансов платонических увлечений, эротических предпочтений и сексуальных ориентации, которые в последующем будут

190

включать механизм «неподвластного разуму» полового влечения. Многообразие такого рода признаков в перио­де становления сексуальности в последующем облегчает выбор супруга и достижение с ним гармоничных интим­ных отношений. Напротив, «любовь с первого класса» либо длящаяся годами безответная любовь чаще являет­ся показателем трудностей сексуальной адаптации, что проявляется очень узким, ограниченным индивидуальным выбором, затрудняющим формирование зрелой сексуаль­ности.

Для всех этапов психосексуального развития, а так­же для каждой стадии III этапа существуют общие зако­номерности. Первая из них - фазность, рассмотренная выше. Вторая закономерность - изменение соотношения роли биологического и социального в становлении челове­ческой сексуальности. В процессе психосексуального раз­вития биологическая детерминированность этапа полового самосознания относительно ослабевает при формировании полоролевых установок, когда возрастает относительное значение социальных факторов, и еще более маскируется на этапе становления психосексуальных ориентации, когда гормональный фон определяет лишь интенсивность прояв­лений сексуальности.

Преемственность и взаимосвязь этапов (стадий), а также их нарушений представляет собой третью законо­мерность психосексуального развития. На каждом этапе (стадии) становления сексуальности имеются определен­ные задатки следующего за ним этапа, поэтому выпадение по тем или иным причинам любого из них искажает тече­ние последующих и в итоге становление всей сексуально­сти.

Разделение психосексуального развития на этапы но­сит несколько условный характер, так как половое само­сознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой подвижные структуры, которые могут меняться не только в процес­се их формирования, но и в течение всей жизни человека. Однако основы всех компонентов сексуальности заклады­ваются при их становлении. Эти процессы и их последова­тельность достаточно полно отражены в представленной концепции.

191