logo
Медицинская сексология

3.2. Нарушения темпов

и сроков психосексуального развития

Ретардации психосексуального развития проявляются отставанием сроков становления сексуальности от возрас­та субъекта. Выделяют три варианта ретардации психосек­суального развития.

Соматогенные задержки имеют биологическую осно­ву и связаны с отставанием в половом развитии. Грубые расстройства эндокринной системы могут привести даже к асексуальности, то есть полному выпадению сексуального компонента а психическом развитии личности.

Психогенные задержки вызваны различными наруше­ниями в становлении психики, включая общее отставание психического развития. Наиболее часто они обусловле­ны психопатическими аномалиями характера (шизоидное, тревожное, ананкастное расстройства личности и т. д.). Их тормозящее влияние заметно уже на этапе формирования полоролевого поведения, а максимально проявляется при становлении психосексуальных ориентации. Так, робость, застенчивость, нерешительность, впечатлительность, сла­бость побуждений, свойственные лицам с тревожным (уклоняющимся) или шизоидным расстройствами лично­сти, затрудняют контакты с окружающими (в том числе и сексуальные), а крайняя изменчивость эмоций, способность к яркому фантазированию, недостаток волевых качеств в сочетании с трудностями общения способствуют форми­рованию и закреплению заместительных форм половой активности (например, стойкой регулярной мастурбацией в сочетании с сексуальными фантазиями и просмотром со­ответствующей видеопродукции).

Социогенные ретардации психосексуального разви­тия чаще всего наблюдаются при гармоничном психофи­зическом развитии личности, но неправильном половом воспитании. Привитие ребенку мысли, что все, связанное с полом, - постыдное и грязное, ограничения в общении со сверстниками, негативная реакция на любые проявле­ния сексуальности ребенка, воспитание у него отношения к «телесному низу» как к чему-то порочному, непристой-

192

ному нередко задерживают психосексуальное развитие, формируя у субъекта устойчивые представления о непри­личном характере не только половых контактов, но даже мыслей на «постыдную» тему.

Ретардации являются одним из вариантов несвоевре­менного становления сексуальности, то есть асинхроний психосексуального развития, отражающих дисгармонич­ность полового созревания. Указанные варианты сексуаль­ных ретардаций относят к простым асинхрониям, которые редко встречаются изолированно. Чаще наблюдаются сочетанные асинхроний, обусловленные воздействием сразу нескольких негативных факторов. Один из наиболее рас­пространенных вариантов сложных асинхроний психо­сексуального развития - совмещение нормального сома­тического полового созревания с задержкой становления сексуальности.

В детстве задержки психосексуального развития не привлекают особого внимания родителей или педагогов и воспринимаются как показатели благополучного воспи­тания. Такие дети не проявляют полового любопытства, а полоролевые игры сведены у них к минимуму или вообще отсутствуют. При этом у них происходит правильное ста­новление полового самосознания и формируется адекват­ная половая роль. Ретардации становятся более заметными в подростковом возрасте, когда затрудняется формирова­ние сексуальной ориентации. В дальнейшем половое влече­ние как у мужчин, так и у женщин не достигает зрелости, оставаясь на стадиях платонического или эротического ли­бидо. В ряде случаев полоролевые игры «в семью», «дочки-матери», типичные для детей 5 - 7 лет, из-за трудностей общения со сверстниками переносятся на школьные годы. «Недоигравшие» в свое время дети группами и поодиноч­ке продолжают увлеченно играть в куклы, порой даже в старших классах. Вместе с тем эти игры уже качественно отличаются от полоролевых игр дошкольников, поскольку осведомленность в вопросах пола к этому возрасту выше, а гормональный уровень существенно изменяется. Эти игры как бы заполняют «брешь» в становлении сексуаль­ности, формируя ролевые установки. Однако совпадение игр с гормональной активностью может привести к фор­мированию суррогатных форм реализации либидо и иска-

7 Медицинская сексология

192

жению направленности полового влечения. Наибольший процент сексуальных ретардаций приходится на этап фор­мирования психосексуальных ориентации. Так, задержки преимущественно на эротической стадии становятся од­ним из важнейших механизмов возникновения сексуаль­ных девиаций. Неправильное половое воспитание и другие отрицательные влияния микросоциальной среды приводят не только к социогенным ретардациям, но и к нарушениям формирования психики ребенка и подростка в целом.

Обычно женщины значительно больше, чем мужчины, страдают от чрезмерной «бдительности» воспитателей на всех этапах становления сексуальности. У мужчин же, ис­пытывающих серьезные проблемы уже при первых сексу­альных контактах, нередко можно выявить своеобразный психологический барьер, затрудняющий интимные отноше­ния с противоположным полом. Как правило, это результат неразвитости платонической и эротической коммуникаций. Отсутствие практических навыков, которые они не смогли получить в процессе становлении сексуальности, значитель­но затрудняет общение с партнершей еще на платоническом уровне, а гармоничный переход к эротической близости с последующим сексуальным контактом практически невоз­можен. В результате без истинного сексуального влече­ния, не умея заранее программировать, а по ходу общения с партнершей корректировать свое поведение, они идут на половую близость, заведомо обреченную на неудачу. Все их попытки, минуя платоническое общение и эротический контакт с партнершей, сразу «перескочить» к сексуальным отношениям принимают утрированный, подчас нелепый ха­рактер, отталкивая большинство женщин. В редких случаях с помощью благожелательной партнерши удается преодо­леть все трудности подготовительного периода, но сам поло­вой акт нередко заканчивается неудачей, усиливая у мужчин чувство сексуальной неполноценности. Особенно наглядно выраженные задержки психосексуального развития прояв­ляются у мужчин отсутствием эякуляции и оргазма, несмот­ря на значительную длительность половых актов.

Коррегирующее лечение ретардаций психосексуально­го развития предусматривает проведение реконструктив­ной психотерапии, которая включает ряд последовательных мероприятий по формированию у пациентов адекватных

194

представлений об интимных отношениях и выборе потенциального сексуального партнера, выработки оптимальной модели поведения на всех этапах сближения (от первого знакомства и платонического ухаживания до эротических ласк и полового акта). Адаптивная поведенческая роль за­крепляется вначале в воображении (на фоне мышечной ре­лаксации или в гипнотическом состоянии), а затем последо­вательно реализуется в реальных партнерских отношениях.

Преждевременное психосексуальное развитие - ран­нее становление сексуальности, опережающее средние воз­растные нормы и половое созревание. К его причинам отно­сят врожденное или раннее поражение глубоких структур мозга, проявляющееся снижением порогов оргастического рефлекса, которое способствует быстрому закреплению патогенных влияний социальных факторов (растление и совращение ребенка подростками или взрослыми). Играют роль психические расстройства (шизофрения, начавшаяся в раннем возрасте, расстройства поведения, олигофрения), которые затрудняют коммуникации со сверстниками, спо­собствуя ранней фиксации интереса детей на сексуальной сфере. Реализация различных, часто девиантных форм половой активности в возрасте до 10 лет приводит к их прочной фиксации с формированием выходящего за рам­ки нормы сексуального стереотипа, который в дальнейшем практически не поддается терапевтической коррекции.

Во всех случаях преждевременного психосексуаль­ного развития требуется постоянное индивидуальное на­блюдение за ребенком взрослыми. Семейная психотерапия направлена на выработку у родителей адекватного отноше­ния к ребенку и поведения с ним, обеспечение деликатного, но эффективного контроля его контактов со сверстниками. При психических расстройствах и неврологических нару­шениях проводится их лечение.