logo search
Медицинская сексология

3.4. Феномен гомосексуальности

Гомосексуализм - гомогендерная сексуальная ориен­тация, характеризующаяся сексуально-эротическим вле­чением к лицам своего пола. С середины XIX века термин

204

«гомосексуализм» употребляется для обозначения сексуальной активности, сексуальных связей (а не только поло­вого влечения) между лицами одного пола. Гетеросексуальность - феномен, присущий подавляющему большинству людей. Он лежит в основе деторождения, обеспечивает продление человеческого рода, а следовательно, являет­ся биологически целесообразным. Однако во все времена и у всех народностей существовали мужчины и женщины, предпочитающие однополую любовь. Частота гомосексу­ализма по данным разных авторов варьирует от 1 до 4 % у мужчин и от 1 до 3 % у женщин. Следует отметить, что гомосексуальность - неоднозначное явление, ибо в одних случаях влечение к лицам своего пола может проявляться только в сновидениях и фантазиях, но никогда не реали­зуется на практике; в других - при определенных обстоя­тельствах допускаются единичные гомосексуальные кон­такты; в-третьих - субъект имеет сексуальные отношения с лицами обоих полов, причем они в равной мере привле­кательны для него; в-четвертых - гомосексуальные связи являются предпочтительными; в-пятых - сексуальные кон­такты с лицами того же пола, что и субъект, являются для него единственно возможным источником удовлетворения. Выделяют три основных этапа формирования гомосек­суальной ориентации: 1) от первого осознанного интереса к представителю своего пола до первого подозрения о сво­ей гомосексуальности (мужчины - 14,6 лет, женщины - 18,2 года); 2) от первого подозрения о своей гомосексуаль­ности до первого гомосексуального контакта (мужчины - 16,7 лет, женщины - 19,8 лет); 3) от первого гомосексуаль­ного контакта до уверенности в своей гомосексуальности и выработки соответствующего стиля жизни (мужчины - 19,0 лет, женщины - 20,7 года). По ролевому поведению различают активных и пассивных гомосексуалов, исходя из того, что во время половых сношений один из партнеров играет активную (мужскую) роль, а второй - пассивную (женскую). В настоящее время жесткое распределение ро­лей при гомосексуальных половых контактах встречается крайне редко. Значительно чаще, желая доставить боль­шее удовольствие друг другу, партнеры меняются ролями. При половой близости гомосексуалы практикуют поце­луи и объятия, стимуляцию груди мануально или орально,

205

взаимную мастурбацию, трение гениталий друг о друга (трибадия у женщин), орально-генитальные ласки (минет, куннилингус), ласки языком анального отверстия (аннилингус), подовое сношение в прямую кишку (мужеложство или педерастия). У гомосексуален число связей в среднем выше, чем у лиц гетеросексуальной ориентации. Многие из них имеют за время половой активности до 100 партнеров и более. В целом диапазон половых контактов гомосексуадов достаточно широк - от длительных моногамных связей (гомосексуальные браки) до группового секса, от аноним­ных или разовых встреч до романтических ухаживаний и пылкой эротической любви к партнеру. В странах, где уже давно отсутствует социальная дискриминация по признаку сексуальной ориентации, чаще наблюдаются устойчивые связи между гомосексуалами. В некоторых из них (Дания, Норвегия, Швеция и др.) официально разрешено однопо­лое «зарегистрированное партнерство», практически иден­тичное браку.

Обратимся к истории вопроса. Косвенные доказатель­ства давнего существования в человеческой популяции однополой любви можно найти в Ветхом Завете. Гнев Гос­пода возбудили жители Содома и Гоморры, которые были настолько одержимы голубыми страстями, что чуть не из­насиловали ангелов. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба», показав пример будущим нечестивцам. Святые апостолы Петр и Павел причисляли «мужеложников» к тем «неправедным», кои за грехи свои не будут жить жизнью вечной, ибо Господь проклял их.

Первые упоминания о гомосексуализме обнаружены в папирусах Древнего Египта (2,5 тыс. лет до н. э.). Известно, что гомосексуальные отношения имели место у первобыт­ных народов Африки, Азии и Америки. Особый культ этих отношений отмечается в Древней Греции, где женский го­мосексуализм получил название лесбийской любви, или са­физма, по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос. Древние греки допускали и даже одо­бряли гомосексуальные отношения между взрослым сво­бодным мужчиной и свободным юношей. Древнеэллинская педерастия была формой сексуальной и социальной ини­циации. За любовника-ученика мужчина-воин брал на себя ответственность перед обществом. Гордостью Фив был на-

206

бранный из воинов-любовников и снискавший репутацию непобедимого «священный отряд». Философ Ксенофонт утверждал: «Нет сильнее фаланги, чем та, что состоит из любящих друг Друга воинов!». В Спарте каждый двена­дцатилетний мальчик получал в покровители взрослого и опытного воина. Такой союз спартанцы рассматривали как брачный. Если на поле брани юноша проявлял тру­сость - наказывали его наставника. Спартанские обычаи предписывали расторгнуть гомосексуальный брак сразу после появления волос на теле юноши. В древнегреческом гомосексуальном браке ролевые функции были строго раз­делены. Юноше принадлежала роль «женщины» (что сим­волизировало его подчиненное положение), а взрослый мужчина всегда выполнял активную роль. Считалось, что «женская» роль не роняла достоинства юноши. Но если за деньги или даже по принуждению взрослый эллин разре­шал «войти в себя», он был обречен на несмываемый по­зор.

Древние римляне превыше всего ценили мужествен­ность. Сожительство Гая Юлия Цезаря с царем Вифинии Никомедом навлекло на будущего римского императора «всеобщее поношение». Причем римляне ругали Цезаря не за гомосексуализм как таковой, а за его «пассивность», роль женщины в голубом альянсе. В Риме периода упадка не имела предела развратность императора Нерона. Маль­чика Спора он кастрировал и даже попытался сделать жен­щиной. Когда из этого ничего не получилось, Нерон ре­шил стать законным мужем евнуха! После свадьбы он ввел Спора в императорский дворец и «жил с ним как с женой». Разведясь со Спором, он «вышел замуж» за бывшего раба Дорифора. Нерон любил экзотические бисексуальные по­техи. Светоний пишет: «В звериной шкуре он выскакивал из клетки, набрасывался на привязанных к столбам мужчин и женщин и, насытив дикую похоть, отдавался Дорифору, крича и вопя, как насилуемая девушка». В период правле­ния Нерона весь Рим поглотила пучина разврата.

Первые юридические законы против гомосексуалов мы находим в кодексе византийского императора Юсти­ниана и в своде законов Вестготского королевства (VI век). И все-таки в раннем Средневековье их положение было скорее удовлетворительным. Гомосексуализм был широко

207

распространен среди феодальной знати. Самый известный педераст того времени - английский король Ричард Льви­ное Сердце.

Поначалу каноническое право не карало слишком стро­го за гомосексуализм. Пенитенциарий Папы Римского Гри­гория III (VIII век) покаяние за лесбиянство определил сро­ком в 160 дней, за мужеложство - в один год, а за участие священнослужителя в охоте - в три года. Но уже III Латеранский собор, состоявшийся в 1123 году, установил очень жестокое наказание церковников, уличенных в гомосексу­альных связях: вначале их отправляли в монастырь на по­каяние, потом - на костер. В 1307 году французский король Филипп IV Красивый произвел по всей Франции внезапный арест членов рыцарского ордена тамплиеров. Он приговорил их к смерти, обвинив в надругательстве над святым Распяти­ем, идолопоклонстве и содомии. В XIV веке горькая участь постигла английского короля-гомосексуала Эдуарда II. Ди­настические соображения заставили его жениться на дочери французского короля Изабелле Валуа. Она вскоре завела себе любовника - весьма амбициозного феодала Мортимера. Ко­варные любовники организовали против Эдуарда II заговор, обвинили короля в «грехе содомском» и заточили его в замок Бершиц. Впоследствии Эдуард погиб мучительной смертью - по приказанию Мортимера его посадили на раскаленный до­красна железный прут. К началу XV века из-за эпидемий чумы население Европы уменьшилось почти в четыре раза. Власти начали активно бороться против того, что препятствует де­торождению, прежде всего против онанизма и гомосексуа­лизма. Например, а XVI веке английский король Генрих VIII, который был женат шесть раз, что противоречило тог­дашним церковным и гражданским законам, объявил муже­ложство государственной изменой.

Гуманисты эпохи Возрождения возродили античные традиции телесности. Они воспевали совершенное челове­ческое тело как идеал красоты. Но до реабилитации «со­домского греха» было еще далеко. К концу XVIII века в Европе существовало крайне жестокое, нетерпимое отно­шение к гомосексуализму, во многих странах за гомосек­суальные контакты предусматривалась смертная казнь. В XIX веке в некоторых странах происходит постепенное смягчение законов. Например, кодекс Наполеона призна-

208

ет гомосексуальный контакт между взрослыми преступлением лишь в тех случаях, когда применяется насилие либо контакты осуществляются публично и оскорбляют общест­венную мораль. Аналогичное законодательство было введе­но в Бельгии и Голландии. В других странах, включая царскую Россию, гомосексуализм по-прежнему оставался уголовным преступлением, «неназываемым пороком». С конца XIX века растет волна протестов против уголовного преследования гомосексуалов, многие известные деятели науки, культуры и искусства включаются в это движение. Однако еще в на­чале прошлого века гомосексуальные контакты были уго­ловно наказуемыми. Именно за них староанглийский суд приговорил к двум годам тюремного заключения Оскара Уайльда, который впоследствии так и не смог оправиться от остракизма викторианского общества. В тоталитарных странах гомосексуализм преследовался с жестокостью ни­чуть не меньшей, чем инакомыслие. В гитлеровской Гер­мании наряду с евреями и цыганами физическому уничто­жению подлежали и лица с гомосексуальной ориентацией. В марте 1934 года появилось постановление Президиума ЦИК СССР «Об уголовной ответственности за мужелож­ство», которое установило за него гораздо более жесткие наказания, чем те, которые существовали в дореволюцион­ной России. Статья 121 Уголовного кодекса РСФСР карала мужеложство лишением свободы на срок до пяти лет, при­чем женский гомосексуализм не являлся уголовно нака­зуемым. Несмотря на всю абсурдность статьи по ней было осуждено около 60 000 человек.

После Второй мировой войны на формирование обще­ственного мнения и юридического законодательства зна­чительное влияние оказали работы американских исследо­вателей, в частности, впервые было научно доказано, что гомосексуализм - это не болезнь, не извращение, а иная сексуальная ориентация. В 60 - 70-е годы XX века подав­ляющее большинство стран исключило из уголовного за­конодательства статьи, преследующие за гомосексуальные контакты. В России это произошло в 1993 году. Американ­ская психиатрическая ассоциация в 1974 году официально признала, что гомосексуализм не является заболеванием или патологическим состоянием. Всемирная организация здравоохранения внесла аналогичные изменения в Меж-

209

дународную классификацию болезней 10-го пересмотра (1992). В ней указано, что «сама по себе сексуальная ори­ентация не рассматривается как расстройство». Отмена одиозного диагноза не означает, что все гомосексуалы зо всех отношениях здоровы, и они не могут иметь никаких психических отклонений. Речь идет лишь о том, что сама сексуальная ориентация, подобно полу или расе, больше не считается патологической и не нуждается в обязательном лечении (если субъект испытывает душевные страдания от «аномального», с его точки зрения, полового влечения - ему требуется психотерапевтическая помощь). К началу 80-х годов в США отношение к гомосексуалам становит­ся спокойным и терпимым. Даже сам термин «гомосек­суализм» исчезает из речи: они называют себя «геями», «голубыми», «лесбиянками». В прессе пишут о «лицах, практикующих альтернативный образ жизни». Американ­ская перепись 2000 года зафиксировала свыше 600 000 так называемых однополых домохозяйств. Несмотря на то, что большинство американцев продолжают считать го­мосексуальную ориентацию «неправильной», 85 % опро­шенных службой Гэллапа людей убеждены в том, что геи и лесбиянки должны пользоваться теми же правами, что и другие граждане. Аналогичная ситуация наблюдается в Ев­ропе. Первой в 1989 году однополые «зарегистрированные партнерства» узаконила Дания. Ее примеру последовали Норвегия, Швеция, Исландия, Гренландия, Финляндия, Германия. Франция и Бельгия внесли в гражданское право понятие «пакт гражданской солидарности», который мо­гут заключить между собой «двое взрослых разного пола или одного пола для регулирования их совместной жизни». В 2001 году Нидерланды стали первым в мире государст­вом, предоставившим однополым парам абсолютно такие же права по заключению брака, как и разнополым.

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о происхождении гомосексуальности. Выдвину­то множество различных теорий возникновения гомосек­суализма: эндемическая теория Бартона, генетическая, неврогенная, нейроэндокринная Тернера, эндокринная, условно-реф-лекторная, психоаналитическая и др. На За­паде широко распространена теория Э. Хукер, согласно которой люди рождаются сексуально индифферентными

210

и имеют скорее общую сексуальную предрасположен­ность, чем гомо-, гетеро- или бисексуальные предпочте­ния. В дальнейшем же сексуальный опыт определяет выбор сексуального объекта.

З. Фрейд считал, что однополая любовь имеет те же психологические истоки, что и разнополая, а именно - врожденная предрасположенность каждого человека к бисексуальности. В обычной обстановке психосексуальное развитие человека определяет его гетеросексуальный вы­бор. При особых жизненных обстоятельствах (например, неправильное разрешение Эдипова комплекса) нормальное развитие может остановиться на одной из промежуточных стадий и в будущем трансформироваться в гомосексуа­лизм. Считая, что для всех людей без исключения характер­ны скрытые гомосексуальные наклонности, Фрейд был уве­рен, что при определенных условиях они могут проявиться в виде гомосексуального поведения в зрелом возрасте. Ин­тересен отрывок из его письма, адресованного матери од­ного гомосексуала: «Несомненно, гомосексуализм не пре­имущество, но и стыдиться его незачем. Это не порок, не деградация, не болезнь. Мы считаем его разновидностью сексуального развития. Многие глубоко уважаемые лич­ности прошлого и настоящего были гомосексуалами. Вот имена некоторых из них: Платон, Микеланджело, Леонар­до да Винчи и др. Это великая несправедливость - пресле­довать гомосексуализм как преступление - и жестокость тоже».

В. Райх (1971) ссылался на результаты исследований Малиновского (1929), проведенные на островах Тробриан в Меланезии, где у местного населения практически не встречались гомосексуальные связи, мастурбация, садизм, фетишизм, эксгибиционизм и неврозы. Райх объяснял это тем, что тробрианцы с малых лет приобретают знания о сексуальности через собственную практику, которая огра­ничивается лишь существующим в обществе табу, связан­ном с инцестом. Детям и подросткам там разрешается в собственном темпе, без отягощения чувством стыда и вины свободно исследовать собственную сексуальность и уже с раннего пубертатного возраста разряжать накопленную сексуальную энергию естественным путем через дости­жение оргазма при коитусе. В таких условиях, по мнению

211

Райха, формируется естественная, т. е. гетеросексуальная генитальная сексуальность. Человек приобретает оргасти­ческую потенцию и никакие, по терминологии Райха, из­вращенные (негенитальные или негетеросексуальные) фор­мы половых контактов не могут закрепиться.

Согласно нейроэндокринной теории, гомосексуализм предопределяется нарушениями процесса половой дифференцировки мозга, которые приводят к искажению чувст­вительности гипоталамуса к гормональным воздействиям. Предложены гипотезы и теории средовой обусловленно­сти: семейная - материнская гиперопека, «перепутан­ные» половые роли у родителей, негативно воспринимае­мые отцы, отрицательный опыт контактов с братьями и позитивный с сестрами, освоенность с мужской наготой и отсутствие таковой в отношении женской наготы и т. п.; профессиональная (богемная артистическая) среда; обра­за жизни (цыганский табор). Существует гипотеза ситуа­ционной обусловленности и научения (гомосексуальное совращение, гомосексуальные контакты с ровесниками, последствия случайных и транзиторных гомосексуальных контактов). Теория заместительной обусловленности при­писывает основную роль в формировании гомосексуаль­ного влечения однополым сексуальным контактам в изо­лированных мужских коллективах - в местах лишения свободы, в интернатах, в воинских частях и военных учеб­ных заведениях, в монастырях и теологических учебных заведениях и т. п. Выдвинута и гипотеза фантазийной обу­словленности гомосексуализма (например, под влиянием порнографии или сопутствующих мастурбации фантазий гомосексуального содержания).

Сексуальные контакты между особями одного пола описаны более чем у 450 видов животных. Но в большинст­ве случаев однополые контакты в животном мире являются эпизодическими. Исключительно гомосексуальные предпо­чтения встречаются лишь у некоторых птиц (гусей и пингви­нов), а также домашних овец. У японских макак почти все самки являются бисексуальными. Некоторые социобиологи приписывают гомосексуальности адаптивную функцию - она позволяет снизить внутригрупповую напряженность и соперничество. У многих видов животных молодые самцы по достижению половой зрелости далеко не сразу получа-

212

ют доступ к самкам. Поэтому контакты с представителями своего пола уменьшают у них сексуальное напряжение и агрессивность. Нерепродуктивное поведение отдельных особей оказывается социально альтруистическим, посколь­ку сами, не производя потомства, они участвуют в добы­вании еды для своей стаи, защите ее территории, уходе за чужими детенышами (многие стадные животные воспи­тывают потомство сообща). Гипотеза «гомосексуального альтруизма» применима и к людям, поскольку выживание человеческой популяции зависит не столько от темпов рож­даемости, сколько от производства материальных и ду­ховных ценностей. Э. Миллер связывает происхождение гомосексуальности с генетическими факторами, считая ее побочным, но вполне закономерным продуктом эволю­ции. Среди монозиготных (однояйцевых) пар близнецов совпадение по гомосексуальности составляет 48 - 52 %, а у дизиготных (двуяйцевых) -16 - 22 %. Накапливаются данные о биологических коррелятах гомосексуальности (длина пальцев, строение слухового аппарата, соотношение циклов сна и бодрствования и др.), но они не могут служить ни диагностическими критериями, позволяющими отличить гомо- от гетеросексуала, ни достаточным обоснованием са­мого феномена однополой любви. Точно так же ни одна из существующих теорий не объясняет полностью механизм возникновения гомосексуального влечения. Биологическая предрасположенность, даже если она и существует, вряд ли сама по себе является фатальной предопределенностью. Известно, насколько важны среда общения и жизненные обстоятельства для формирования и черт личности, и осо­бенностей сексуального поведения подростков. Юноши и девушки отличаются повышенной впечатлительностью и зависимостью от своей среды общения. Они склонны к ими­тации образцов поведения (в том числе и сексуального), ко­торые в этой среде приняты. Особенно сильны отрицатель­ные влияния среды в интернате, армии, тюрьме и т. п. Опыт, приобретенный в этих «закрытых сообществах», может по­влиять на тех молодых людей, у которых еще не сложился устойчивый стереотип сексуального поведения, и закрепить гомосексуальную форму реализации либидо.

По мнению В.М. Маслова и И.Л. Ботневой, биологические факторы (нарушения дифференциации мозга и гормональные

213

сдвиги) являются почвой для искажений полового самосо­знания и полоролевого поведения, обусловленных влияни­ем микросоциальной среды. По их данным, формирование гомосексуальной ориентации происходит у 30 - 40 % людей с трансформацией половой роли.

К числу важнейших мероприятий по психогигиене пола у детей и подростков, которые способствуют становлению гетеросексуальности, относятся: предупреждение нару­шений внутриутробного развития плода, формирование у ребенка половой идентичности, предполагающей единство полового самосознания и ролевого поведения; выявление и медико-психологическая коррекция искажений психосек­суального развития на его ранних этапах; правильное полоролевое воспитание, направленное на ознакомление детей с половыми различиями и особенностями маскулинного и фемининного поведения; обучение общению со сверстни­ками (в том числе гетеросексуальному); предупреждение растления и совращения детей и подростков.