Организация раннего выявления туберкулеза у детей
В целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возрастаи до достижения возраста18 лет. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее - проба Манту) ставят1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб.
Ежегодный охват пробой Манту детей до 14 лет включительно должен составлять не менее 95%. В обязательном порядке обследуются дети из социально неблагополучных семей и проживающие на территории Российской Федерации дети иностранных граждан, прибывшие из неблагополучных по туберкулезу стран.
Проба Манту проводится 2 раза в год:
- детям, не вакцинированным против туберкулеза по медицинским противопоказаниям, а также не привитым против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения ребенком прививки против туберкулеза;
- детям, больным хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, почек, желудочно-кишечного тракта, сахарным диабетом;
- детям, получающим кортикостероидную, лучевую и цитостатическую терапию;
- ВИЧ-инфицированным детям.
Постановка пробы Манту осуществляется средними медицинскими работниками детских, подростковых, амбулаторно-поликлинических и оздоровительных организаций, прошедших обучение в противотуберкулезных медицинских организациях и имеющих справку-допуск.
Средние медицинские работники детских, подростковых, амбулаторно-поликлинических и оздоровительных организаций проходят обучение в противотуберкулезных медицинских организациях не реже 1 раза в 2 года.
Не допускается проведение пробы Манту на дому, а также в детских и подростковых организациях в период карантина по инфекционным заболеваниям. Постановка проб Манту проводится до профилактических прививок.
Интервал между профилактической прививкой, биологической диагностической пробой и пробой Манту должен быть не менее одного месяца. В день постановки туберкулиновых проб проводится медицинский осмотр детей.
В течение 6 днейс момента постановки пробы Манту направляются на консультацию в противотуберкулезный диспансер по месту жительства следующие категории детей:
- с впервые выявленной положительной реакцией (папула 5 мм и более), не связанной с предыдущей иммунизацией против туберкулеза;
- с длительно сохраняющейся (4 года) реакцией (с инфильтратом 12 мм и более);
- с нарастанием чувствительности к туберкулину у туберкулиноположительных детей - увеличение инфильтрата на 6 мм и более;
- увеличение менее чем на 6 мм, но с образованием инфильтрата размером 12 мм и более;
- с гиперреакцией на туберкулин - инфильтрат 17 мм и более;
- при везикуло-некротической реакции и лимфангите.
Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.
Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.
Планирование, организация, своевременный и полный учет проведенных проб Манту (проводимых с целью раннего выявления туберкулеза и иммунизации против туберкулеза) по данным индивидуального учета детского населения, а также взаимодействие с медицинскими противотуберкулезными организациями по вопросу своевременной явки и обследования детей, направленных на дообследование к фтизиатру по результатам туберкулинодиагностики, обеспечивается руководителями медицинских организаций.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию