Функциональные методы исследования
Главные задачи исследования функции внешнего дыхания (ФВД) у больных туберкулезом легких:
- оценка состояния ФВД;
- диагностика типа и степени вентиляционной недостаточности;
- определение уровня нарушения бронхиальной проходимости;
- определение возможности проведения хирургического вмешательства.
Главной целью электрокардиографического обследования больных туберкулезом:
- определение функционального состояния миокарда;
- определение электрокардиографических признаков хронического легочного сердца.
К простейшим функциональным пробам относятся определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и определение форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), проводимые с помощью аппаратуры водного спидометра.
Методика определения ЖЕЛ: обследуемый в положении сидя после максимально глубокого вдоха, производит спокойный неконтролируемый по времени максимально глубокий выдох в спидометр. Во время вдоха и выдоха нос зажат рукой или носовым зажимом. Процедуру повторяют 3 раза. Учитывают наибольшее полученное значение.
Методика определения ФЖЕЛ: дыхательный маневр тот же, что и при определении ЖЕЛ, с той лишь разницей, что выдох производится форсированнос максимально возможной быстротой. Процедуру повторяют 3 раза. Учитывают наибольшие полученное значение. Оценка результатов определения ЖЕЛ и ФЖЕЛ: полученные значения ЖЕЛ сопоставляют с должной величиной, рассчитанной по модифицированной формуле Курнана Ричарда. Формула расчета должной ЖЕЛ (в миллиметрах): для женщин [21,78-(0,101 х возраст)] х рост 8 см х 1,2; для мужчин: [27,63 – (0,112 х возраст)]х рост 8 см х 1,2.
Патологической считается ЖЕЛ, составляющая менее 80% должной величины. Снижение ЖЕЛ рассматривается как показатель рестриктивных вентиляционных нарушений. Полученные значения ФЖЕЛ сопоставляют с фактическими знаниями ЖЕЛ. В норме ФЖЕЛ меньше ЖЕЛ не более чем на 300 мл.
При различии больше 300 мл делают вывод о наличии обструктивных вентиляционных нарушений. При одновременном снижении ЖЕЛ и ФЖЕЛ диагностируют смешанные вентиляционные нарушения.
Определение ЖЕЛ и ФЖЕЛ до и после дачи бронхолитика. После определения исходных значений ЖЕЛ и ФЖЕЛ исследуемый получает бронхолитик в виде инъекции или аэрозоля. Через 30 мин после инъекции и через 5-10 мин после вдыхания аэрозоля ЖЕЛ и ФЖЕЛ измеряют повторно. Если после бронхолитика ЖЕЛ увеличивается более чем на 10% должной величины, а ФЖЕЛ – более чем на 300 мл, констатируется наличие функционального компонента бронхиальной обструкции – бронхоспазма.
Спирография. Исследования производят в положении сидя в первую половину дне не менее чем через 1-2 час после приема пищи. Обследуемого подключают к спирографу через загубник. Исследование начинают с регистрации частоты дыхания (ЧД), дыхательного объема (ДО) и потребления кислорода (ПО2), которую осуществляют не менее 3-5 мин. Затем после короткого перерыва (1-2 мин) последовательно регистрируют ЖЕЛ, ФЖЕЛ и максимальную вентиляцию легких (МВЛ). Каждый из этих показателей регистрируют не менее 3 раз до получения максимальных значений.
Продолжительные интервалов между отдельными интервалами ЖЕЛ, ФЖЕЛ, и МВЛ, если больной легко справляется с выполняемыми дыхательными маневрами, не превышает 1 мин. При возникновении чувства усталости и одышки интервалы между отдельными измерениями удлиняют до 2-3 мин. и более.
Обработку полученных результатов начинают с расшифровки спирограммы: определения числовых значений ЧД, ДО, ПО2, ЖЕЛ, ФЖЕЛ, МВЛ, ОФВ1– объем форсированного выдоха за первую секунду, отношение (ОФВ1/ЖЕЛ)х100% - индекс Тиффно, МОС25– максимальная объемная скорость при выдохе 25% ЖЕЛ, МОС50- максимальная объемная скорость при выдохе 50%ЖЕЛ, МОС75- максимальная объемная скорость при выдохе 75%ЖЕЛ. Показатели МОС25, МОС50, МОС75– отображают уровень нарушения бронхиальной проходимости, а именно: МОШ25характеризует состояние проходимости крупных бронхов, МОШ50– средних бронхов, а МОШ75– мелких бронхов.
Схема определения типа нарушений вентиляционной функции легких
Рестриктивный тип:
ЖЕЛ < 80% н.в., ОФВ1> 70% н.в., ОФВ1/ЖЕЛх100% >70%.
Все скоростные показатели (МОШ50,МОШ75,) в норме
Обструктивный тип:
ЖЕЛ > 80% н.в., ОФВ < 70% н.в., ОФВ1/ЖЕЛх100% < 70%.
Рестриктивно-Обструктивный (смешанный) тип:
ЖЕЛ < 80% н.в., ОФВ < 70% н.в., ОФВ1/ЖЕЛх100% < 70%, а также уменьшение скоростных показателей.
Одновременное снижение ОФВ1,ОФВ1/ЖЕЛх100% /тест Тиффно/, ПОС, МОС25, МОС50, МОС75,МОС 25-75, МОС 75-85.указывает на наличие выраженной, более распространенной или генерализованной бронхиальной обструкции.
Дыхательная недостаточность- это состояние, когда не обеспечивается нормальное насыщение крови кислородом и выведение углекислого газа, т.е., о ее наличии можно говорить в случае нарушений вентиляционной функции и наличия гипоксемии.
В норме концентрация кислорода (или насыщение кислородом НвО2) составляет 96-98%. Различают три степени гипоксемии: І степень – насыщение артериальной крови кислородом снижается до 90%, II степени - в пределах 89-80%,III- от 79 до 60%. Содержание кислорода в крови больше характеризует состояние компенсаторных механизмов функции дыхания, чем степень недостаточности дыхания. Поэтому насыщение крови кислородом не полностью характеризует функциональную полноценность аппарата внешнего дыхания.
Сердечно-сосудистая система. Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы при туберкулезе обусловлено специфической интоксикацией и изменениями гемодинамики в малом круге кровообращения, которое приводит к гипертрофии правого желудочка.
Для хронического легочного сердца характерны следующие прямые и косвенные признаки.
Прямые признаки:
зубец R вV1> 5(7) мм; 2) отношениеR/SвV1> 1;
3) собственное отклонение в V 1-1,03-0,05 с;
4) RV1 + SV5> 10,5 мм (индекс Соколова);
5) q в V1при условии отсутствия острых поражений миокарда;
6) неполная блокада правой ножки пучка Гиса с зубцом RV 1> 10 мм;
7) полная блокада правой ножки пучка Гиса с зубцом RV 1> 15 мм;
8) признака перегрузки правого желудочка в V1 -V2.
Непрямые признаки:
1) зубец R в V5< 5 мм; 2) зубецS в V5> 5 мм; 3) отношениеR/S в V5< 1;
4) неполная блокада правой ножки пучка Гиса с зубцом RV1< 10 мм;
5) полная блокада правой ножки пучка Гиса с зубцом RV1< 15 мм;
6) отношение R/S в V5:R/S в V1< 10 (индекс Салазара-Содди-Палареса);
7) зубец Т в V1 -V2отрицательный;
8) зубец S в V1< 2 мм;
9) легочные зубцы РII-PIII;
10) отклонение электрической оси сердца вправо;
11) тип SI-SII-SIII;
12) соотношение R/Qв аVR> 1.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию