Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
В последние годы были разработаны, и во многих странах разрешены к применению два варианта лабораторных теста для диагностики латентной туберкулёзной инфекции, основанные на измерении продукции IFN-γ Т-лимфоцитами крови пациента в ответ на стимуляцию белками ESAT-6 и CFP-10. Один из них квантифероновый тест (QuantiFERON-TB Gold In-Tube (QFT-GIT) Cellestis, Victoria, Australia) использует твердофазный иммуносорбентный анализ для измерения антигенспецифичной продукцииIFN-γ циркулирующими клетками цельной крови (рис. 6) . Тест выполняется в течение нескольких часов.QFTобладает высокой чувствительностью и специфичностью. Он позволяет с достоверностью 95% исключить наличие активной туберкулезной инфекции.
Принцип метода состоит в том, что сенсибилизированные лимфоциты человека, инфицированного МБТ или больного туберкулезом, в условиях in vitro(в пробирке) при контакте со специфическими антигенами (в течение 20-24 часов) продуцируютIFN-γ, количество которого измеряется методом иммуноферментного анализа (ИФА).
Рис. 6. Набор QuantiFERON-TBGoldIn-Tubи анализатор ИФА
Чтобы избежать ошибок, параллельно ставиться проба с неспецифическим митогеном (фитогемагглютинин, неспецифический стимулятор Т-клеток), обязательная для каждого образца. Это дает дополнительную гарантию в случае, если есть сомнения в иммунном статусе пациента. Пробирка с митогеном также служит контролем правильности проведения процедуры, включая взятие и подготовку образца крови, выполнения инкубации (положительный контроль). На исследование берется 3 мл венозной крови (в 3 специально подготовленные пробирки по 1 мл). В одной из пробирок содержаться антигены МБТ – белки ESAT-6 и CFP-10, вторая не содержит антигенов (отрицательный контроль), третья митоген. Поскольку ESAT-6 и CFP-10 экспрессируются при размножении МБТ, иммунный ответ на эти антигены соответствует наличию в организме активной туберкулезной инфекции.
Положительный результат QFT означает текущую инфекцию, вызванную МБТ. При этом данный результат не позволяет дифференцировать недавно приобретенную инфекцию от старой или латентную туберкулезную инфекцию от активного туберкулеза.
Отрицательный результат QFTозначает то, что инфекция, вызванная МБТ маловероятна, но при этом ее нельзя исключить при иммунной супрессии.
Неопределенный результат QFTотмечается при отсутствии отклика клеток на стимуляцию митогеном. Это указывает в первую очередь на погрешности в подготовке образца, либо на то, что у данного пациента иммунная система не функционирует должным образом. Обычно у них отмечается отрицательная проба Манту и в этом случае нельзя подтвердить или отвергнуть туберкулезную инфекцию.
Недостатками квантиферонового теста являются высокая стоимость (24 евро только стоимость расходных материалов на одно исследование), потребность в оснащении лаборатории, обученном персонале, требование к обработке крови для поддерживания функциональной активности лимфоцитов, необходимость взятия крови из вены.
В 2011 г. в России разработана и зарегистрирована новая тест-система - набор реагентов для иммунологического определения туберкулезного инфицирования по индукции интерферона-гамма in virtroв присутствии специфических антигенов микобактерий туберкулёза«Тубинферон».Методика отличается отQFTтем, что наряду со специфическими рекомбинатными антигенами в качестве антигенного индуктора IFN-γ используется туберкулинPPD, повышая качество диагностики туберкулезной инфекции при дифференциальной диагностики инфекционной и поствакцинной аллергии. Чувствительность и специфичность отечественной системы довольно высока 96% и 98% соответственно.
Метод, аналогично, как при QFT, основан на иммуноферментном анализе, где после культивирования образцов гепаринизированной крови пациента при 37°Cв течение 22-24 часов в 3-х пробирках по 1 мл (оконтроль, проба с туберкулиномPPDи проба со специфическими пептидами МБТ ESAT-6 и CFP-10), определяют концентрацию IFN-γ. Наличие туберкулезного инфицирования диагностируют при уровне индукции IFN-γ в пробе со специфическими белками МБТ выше 70 пг/мл (нижний пороговый критерий). При более низких концентрациях в данной пробе и при наличии высокого уровня IFN-γ лишь в пробирки с туберкулином определяется наличие поствакцинной аллергии. Таким образом, по сравнению с квантифероновым тестом проба «Тубинферон» позволяет определить наличие поствакцинной аллергии.
Общий анализ крови. Основными причинами изменений состава крови при туберкулезе являются интоксикация и гипоксия. В начальный период заболевания в крови содержится нормальное количество эритроцитов и гемоглобина. По мере усиления изменений в легочной ткани нарушается газообмен, в результате чего может развиться гиперхромная анемия (увеличение количества гемоглобина при уменьшении количества эритроцитов). При значительном снижении массы тела больного могу наблюдаться явления гипохромной анемии, которая характеризуется уменьшением количества эритроцитов и гемоглобина. Частым спутником туберкулезного процесса является небольшой лейкоцитоз (в пределах 9,0-15,0х109/л). Число лейкоцитов выше 15,0х109/л бывает при казеозной пневмонии и в случае присоединения неспецифического воспалительного процесса. Одновременно увеличивается процент палочкоядерных нейтрофилов (в пределах 6-14%), могут наблюдаться эозинофилия, моноцитоз. При этом количество эозинофильных гранулоцитов может увеличиваться у некоторых больных в период антибактериальной терапии. Тяжелые формы туберкулеза протекают с эозино- и лимфопенией. Лимфопения присуща казеозным формам бронхоаденита, казеозной пневмонии, милиарному туберкулезу. Увеличение СОЭ при ограниченном туберкулезе, чаще бывает в пределах 25-35 мм/час, при казеозной пневмонии, хроническом диссеминированном, фиброзно-кавернозном туберкулезе легких и амилоидозе внутренних органов – до 50-60 мм/час.
Общий анализ мочи. Изменения в моче при туберкулезе легких могут наблюдаться как в начальный период, так и при длительной хронической интоксикации. При неосложненном туберкулезе легких анализы мочи без патологических изменений. У больных с выраженным интоксикационным синдромом на фоне возможны альбуминурия, эритроцитурия, реже цилиндрурия. На фоне лечения эти изменения быстро проходят. Хронические формы туберкулеза осложняются амилоидозом почек. При этом в моче обнаруживают постепенно нарастающую протеинурию, а затем гипостенурию, цилиндрурию. По мере прогрессирования процесса нарушается выделительная функция почек, появляются олигурия, азотемия. Изменения в моче могут быть не замеченными при ранних стадиях амилоидоза, и тогда повышенная СОЭ трактуется ошибочно.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию