Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
Противоэпидемическую работу в очагах осуществляют противотуберкулёзные диспансеры совместно с центрами гигиены и эпидемиологии. Результаты наблюдения за очагом туберкулёзной инфекции и данные о проведении противоэпидемических мероприятий отражают в специальной карте эпидемиологического обследования.
Обязательными элементами комплекса оздоровительных мероприятий очага туберкулезной инфекции:
раннее выявление, госпитализация больного (или изоляция в пределах очага) и лечение до полного выздоровления
изоляция детей подростков от бактериовыделителя путем госпитализации больного или помещение детей и подростков в оздоровительные учреждения санаторного типа;
постановка на чет в диспансер, регулярное обследование лиц, контактировавших с больным (проведение флюорографии, пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л, диаскинтеста, ОАК). Частота обследований в очагах детей и взрослых зависит от эпидемиологической опасности очага;
проведение текущей и заключительной дезинфекции;
при проживании больного-бактериовыделителя в очаге – снабжение дезинфицирующими средствами;
обучение больного и контактирующих с ним лиц санитарным и гигиеническим правилам и методам дезинфекции, улучшение жилищных условий;
ревакцинация БЦЖ неинфицированных контактных лиц из окружения больного с обязательной изоляцией их на срок выработки поствакцинального иммунитета;
проведение химиопрофилактики контактным людям – интенсивность и количество курсов зависят от эпидемиологической опасности очага и индивидуальных показаний.
Первое посещение места проживания впервые выявленного больного туберкулёзом участковый фтизиатр и эпидемиолог проводят в течение трёх дней после установления диагноза. У больного и членов его семьи уточняют адрес постоянного места жительства, собирают сведения о профессии больного, месте работы (в т. ч. по совместительству), учёбы. Выявляют контактировавших с больным лиц, детально оценивают условия проживания, уровень санитарно-гигиенических навыков больного, членов его семьи. Фтизиатр и эпидемиолог должны обратить внимание на самочувствие лиц, контактирующих с больным, и проинформировать их о сроках и содержании предстоящего обследования на туберкулёз и плане оздоровительных мероприятий, акцентируя внимание на противоэпидемических мерах. В ходе первичного эпидемиологического обследования очага решают вопрос о необходимости госпитализации или изоляции больного в домашних условиях (выделение отдельной комнаты или её части, отгороженной ширмой, обеспечение индивидуальными кроватью, полотенцами, бельём, посудой). При посещении очага заполняют карту эпидемиологического обследования и наблюдения туберкулёзного очага по форме, единой для противотуберкулёзных диспансеров и центров гигиены и эпидемиологии.
Служба санитарно-эпидемиологического надзора контролирует процесс госпитализации больного, выделяющего микобактерии туберкулёза. В первую очередь госпитализации подлежат больные, которые по роду своей профессиональной деятельности соприкасаются с большими группами людей в условиях, допускающих быструю передачу инфекции (работники детских учреждений, школ, профессионально-технических училищ и других учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, предприятий общественного питания, торговли, городского транспорта, сотрудники библиотек, работники сферы обслуживания), а также лица, работающие или проживающие в общежитиях, интернатах и коммунальных квартирах.
Полное первичное обследование лиц, контактировавших с больным, должно быть проведено в течение 2 недели с момента выявления больного туберкулёзом. Обследование включает осмотр фтизиатра, проведение туберкулиновой пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л, флюорографию органов грудной клетки, клинические анализы крови и мочи. При наличии мокроты, отделяемого из свищей или другого диагностического материала производят его исследование на микобактерии туберкулёза. При подозрении на внелёгочную локализацию туберкулёзного поражения проводят необходимые дополнительные исследования. Сведения об осмотренных лицах сотрудники диспансера передают в поликлинику и в здравпункт (или медсанчасть) по месту работы или учёбы лиц, контактирующих с больным туберкулёзом.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию