4. Решите ситуационные задачи
Задача №1
При прохождении профилактического ФГ обследования у подростка 16 лет на верхушке правого легкого выявлены очаговые тени. Из анамнеза ранее туберкулезом не болел, не курит, ведет здоровый образ жизни. Самочувствие удовлетворительное, отмечает редкое покашливание в течение нескольких месяцев. КТ заключение: Легочные поля правильной формы, обычной плотности, легочный рисунок не деформирован. В верхней доле правого легкого - очаговые образования средней интенсивности с нечеткими контурами до - 5 мм в диаметре. Долевые и сегментарные бронхи хорошо прослеживаются. Объемных патологических образований в переднем, среднем и заднем средостении не выявлено, лимфатические узлы средостения не увеличены, жидкость в плевральных полостях не определяется. Сердце, сосуды, грудная клетка в норме.
Поставьте предварительный диагноз
Назначьте дополнительные методы обследования
Какова частота обнаружения МБТ в мокроте у пациента
Лечение и прогноз заболевания
Задача №2
Больной Б., 47 лет. Ранее туберкулёзом не болел, на учёте по поводу туберкулёза не состоял. Обратился к врачу с жалобами на кашель с мокротой, субфебрильную температуру по вечерам, слабость, потливость. На обзорной рентгенограмме грудной клетки в верхней доле правого лёгкого на уровне передних отрезков I-III ребер определяется участок затемнения малой и средней интенсивности негомогенной структуры без четких контуров. Корень правого легкого не структурен. Синусы свободны. При томографическом исследовании верхней доли правого лёгкого, на срезе 7 см определяется замкнутая кольцевидная тень, размером 3 х 4 см, в окружающей лёгочной ткани - очаги сливного характера.
Установите предварительный клинический диагноз.
Назначьте верифицирующие методы обследования.
Достаточно ли будет основных методов обследования пациента для постановки диагноза?
Назначьте лечение.
Задача №4
У больной П., 46 лет, спортсменки, при прохождении профилактического флюорографического исследования выявлена округлая тень в верхней доле левого легкого. Из анамнеза выяснено, что весь летний период пациентка активно готовилась к соревнованиям в условиях летнего лагеря на берегу моря. При обследовании терапевтом установлено: кожа цвета загара, подкожно-жировой слой не выражен. Над левой подключичной областью умеренное укорочение перкуторного звука и ослабленное везикулярное дыхание, хрипов – нет.
В анализе крови: СОЭ – 20 мм/час, лейкоциты – 7,0х109/л, э – 3%, п/я – 5%, с/я – 57%, л. – 25%, м. –10%. При микроскопии мазка мокроты МБТ(-). Рентгенограмма органов грудной клетки: в 1-2 сегменте левого легкого фокусная тень средней интенсивности с четким контуром, гомогенной структуры.
Сформулируйте клинический диагноз и дайте обоснование.
К какому периоду туберкулеза относится процесс у данной больной (первичный, вторичный)?
Какие условия способствовали развитию активного туберкулеза?
Почему при микроскопии мазка мокроты МБТ не обнаружены?
Назначьте лечение.
Задача №5
Больная С., 26 лет. Ранее состояла на диспансерном учете по контакту с матерью, больной туберкулезом. Получала превентивную терапию по поводу нарастания туберкулиновой чувствительности. Обратилась в порядке скорой медицинской помощи с жалобами на фебрильную температуру, кашель, одышку, слабость, потливость. Симптомы появились после перенесенной тяжелой вирусной инфекции. Объективно: состояние тяжелое. ЧДД 28 в мин. ЧСС 100 в мин. Кожные покровы бледные сухие, подкожно-жировая клетчатка не выражена, периферические лимфоузлы не увеличены. В легких перкуторно над верхними отделами справа притупление, аускультативно здесь же ослабленное везикулярное дыхание. На обзорной рентгенограмме органов грудной клетки в верхней доле правого лёгкого определяется участок затемнения средней интенсивности гомогенной структуры без четких контуров. Корень правого легкого не структурен. Синусы свободны.
Установите предварительный клинический диагноз.
Назначьте верифицирующие методы обследования.
Назначьте лечение.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию