Результаты фагоцитоза
Завершенный фагоцитоз - уничтожается макрофагами Антибактериальная активность макрофагов зависит от состояния макроорганизма, вирулентности МБТ. | Симбиоз макрофагов и МБТ (в большинстве случаев). Корд-фактор МБТ дисфункционирует лизосомы макрофагов, способствуя внутриклеточному расположению МБТ и распространению (диссеминации) их в организме. | Незавершенный фагоцитоз. МБТ разрушают макрофаги и подвергаются повторному фагоцитированию. |
Исход первичного инфицирования зависят от способности организма активировать макрофаги и создавать условия для завершенного фагоцитоза. В активации макрофагов и повышении устойчивости организма к действию МБТ ведущая роль принадлежит приобретенному клеточному иммунитету. В основе приобретенного клеточного иммунитета лежит эффективное взаимодействие макрофагов и лимфоцитов (рис. 7). Особое значение приобретает контакт макрофагов с Т-хелперами (CD4+) и Т-супрессорами (CD8+). Макрофаги, поглотившие МБТ, экспрессируют на своей поверхности антигены микобактериальных клеток в виде пептидов (рис. 1). Они также выделяют в межклеточное пространство медиаторы, в частности интерлейкин-1 (ИЛ-1), которые активируют Т-лимфоциты (CD4+). В этих условиях Т-хелперы (CD4+) взаимодействуют с макрофагами и воспринимают информацию о генетической структуре возбудителя. Сенсибилизированные Т-лимфоциты (CD4+; CD8+) выделяют медиаторы-лимфокины — хематаксины, гамма-интерферон, интерлейкин-2 (ИЛ-2), которые активируют миграцию макрофагов в зону расположения МБТ, повышают ферментативную и общую бактерицидную активность макрофагов. Активированные макрофаги способны усиленно генерировать весьма агрессивные формы кислорода и перекись водорода, что сопровождается так называемым кислородным взрывом, воздействующим на фагоцитируемый возбудитель туберкулеза.
Одновременно с участием L-аргинина и фактора некроза опухоли-альфа (ФНО-а) образуется оксид азота (N0), который также обусловливает выраженный антимикобактериальный эффект. Под влиянием всех этих факторов способность микобактерий препятствовать образованию фаголизосомы значительно ослабевает. Завершающая стадия фагоцитоза, направленная на переваривание возбудителя, протекает благополучно, и МБТ подвергаются разрушающему действию лизосомальных ферментов.
Схема противотуберкулезного иммунитета
Рис. 7 . Примечание: КПЛ – клетка Пирогова–Лангханса, ЭПК – эпителиоидная клетка, ЛФ – лимфоцит, МОН – моноцит, МФ – макрофаг, ФБ – фибробласт, НФ – нейтрофил, IL-интерлейкин, NK – естественный киллеры, IFN – интерферон, TNF- α – фактор некроза опухолей α
При адекватном развитии иммунного ответа каждое последующее поколение макрофагов, вступающее во взаимодействие с туберкулезным возбудителем, становится все более иммунокомпетентным. Высокий бактерицидный потенциал активированных макрофагов обеспечивает возможность разрушения поглощенных МБТ и защиту человека от возбудителя туберкулеза. Выделяемые макрофагами медиаторы активируют и В-лимфоциты, ответственные за синтез иммуноглобулинов. Однако накопление в крови имуноглобулинов практически не повышает устойчивость организма к МБТ. Полезным можно считать лишь образование опсонизирующих антител, которые формируются к полисахаридным компонентам МБТ. Они обволакивают микобактерии и способствуют их склеиванию, облегчая последующий фагоцитоз.
При первичном инфицировании МБТ становление иммунитета происходит одновременно с медленным размножением микобактерий и развитием локальных воспалительных изменений. Повышение ферментативной активности макрофагов и лимфоцитов приводит к дополнительному синтезу веществ, инициирующих повышение сосудистой проницаемости и развитие воспалительной реакции. Такими веществами являются фактор роста, фактор переноса, кожно-реактивный фактор, ФНО-а, оксид азота. С их действием связывают появление у клеток повышенной чувствительности замедленного типа (ПЧЗТ) к антигенам МБТ. В месте локализации туберкулезного возбудителя возникает специфическая клеточная реакция, способная ограничить распространение микобактерий. Под воздействием медиаторов иммунного ответа фагоцитирующие и иммунокомпетентные клетки устремляются к месту локализации микобактерий. Макрофаги трансформируются в эпителиоидные клетки и гигантские многоядерные клетки Пирогова—Лангханса, участвующие в ограничении зоны воспаления. Образуется экссудативно-продуктивная или продуктивная туберкулезная гранулема, которая по сути является морфологическим проявлением иммунной реакции организма на микобактериальную агрессию. Формирование гранулемы свидетельствует о высокой иммунологической активности и способности организма локализовать туберкулезную инфекцию. Компактное расположение клеток гранулемы обеспечивает лучшие условия для взаимодействия фагоцитирующих и иммунокомпетентных клеток. На высоте гранулематозной реакции в гранулемах преобладают Т-лимфоциты, присутствуют и В-лимфоциты. В гранулеме находится множество макрофагов, которые продолжают выполнять фагоцитарную, аффекторную и эффекторную функции в иммунном ответе. Эпителиоидные клетки менее способны к фагоцитозу, они активно осуществляют пиноцитоз и синтез гидролитических ферментов. В центре гранулемы может появиться небольшой участок казеозного некроза, который формируются из тел макрофагов, погибших при контакте с МБТ. Реакция ПЧЗТ появляется через 2—3 недель после инфицирования, а достаточно выраженный клеточный иммунитет формируется через 8 недель.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию