Патогенез туберкулеза
Возникновениеи течение туберкулеза зависят от особенностей его возбудителя. Первичное попадание и размножения в организме человека МБТ вызывает формированием специфического иммунитета, который имеет определенные особенности при туберкулезе.
В патогенезе туберкулеза выделяют два периода - первичный и вторичный, что обусловлено существенными отличиями в реакциях организма человека на первичный и вторичный контакты с возбудителем болезни.
Первичное инфицирование – это проникновение в ранее не инфицированный организм вирулентных МБТ. В большинстве случаев первичное инфицирование не приводит к заболеванию благодаря адекватной реакции защитных систем организма. При несостоятельности иммунной защиты, массивности и высокой вирулентности инфекции первичное экзогенное инфицирование вызывает развитие первичного туберкулеза.
В патогенезе первичного туберкулеза выделяют 4 фазы:
• I – фаза бактериемии и гематогенного распространения МБТ в организме;
• II – фаза иммуно-морфологических реакций тканей организма на внедрение МБТ;
• III – фаза клинико-патоморфологических проявлений болезни;
• IV – фаза завершения туберкулеза и образования остаточных изменений или переход в хронические формы
Фаза бактериемии – краткосрочная и длится 4-6 часов, в течение которой МБТ проникают в подслизистый слой, в лимфатические и кровеносные сосуды и разносятся по всему организму. В это время происходит элиминация МБТ в тканях разных органов, в результате чего формируется закладка туберкулеза разной локализации: легочный, костно-суставной, мочеполовой, нервной системы, кожи, органов брюшной полости, тазовых органов, глаз и др.
Фаза имуно-морфологических реакций тканей начинается с фагоцитоза МБТ тканевыми макрофагами, которые идентифицируют антигенные признаки МБТ, выделяют монокины (фактор хемотаксиса и активации иммунологической перестройки организма), формируют сначала неспецифическую эпителиоидную, а позже – туберкулезную гранулему, из которых образуются бугорки в тканях. Активируется и осуществляется иммунологическая перестройка организма в течение 6-8 недель. Характер иммунологической реактивности определяет последующую судьбу инфекционного процесса. Если иммунная система не нарушена и формирует адекватную реактивность (нормергическую), то инфекционный процесс может приобретать обратное развитие без клинических проявлений болезни, а организм приобретает чувствительность к туберкулину.
Если же иммунологическаязащита снижена (анергия) или неадекватно повышена (гиперергия), то местные изменения в тканях приобретают прогрессирующий характер и переходят в ІІІ фазу клинико-патоморфологических изменений, выраженность которых обусловливает общие илокальные клиническиепроявления туберкулеза.
При условиях нормергической реактивности, преимущественно формируются казеозные изменения в тканях без или с малыми деструкциями.Пригиперергической реактивностипреобладают экссудативно-деструктивные процессы с формированием полостей (каверн), а при анергии процесс может диссеминировать с формированием казеозных и экссудативно-некротических изменений в разных органах и тканях.Процесспереходит в фазу клинико-морфологических изменений, когда на фоне общих клинических симптомов интоксикации развиваются симптомы локального поражения (местные), выраженность которых определяется распространенностью инфильтрации и казеозно-деструктивных изменений втканях.
Под воздействием лечения или спонтанно болезнь может принимать обратное развитие с рассасыванием экссудативной инфильтрации в тканях, закрытием каверн и формированием остаточных изменений (IV фаза) в виде очагов, рубцов, фиброза, цирроза легких, деформаций. Убольшинства переболевших первичным туберкулезом остаются обызвествленные внутригрудные лимфатические узлы. В случаях неэффективного лечения процесс можетприобретатьпрогрессирующийхарактерс переходом в хронический туберкулез.
Вторичное инфицирование может развиваться двумя путями. Один из них – повторное заражение МБТ человека, который перенес первичное инфицирование (экзогенная суперинфекция); другой – реактивация остаточныхпосттубекулезных изменений (эндогенная реактивация).Особенностями вторичного туберкулеза является преимущественно легочная локализация и склонность кпостепеннопрогрессирующему течению.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию