Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
Тема практического занятия: Организация и принципы рационального питания здоровых детей, старших одного года.
Место: учебная комната в соматическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов: Несбалансированное питание в детском возрасте является одной из наиболее важных проблем, которые стоят перед человечеством и делают серьезные препятствия на пути социального и экономического развития. Характер питания ребенка влияет на рост и дифференциацию ее органов и систем. С помощью питательных веществ можно целенаправленно влиять на обмен веществ, физическое и нервно-психическое развитие.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплины | Знать |
1. | Нормальная и патологическая физиология, пропедевтика детских болезней. | Знать анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей в возрастном аспекте. |
2. | Биохимия, нормальная физиология. | Знать роль пищевых ингредиентов (белков, жиров, углеводов, витаминов и др.) в функционировании органов и систем человека. |
3. | Общая гигиена. | Знать роль сбалансированного питания человека. |
4. | Пропедевтическая педиатрия. | Уметь собрать пищевой анамнез. |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1.
| Проверка присутствующих. Тестовый контроль с целью оценки исходного уровня знаний и его анализ. | 15 |
2.
| Теоретический опрос. Сбор анамнеза по питанию ребенка. | 15 |
3.
| Разбор типичных задач из питания детей старше 1 года. | 15 |
4.
| Самостоятельное решение задач по теме: «Питание детей старше года». Составление однодневного меню для здорового ребенка, старше 1-го года, с учетом потребностей в пищевых ингредиентах. Коррекция питания здорового ребенка. | 15 |
5.
| Исходный контроль знаний, решение ситуационных задач. | 15 |
6.
| Итоги занятия и отиговая оценка знаний и умений студентов и задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | 5 |
ВМЕСТЕ: | 80 |
Перечень теоретических вопросов:
1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей старше 1-го года.
2. Режим питания детей в разные возрастные периоды.
3. Потребности в белках, жирах, углеводах и калориях.
4. Основные требования к нутриентов в рациональном питании детей старше 1-го года.
5. Потребность в минеральных веществах.
6. Требования к составлению меню детям старше 1-го года.
Методика проведения практического занятия:
После проверки присутствующих и объявление темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.
Анализ выполненных тестов и рассмотрение предположенных ошибок.
Теоретическое опрос студентов.
Разбор типичных задач по питанию детей старше 1-го года.
Самостоятельное решение студентами задач по питанию детей старше 1-го года.
Алгоритмы составления однодневного меню для здорового ребенка, старше 1-го года.
Задача по практической работе студента.
№ | Задача | Указания преподавателя студентам | Примечания |
1. | Собрать анамнез у матери по питанию ребенка возрастом старше 1-го года. Дать оценку. |
2. Время первого прикладывания к груди.
|
|
2. | Составить меню ребенку, с учетом его возрастных особенностей. | 1. Указать кратность и объем употребления пищи. 2. Определить калорийную необходимость и распределить ее в течение дня. 3. Назначить введение новых продуктов, если есть в этом необходимость. 4. Дать рекомендации по употреблению сладости, экстрактивных блюд, кондитерских изделий. |
|
6. Студенты оформляют протокол однодневного меню для здорового ребенка, старше 1-го года.
7. Преподаватель проводит разбор и подпись протоколов.
8. Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.
9. Преподаватель подводит итог занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
1. Каким должен быть режим питания детей в возрасте от 1-го года до 1,5 лет?
А. | 3-х разовое питание |
В. | 4-х разовое питание |
С. | 5-ты разовое питание |
D. | 6-ты разовое питание |
E. | 7-и разовое питание |
2. Количество белков на кг массы в суточном рационе для детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет:
A. | 2,5-3,0 г |
B. | 3,0-4,0 г |
C. | 3,5-4,0 г |
D. | 2,0-2,5 г |
E. | 4,0-4,5 г |
3. Какую потребность в калориях имеет ребенок в возрасте от 1-го года до 3-х лет?
A. | 90 ккал/кг |
B. | 100 ккал/кг |
C. | 120 ккал/кг |
D. | 80 ккал/кг |
E. | 70 ккал/кг |
4. Какую потребность в жирах имеет ребенок в возрасте от 1-го года до 3-х лет?
A. | 2,0-2,5 г/кг в сутки |
B. | 2,5-3,0 г/кг в сутки |
C. | 3,0-4,0 г/кг в сутки |
D. | 3,0-3,5 г/кг в сутки |
E. | 3,5-4,0 г/кг в сутки |
5. Какую потребность в углеводах имеет ребенок в возрасте от 1-го года до 3-х лет?
A. | 12-13 г/кг в сутки |
B. | 13-14 г/кг в сутки |
C. | 14-15 г/кг в сутки |
D. | 10-12 г/кг в сутки |
E. | 11-12 г/кг в сутки |
6. Соотношение белки : жиры у детей старше 1-го года составляет:
А. 1 : 1
В. 1 : 2
С. 2 : 1
Д. 1 : 3
Е. 3 : 1
7. Суточный объем пищи у детей в возрасте от 1-го к 3-х лет составляет:
А. 1100-1200 г.
В. 1300-1400 г.
С. 1500-1600 г.
Д. 1000-1200 г.
Е. 900-1000 г.
8. К блюдам базисного питания относится все, кроме:
А. мясо
В. рыба
С. картофель
Д. молоко
Е. сыр
9. В суточном рационе ребенка от 3 до 6 лет молоко составляет до:
А. 700 мл.
В. 600 мл.
С. 500 мл.
Д. 300 мл.
Е. 200 мл.
10. Сколько процентов суточного рациона у детей от 1,5 до 6 лет составляет завтрак?
А. 20 %
В. 25 %
С. 30 %
Д. 35 %
Е. 40 %
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
С | С | Е | Е | С | A | A | C | C | B |
Ситуационные задачи.
Задача 1
Ребенку 1 г. 3 мес. родился с весом тела – 3200,0. Находился до 1 года на грудном вскармливании. Составить рациональное односуточное меню.
Задача 2
Ребенку 3 года, родилсяс весом тела – 3500,0. Находился до 1 года на грудном вскармливании. Составить рациональное односуточное меню.
Задача 3
Ребенку 7 лет, родился с весом тела – 3800,0. Находился до 1 года на грудном вскармливании. Составить рациональное односуточное меню.
Эталоны ответов:
Задача 1
Суточный объем пищи – 1200 мл.
Калорийные потребности в сутки
m = 3200 + 800 х 6 + 400 х 6 + (3000 ׃ 12) х 3= 11,150 кг.
100 ккал. х 11,150 = 1115 ккал.
3. 5-ты разовое питание
4. Распределение энергии:
на І завтрак 20% - 223 ккал.
на ІІ завтрак 15% - 167,25ккал.
на обед 30% - 334,5 ккал.
полдник 15% - 167,25 ккал.
ужин 20% - 223 ккал.
Односуточное меню:
800 І завтрак: картофельное пюре 150,0
желток 1 шт.
чай с молоком 100,0
хлеб пшеничный 10,0
масло сливочное 5,0
1100 ІІ завтрак: молоко 150,0
печенье 10,0
1300 обед: салат из моркови с маслом 10,0
суп вегетарианский 100,0
пюре картофельное 60,0
куриная котлета 50,0
хлеб пшеничный 10,0
хлеб черный 10,0
компот 100,0
1600 полдник: кефир 150,0
сыр 30,0
1900 ужин: каша гречневая молочная 200,0
чай 100,0
булка 10,0
Задача 2
1. Суточный объем пищи – 1500 мл.
Калорийные потребности в сутки
m = 3,500 + 800 х 6 + 400 х 6 + (2 кг х 3) = 16,7кг.
100 ккал. х 16,7 = 1670 ккал.
3. 4-разовое питание
4. Распределение энергии:
на завтрак 25% - 415 ккал.
на обед 35-40% - 668 ккал.
полдник 10% - 167,0 ккал.
ужин 20-25% - 350 ккал.
Односуточное меню:
800 завтрак: каша гречневая 250,0
кофе с молоком 150,0
хлеб пшеничный 25,0
масло сливочное 10,0
1300 обед: салат овощной с маслом 50,0
суп вегетарианский 200,0
мясная котлета 70,0
пюре картофельное 130,0
хлеб пшеничный 20,0
хлеб черный 20,0
компот 150,0
1600 полдник: кефир 200,0
булка 50,0
1900 ужин: каша рисовая 150,0
тефтели куриные 50,0
молоко 150,0
хлеб пшеничный 20,0
хлеб черный 10,0
Задача 3
1. Суточный объем пищи – 1800 мл.
Калорийные потребности в сутки
m тела в 5 лет – 19 кг + 2 кг х 3 = 25 кг
80 ккал. х 25 кг = 2000 ккал.
3. 4-разовое питание
4. Распределение энергии:
на 1 завтрак 25% - 500 ккал.
на 2 завтрак 20% - 400 ккал.
на обод 35-40% - 700-800 ккал.
ужин 20% - 400 ккал.
Односуточное меню:
800 І завтрак: каша пшеничная, маринований огурец 300,0
хлеб пшеничный 40,0
хлеб черний 15,0
какао на молоке 200,0
1100 ІІ завтрак: молоко 200,0
булка 90,0
яблоко 100,0
1300 обед: суп вегетарианский 300,0
мясная котлета 100,0
пюре картофельное 150,0
хлеб пшеничный 50,0
хлеб черний 30,0
кисель 200,0
1900 ужин: овощное рагу 300,0
рибная котлета 50,0
хлеб пшеничный 20,0
хлеб черний 10,0
кефир 200,0
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
1) Таблицы: “Потребности в белках, жирах, углеводах и энергии детей первого года жизни при разных видах вскармливания”
2) Набор тестовых задач входного контроля (10 экземпляров).
3) Набор ситуационных задач по питанию детей старше 1-го года ( 3 экземпляра)
4) Методические разработки:
а) “Особенности питания летей старше 1-го года”.
б) “Режим питания детей разных возрастных групп”.
в) “Составление меню детям, старше 1-го года”.
Источники информации.
Основные:
Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія. – К., 1999. – С. 518 -521, 529-536.
Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – С-Петербург: «Фолиант», 2001. – С.874-883, 884-899.
Пропедевтика детских болезней / под ред. А.А. Баранова. – М.: Медицина, 1998. – С. 36-41.
4. Основы грудного вскармливания детей / Метод. рекомендации. - Днепропетровск, 1999. – Ч.2. – 27с.
Т.В.Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница, 2003. – С.407-413, 416-418.
Дополнительные:
Медицина дитинства / за ред. П.С.Мощича. – Київ: “Здоров’я”, 1994. – Т.1. – С.148 - 186.
Справочник по детской диететике / под ред. И.М.Воронцова, А.В. Мазурина. – 2-е изд., доп.и перераб. – Л.: Медицина, 1980.- С.124-150.
Практикум з пропедевтичної педіатрії з доглядом за дітьми. /за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Дуки. – Київ. – «Знання України». – 2002. – С. 257-287.
Особливості і семіотика захворювань дитячого віку / за ред. Сміяна І.Р., Майданника В.Г. – Тернопіль – Київ, 1999. – С. 125-130.
5. Актуальні питання педіатрії/ За ред.проф. В.В.Бережного. – Київ, 2006. – С.19-49.
Педиатрия. - №1, 2003. – С.51-74.
Педиатрия. - №3, 2001. – С.69-82.
Программа самоподготовки студентов к теме:
1. Выучить основные та дополнительные источники информации соответственно темы заняття.
2. Уметь собирать анамнез кормления ребенка и оценивать соответствие питания необходимым потребностям для полноценного физического и психомоторного развития ребенка.
3. Уметь расчитывать суточный объем пищи и необходимое количество пищи на одно кормление ребенка старше 1-го года в зависимости от возраста. Уметь составлять однодневное меню для здорового ребенка старше одного года с учетом потребностей в пищевых ингредиентах.
4. Знать приемы коррегирования питания ребенка старше 1-го года. Коррегировать питание ребенка, старше одного года.
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: