Тема 6. Оценка физического развития детей.
Тема практического занятия: Оценка физического развития детей. Семиотика нарушений физического развития.
Место: Учебная комната в соматическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов.
Уровень физического развития в детском возрасте есть одним из объективных показателей состояния здоровья. Показатели физического развития тесно взаимосвязаны с многочисленными факторами, которые влияют на состояние здоровья детей, и являются результатом взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Оценка физического развития есть неотъемлимым элементом контроля за состоянием здоровья ребенка и является важным в практической деятельности врача педиатра.
Базовый уровень знаний и умений
№ | Дисциплина | Знать |
1 | Анатомия | Анатомическое строение костей, мышц у детей. |
2 | Физиология | Физиологические показатели роста и развития
|
3 | Патфизиология | Этиология и патогенез нарушений роста и развития. |
4 | Гистология | Развитие структуры тканей детского организма с возрастом |
План проведения занятия
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) | |
1.
| Объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности. Проверка присутствующих. | 5
| |
2. | Входной тестовый контроль знаний | 15 | |
3. | Обьяснение основных критериев и методов оценки физического развития детей разного возраста, и особенностей оценки развития новорожденных. | 15 | |
4. | Распределение больных для СРС. | 5 | |
5. | Самостоятельная работа с детьми, измерение основных параметров тела ребенка. Рассчитывание антропометрических индексов, оценка измеренных показателей по эмпирическим формулам, сигмальным и центильным таблицам. | 25 | |
6. | Обход и разбор больных | 20 | |
7. | Оформление протоколов по результатам курирования больных. | 15 | |
8. | Решение клинических ситуационных задач. | 10 | |
9.
| Итоги и конечная оценка знаний и умений студентов и задача для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | 10 | |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
1) Понятие о физическом развитии, значении его оценки.
2) Понятие об акселерации развития детей, основные гипотезы и механизмы акселерации.
3) Закономерности и современные тенденции физического развития детей разного возраста.
4) Периоды „вытягивания” и „округления” в детском возрасте, зависимость их от пола, проживания.
5) Индексы физического развития детей разного возраста и их оценка.
6) Эмпирические формулы расчетов массы тела для детей разного возраста.
7) Эмпирические формулы расчетов роста детей в разные периоды.
8) Методы оценки физического развития детей.
9) Особенности оценки физического развития новорожденных.
10) Семиотика нарушений физического развития детей.
11) Физическое воспитание детей.
Методика проведения практического занятия:
а) После проверки присутствующих и объявления темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный тестовый входной контроль знаний.
б) Преподаватель объясняет основные критерии и методы оценки физического развития детей разного возраста, и особенности оценки развития новорожденных.
в) Преподаватель распределяет детей для самостоятельной работы, дает задачи:
провести измерение антропометрических показателей ребенка;
рассчитать антропометрические индексы курируемого ребенка;
оценить полученные показатели по эмпирическим формулам, сигмальным и центильным таблицам;
сделать вывод в физическом развитии ребенка, определить синдром поражения.
г) Студенты оформляют протоколы обследования ребенка с оценкой физического развития, обосновывают его нарушение.
д) Преподаватель проводит анализ и обсуждает результаты оценки физического развития детей, с которыми работали студенты, подписывает протоколы.
е) Преподаватель проводит итог занятия, оценивает знания и умения студентов и задачи для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задания:
1. При гипотрофии І степени отмечается дефицит массы тела (в %)
A.5-10
B.10-20
C.20-25
D.20-30
E.больше 30
2. Гипостатурой для детей первого года составляет возрастное отставание в:
A.длине тела
B.массе
C.длине тела и массе
D.массе по отношению к длине тела
E.периметре грудной клетки
3. Какой уровень увеличения массы тела наблюдается при паратрофии І степени?
A.21-30%
B.10-20%
C.15-25%
D.7-15%
E.26-50
4. Какую степень приобретенной гипотрофии нужно определить при дефиците массы тела от 21% до 30%?
A.ІІ
B.І
C.ІІІ
D.V
E.IV
5. Какие процессы в развитии детей преобладают в современное время?
A.гармоническое физическое развитие
B.ускорение роста
C.децелерация
D.дисгармоничное развитие
E.акселерация
6. Избыток массы тела у ребенка с паратрофией ІІ степени составляет:
A.1-10%
B.21-30%
C.11-20%
D.11-30%
E.15-25%
7. Укажите массу, которая указывает на внутриутробную гипотрофию?
A.3000
B.2900
C.2800
D.2600
E.2500
8. Для оценки физического развития детей используют следующие методы, кроме:
A.социологического
B.соматоскопии
C.антропометрических стандартов
D.физиометрии
E.ориентировочных расчетов
9. Какой из методов оценки физического развития детей является наиболее точным?
A.соматоскопии
B.ориентировочных расчетов
C.антропометрических стандартов
D.физиометрии
E.социальных расчетов
10. В которой центильной границе находятся антропометрические показатели значений ниже средних?
A.75-90
B.3-10
C.25-75
D.10-25
E.90-97
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
B | C | B | A | C | B | E | A | C | D |
Ситуационные задачи
Задача 1
На приеме у участкового врача – педиатра находится мать с девочкой 5 – ти лет, при оценке физического развития врач отметил чрезмерное отложение подкожного жира и увеличение массы тела девочки на 21% свыше нормы.
1. Как следует назвать нарушение физического развития ребенка, которое выявил участковый врач педиатр?
2. Какая степень этих нарушений?
Задача 2
На приеме в поликлинике участковый врач – педиатр проводит осмотр мальчика возрастом 2 месяца. Известно, что ребенок родился с массой 3000г, длиной 50 см. От рождения находится на искусственном вскармливании. Сейчас вес его тела составляет 3700г, длина 55см. Подкожно жировая клетчатка развита недостаточно, патологические симптомы со стороны других органов отсутствуют.
1. Какой синдром нарушения физического развития имеет место?
2. Какая его степень?
Задача 3
Девочка возрастом 10 месяцев имеет массу тела 12100г и длину тела - 72см. Известно, что при рождении вес тела 3200г, длина 50см. С момента рождения на искусственном вскармливании. Психомоторное развитие ребенка отвечает ее возрасту.
1. Имеет ли место синдром нарушения физического развития?
2. Если да, то какой?
3. Какая его степень?
Эталоны ответов
Задача 1
1. Синдром ожирения
2. Ожирение І степени
Задача 2
Синдром гипотрофии
Гипотрофия І степени
Задача 3
Да
Синдром паротрофии
3. Паротрофия ІІ степени
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
а) весы чашечные
б) весы рычажные сословные
в) ростомер горизонтальный
г) ростомер вертикальный
д) сантиметровая лента
є) таблицы: „Эмпирические формулы массы тела”
„Эмпирические формулы роста”
„Среднемесячное увеличение массы тела недоношенных детей на первом году жизни”
„Алгоритм оценки физического развития ребенка”
Центильные таблицы
Сигмальные таблицы
ж) методические разработки:
„Основы наблюдения, уход и техника медицинских манипуляций в педиатрии”
„Введение в клинику детских болезней”
Источники информации:
Основные:
1. Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия – К., 1999 г- с. 50-91
2. Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина 1985 г. с – 82-134.
3. Основные патологические синдромы заболеваний детского возраста – учебное пособие – Днепропетровск , АРТ – ПРЕСС 2003г. - с 6 – 7.
4. Практикум по пропедевтической педиатрии с уходом за детьми/под редакцией В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев «Украина» 2002 г. – 6-23.
Дополнительные:
1. В.А. Ерунков Пособие по педиатрии для средних медицинских работников – Киев, „Здоровье”, 2001 г. – с 187 – 193
2. Н.Г. Зернов, О. Ф. Тарасов Семиотика детских болезней - Л.., „Медицина”, 1984г., - С.97 – 125
3.Пропедевтика детских болезней /под ред. А.А. Баранова – М.. Медицина 1998 г. с – 86-96.
Программа самоподготовки студентов к теме:
1. Выучить источники информации (см. перечень источников информации)
2. уметь оценить антропометрические показатели по сигмальным и центильным таблицам
уметь оценить физическое развитие новорожденного, и детей разного возраста
обратить внимание на особенности оценки физического развития новорожденного ребенка
уметь выявить нарушение физического развития ребенка
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: