Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
Тема практического занятия: Методика обследования и семиотика наиболее распространенных заболеваний мочевыводящей системы у детей
Место занятия: Учебная комната в детском нефрологическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост нефрологической патологии детского возраста, особенно поражений почек. Мочевыделительная система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененны результаты исследования и поставлен клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения мочевыделительной системы. Эти действия особенно важные для своевременного начала лечения.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1.
2.
3.
4. | Анатомия
Нормальная физиология
Гистология
Патологическая физиология | Развитие мочевыделительной системы человека во внутриутробном периоде и в разные периоды детства. Характеристика функций мочевыделительной системы.
Гистологические особенности строения почек и мочевыделительной системы. Основные принципы мочеобразования и мочевыделения. |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Проверка присутствующих. | 5 |
2. | Исходный контроль знаний и его анализ. | 15 |
3.
| Демонстрация и объяснение методики клинического обследования больного с патологией мочевыделительной системы у детей. | 20 |
4. | Распределение больных для СРС. | 5 |
5.
| Самостоятельное клиническое обследование больного и оценка состояния мочевыделительной системы ребенка и выявление клинического синдрома. | 30 |
6.
| Совместный обход больных, их разбор и обоснование клинического диагноза. | 40 |
7. | Итоги и общая оценка знаний и умений студентов и задание для самостоятельной подготовки студентов к следующему занятию. | 5 |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей разного возраста и их клиническое значение.
Методика клинического обследования больного с патологией мочевыделительной системы:
а) опрос.
б) особенности осмотра: физическое развитие, “почечная бледность”, отеки, геморагии, асцит;
в) пальпация: определение жидкости в брюшной полости, повышенной чувствительности и болезнености проекции почек; пальпация голеней, поясничного участка, низа живота с определением отеков; мочевого пузыря; верхняя и средняя точки болезнености мочеточников;
г) особенности перкуссии: определение свободной жидкости в брюшной полости, состояние наполнения мочевого пузыря, симптом Пастернацкого.
д) исследование мочи: общий анализ мочи, анализ мочи по методу Нечипоренко, анализ мочи по методу Земницкого, анализ мочи по методу Каковского-Аддіса, анализ мочи по методу Амбурже, бактериальный высев мочи для определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.
Методика проведения практического занятия:
После проверки присутствующих и объявление темы занятия с выделением ее актуальности преподаватель проводит письменный контроль уровня знаний.
Анализ результатов тестирования и рассмотрение предположенных ошибок.
В больничной палате преподаватель демонстрирует методику клинического обследования больного с патологией мочевыделительной системы.
Преподаватель распределяет студентов по больным и ставит конкретные задачи.
№
| Задача | Рекомендации преподавателя студентам | Примечания |
1. | Собрать анамнез в больного с патологией мочевыделительной системы | Алгоритм сбора анамнеза 1.Анамнез болезни: а) начало заболевания; б) первые клинические симптомы; в) проводилось ли лечение, какими препаратами; г) динамика заболевания; д) жалобы больного моментом курации. 2.Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в период новороджености и до 1 года; г) перенесенные заболевания; д) наличие аллергических реакций; е) отягащенная наследственность. | Необходимо задавать вопросы, которые касаются системы мочевыделения.
Необходимо выявить факторы развития системы мочевыделения.
|
2. | Провести объективное обследование мочевыделительной системы | Алгоритм практической работы студента 1. Осмотр больного: а) физическое развитие больного; б) стигмы дизэмбриогенеза; в) проявления ексудативно- катарального диатеза; г) наличие внешних признаков (экстраренальних) поражения мочевыделительной системы («почечная бледность», отеки, геморагии). 2. Пальпация живота: а) определение наличия свободной жидкости в животе; б) боль и повышеная чувствительность проекции почек; в) пальпация нижней части живота и определение отеков; 3.Пальпация почек в вертикаль- ном и горизонтальном положениях. 4. Пальпация мочевого пузыря. 5. Проверка болезнености верхней и средней зон мочеточников.
| Обследование больного проводить с учетом возрастных особенностей. |
3. | Сделать вывод о состоянии мочевыделительной системы у ребенка. Определить синдром поражения органов мочевыделительной системы. | Алгоритм практической работы студента 1. Определить патологические изменения (симптомы) в мочевыделительной системе. 2. Сделать сведение патологических данных (симптомов) в единое целое – синдром (и). 3. Сделать вывод о синдроме поражения мочевыделительной системы. | Дать оценку выявленным изменениям с учетом возрастных особенностей |
Студенты оформляют протокол обследования больного с оценкой состояния мочевыделительной системы и обоснование патологического синдрома.
Преподаватель проводит разбор больных с оценкой сделанных студентами обоснований клинического синдромокомлекса. Подпись протоколов.
Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаниям и умениям студентов. Задает задание для самостоятельной подготовки к следующего занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
1. До какого возраста у детей строение почек дольчатое?
А. к 1-го года
В. к 2-х лет
С. к 3-х лет
D. до 10 лет
E. до 14 лет
2. Масса почек у новорожденного ребенка по отношению к массе тела составляет:
А. 1:50
В. 1:80
С. 1:100
D. 1:150
E. 1:200
3. Удельный вес (плотность) мочи новорожденного ребенка:
А. 1006-1012
В. 1002-1006
С. 1012-1020
D. 1020-1025
E. 1025-1030
4. Диаметр гломерулярного клубочка у детей 1-го года жизни составляет:
А. 45 мкм
В. 88 мкм
С. 150 мкм
D. 190 мкм
E. 210 мкм
5. Соотношение толщины пробкового и мозгового пластов почек у новорожденного представляет:
А. 1/2
В. 1/3
С. 1/4
D. 1/5
E. 1/10
6. В котором возрасте построение клубочка такая же, как у взрослого человека:
А. в 1 год
В. в 2 года
С. в 5 лет
D. в 10 лет
E. в 14 лет
7. Что не отвечает анатомическим особенностям почек новорожденных:
А. относительно большие размеры ( по сравнению со взрослыми)
В. дольчатое строение
С. относительно высокое расположение
D. слабая фиксация
E. недостаточное развитие пробкового
пласта
8. Диаметр гломерулярного клубочка у подростков составляет:
А. 45 мкм
В. 88 мкм
С. 150 мкм
D. 190 мкм
E. 210 мкм
9. Емкость мочевого пузыря у новорожденного составляет:
А. 30 мл.
В. 80 мл.
С. 100 мл.
D. 200 мл.
E. 1000 мл.
10. Количество мочеиспусканий (сколько раз) у детей в течение суток на первом месяце жизни:
А. 4-6 раз
В. 6-10 раз
С. 10-15 раз
D. 15-20 раз
E. 20-25 раз
11. Средний объем мочи через сутки у 10 н летнего ребенка составляет:
А. 500-1000 см3
В. 1000-1200 см3
С. 1300-1500 см3
D. 2000-2500 см3
E. 1500-2000 см3
12. При гломерулонефрите характерно наблюдается:
А. повышение систолечного артериальной давления
давления
С. повышение пульсовой давления
D. повышение діастолічного артериальной давления
E. снижение центральной венозной давления
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. |
B | C | A | B | C | C | C | D | A | E | E | А |
Ситуационные задачи.
Задача 1
Девочка, в возрасте 1 месяца, поступила в детскую клинику с жалобами матери на выраженное беспокойство ребенка, особенно во время мочеиспускания, повышение температуры тела до 38°С, слабость, вялость, изменения в общих анализах мочи в виде увеличения количества белка до 0,066 г/л, лейкоцитурия до 60-80 в поле зрения. Назовите соответствующим термином изменения в моче. Какие синдромы можно выделить в больного ребенка?
Задача 2
В 5-дневного ребенка в течение суток каждое мочеиспускание оставляет на пеленках пятна красно-коричневого цвета. В собранной моче при отстаивании отмечается красновато-коричневый осадок, при этом в анализе мочи эритр. 0-1 в п/з. Назовите причину.
Задача 3
Больной 6 лет, попал в больницу с жалобами на слабость, утомляемость, головная боль, пастозность лица. За 2 недели до этого перенес ангину: кожа бледная, АО - 160/ 90 мм. рт. ст., суточное количество мочи — 500 мл, моча цвета " мясных помоев", плотность- 1009-1015, белок - 1,2 г/л, в осадке: Л - 3-5 п/з, эр.- покрывают все поля зрения.
Какое заболевание наиболее достоверно у данного ребенка?
Эталоны ответов:
Задача 1
Воздержанная протеинурия, лейкоцитурия. Болевой, интоксикационный, мочевой
Задача 2
Мочекислый инфаркт почек новорожденного
Задача 3
Острый гломерулонефрит
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
Таблицы:
а) “Строение мочевыделительной системы у детей”
б) “Гистология почек”
Схемы:
а) Схема мочеобразования
б) Симптомокомплекс почечной недостаточности
в) Причины микробно- воспалительных заболеваний почек.
Набор тестовых заданий исходного контроля (10 экземпляров).
Набор ситуационных клинических заданий (5 экземпляров).
Методические разработки:
а) “Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей”
б) “Показатели артериального давления у детей разного возраста”.
в) “Методика исследования мочевыводящей системы”
г) “Синдромы в педиатрии”
Источники информации.
Основные:
Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия - К., 1999г.-с.170- 179,421-428.
Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. -М: Медицина. 1985г. - с.221-238.
Мазурин А.В., Воронцов Й.В Пропедевтика детских болезней. Санкт-Петербург, 2001г. - с. 538-583.
Пропедевтика детских болезней/ под редакцией А.А.Баранова. -М.: Медицина. - 1998г. - с. 238-253.
Дополнительно:
Общий уход за детьми/ Л.С.Калиновская, В.І. Гроховский, А.Х.Жаглина и др. - К.: Высшая школа, 1993г. - с. 71-74.
Игнатова М.С., Маковецкая Г.А. Диагноз и дифференциальный диагноз детской нефрологии. - Самара, 1993. - с.37-101.
Майданник В.Г., Бурлай В.Г'., Корниенко А.Б. Анатомофизиологические особенности и методика исследования функциональных систем у детей. - К.: Супрамед, 1994г. - с. 12-23, 55-63.
Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. - Киев, 1998г.,-с. 179487.
Смирн І.С., Луговая О.Й. Заболевания органов мочеполовой системы в детей. - К.: Здоровье, 1990г. - с. 144.
Терещенко О.В., Люлько О.О. Очерки детской урологии. -Днепропетровск. "Пороги", 1995г. - с.4-260.
Практикум по пропедевтической педиатрии с уходом за детьми, /за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев. - «Знание Украины». - 2002.-с. 152-165,229-232.
Программа самоподготовки студентов к теме:
1. Выучить основной и дополнительный источники информации к теме.
2. Уметь провести методику исследования нефрологического больного.
3. Уметь выполнять уход за детьми с патологией мочевыделительной системы.
4. Написать рефераты по темам:
а) "Характеристика болевого синдрома, в зависимости под уровня поражения мочевыделительной системы"
б) "Особенности протеинурии, гематурии при разных заболеваниях мочевыделительной системы"
в) "Изменения при лабораторном и инструментальном обследовании нефрологических больных".
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: