Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
Тема практического занятия: Методика исследования кожи и подкожной клетчатки у детей. Семиотика поражений кожи и подкожной клетчатки.
Место: учебная комната в соматическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов:
Кожа – сложный и важный орган, который играет значительную роль в жизни и здоровьи ребенка. Она имеет тесную физиологическую связь с деятельностью отдельных органов и организма в целом. Вследствие этого кожа является своеобразным экраном, который отображает патологические изменения в организме. Тщательное обследование и адекватная оценка состояния кожи имеет большое значение при установлении диагноза заболевания у ребенка.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1 2
3
4 |
Анатомия Нормальная физиология
Гистология
Патологическая физиология |
Анатомическое строение кожи и ее придатков. Физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки: 1.основные функции кожи, особенности резорбционной, защитной функции и др. 2.Кровоснабжение кожи и подкожной клетчатки 3.Физиология потовых и сальных желез Гистологические особенности л/у, кожи и ПЖК в разные возрастные периоды детства и в разных участках тела ребенка. Основные механизмы развития морфологических элементов кожи (первичных и вторичных).
|
План проведения занятия.
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1.
| Объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности. Проверка присутствующих. | 5
|
2. | Входной тестовый контроль знаний | 15 |
3. | Демонстрация методики клинического обследования кожи, ПЖК у детей. | 15 |
4. | Распределение больных для СРС. | 5 |
5. | Самостоятельная работа с больными. | 25 |
6. | Обход и разбор больных | 20 |
7. | Оформление протоколов по результатам курирования больных. | 15 |
8. | Решение клинических ситуационных задач. | 10 |
9.
| Итоги и конечная оценка знаний и умений студентов и задача к самостоятельной подготовке к следующему занятию. | 10 |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
Анатомо-физиологические особенности кожи, ПЖК у детей разного возраста и их клиническое значение.
Методика клинического обследования больного с патологией кожи, ПЖК:
а) опрашивание;
б) особенности осмотра:
окраска;
наличие первичных и вторичных элементов высыпания, их вид, размер, локализация и т.п.;
развитие поверхностных сосудов;
осмотр видимых слизистых;
равномерность распределения ПЖК;
отеки;
в) особенности пальпации:
эластичность;
тургор тканей;
температура;
болевая чувствительность;
сухость или влажность;
оценка пупочного остатка (у новорожденных);
толщина кожной складки;
оценка состояния капилляров;
отечность;
оценка сыпи ( над-; на уровне кожи; стойкие или исчезают при нажатии);
группы л/у (размер, количество, болезненость, консистенция, движимость, утомляемость с окружающими тканями).
3) Семиотика поражений кожи, ПЖК:
а) первичные морфологические элементы (воспалительного, невоспалительного характера,
полостные, безполостные);
б) вторичные морфологические элементы;
в) поражение со стороны приложений кожи (волосы, ногти);
г) гипотрофия, паратрофия;
д) отеки, пастозность;
е) склерема, склередема;.
Методика проведения практического занятия:
Студенты отвечают письменно на тесты входного контроля базовых знаний. Потом распределяются для выполнения самостоятельной работы.
Студенты в палатах отделения проводят методику клинического обследования больного с патологией кожи, ПЖК.
В дальнейшем проводится разбор больных возле кровати или в учебной комнате.
Студенты оформляют протокол осмотра больного с оценкой состояния кожи, ПЖК. Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.
Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач и практических навыков.
Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу к самостоятельной подготовке к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля
Тестовые задачи для контроля:
1. Со скольки пластов состоит епидермис ребенка?
A.2
B.3
C.4
D.5
E.6
2.Какая функция кожи развита у детей лучше, чем у взрослых?
A.защитная
B.бактерицидная
C.терморегуляционная
D.дыхательная
E.екскреторна
3.Каким методом не оценивают состояние капилляров кожи?
A.пробой жгута
B.гидрофильным тестом
C.молоточковим симптомом
D.пробою щипка
4. Какая функция кожи содействует pазвитию осложнений при внешнем применении токсичного лекарства?
А. потовыделительная
В. резоpбционная
С. теpмоpегулятоpная
Д. защитная
Е. витаминообразующая
5. Что не определяет пальпация?
A.пастозность подкожной основы
B.толщину подкожной основы
C.эластичность подкожной основы
D.ломкость сосудов
E.отеки
6. Акpоцианоз это:
А. цианоз всей повеpхности тела
В. появление синих пятен на конечностях
С. цианоз вокруг рта
Д. цианоз вокруг глаз
Е. цианоз кончика носа, мочек ушей, губ, кистей, стоп
7. Для определения эластичности кожи необходимо:
А. нажать на кожу на пеpедней повеpхности голени
В. определить симптом щипка
С. захватит кожу в небольшую складку на тыльной поверхности кисти
Д. измеритькожную складку на животе
Е. измерить кожную складку под углом лопатки
8. К пеpвичным моpфологическим элементам кожи относят:
А. коpки
В. папулы
С. еpозии
Д. pубцы
Е. чешуйки
9.Какой из морфологических элементов кожи не относится к вторичным?
A.ссадина
B.шелушение
C.екхимозы
D.рубец
E.язва
10. При каких состояниях отеки и пастозность наименее достоверные?
А. болезни легких
В. болезни почек
С. болезни сердца
Д. болезни печени
Е. болезни щитовидной железы
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
D | D | B | B | D | E | C | B | C | A |
Клинические ситуационные задачи.
1.Ребенку 3 месяца. Родилась от 1 беременности с весом 3200. С первого месяца находится на искусственном вскармливании разбавленным коровьим молоком, сейчас питается цельным коровьим молоком с сахарным сиропом. С 1,5 месяцев в ребенка появилась сальная желтая корочка на теменной части головы, в 3 месяца, кроме сальных корочек на голове, появилось покраснение и шелушения на щеках.
Какие поражения кожи наблюдаются у ребенка?
2.Ребенку 4 месяца. Родился доношенным с весом 3200, рост 50 дел. Находится на смешанном вскармливании с 3,5 месяца. За первые 3 месяца в весе добавила 1200 г. В 4 месяца весит 5100 г. Толщина подкожной основы на животе 0,5 див., тургор мягких тканей снижен.
О каком заболеваниях нужно думать? На основе чего можно поставить диагноз?
3.Ребенку 7 дней, родился недоношенным в срок 36 недель с весом тела 2100 г. При осмотре врач-неонатолог выявил на ягодицах и бедрах местное уплотнение и твердость подкожной клетчатки, кожа в полоску не собирается, бледная, холодная, туго натянутая, при нажиме пальцем остается углубления.
О какой патологии у этого новорожденного ребенка нужно думать?
Эталоны ответов:
Задача 1.
У ребенка проявления ексудативно-катарального (аллергического) диатеза.
Задача 2.
У ребенка наблюдается поражения подкожной клетчатки (гипотрофия). Для уточнения степени гипотрофии нужно определить дефицит веса тела в %. Надлежащая весы тела = 3200 + 800 4 = 6400. Дефицит веса тела 6400 - 5100 = 1300: 6400 100% = 20,8%, что отвечает ІІ степени гипотрофии. В гипотрофии свидетельствует также утончение подкожной основы на животе, а также снижение тургора мягких тканей.
Задача 3.
У данного ребенка - склередема.
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
1)Таблицы:
а) “Первичные морфологические элементы кожи”;
б)”Вторичные морфологические элементы кожи”.
2). Методические разработки:
“Методика исследования кожи, ПЖК ”
„Уход за детьми с поражением кожи, ПЖК ”.
Источники информации
Основные:
1. Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К.,.1999.-С. с.136-139, 293-309.
2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. пропедевтика детских болезней - М.: Медицина, 1985.- С. 71-83.
3. Пропедевтика детских болезней / под ред. А.А. Баранова. - М.: Медицина,
1998.-С.158-182.
Приложения:
1. Мазурин В.А., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - М.:
Медицина, 2001. - с. 248-264
2. Медицина детства / за. ред. П.С. Мощича .- Киев: “Здоровье”, 1994.-Т. 1-С.222-226
3. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. Киев: “Здоровье”, 1984,.- С. 13-24.
4. Усов И.Н.Здоровый ребенок: Справочник педиатра. - Минск: ”Белорусь”, 1984.-С.19-25.
5. Усов И.Н., Чичко М.В., Астахова Л.Н. Практические навыки педиатра. -Минск: «Вышэйшая школа», 1983.- 1983.- С.22-35.
6. Шабалов Н.П. Детские болезни. - С.Питербург, 2000.- С. 199-306.
7. Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. - К., 1998.-С. 34-51.
8. Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми. /за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев. - «Знание Украины». - 2002. - с. 56-68, 68-83.
10. Нисевич Н.И., Учайкин Ф. Инфекционные болезни у детей.-
М.:Медицина. - 1980. с.
Программа самоподготовки студентов к теме:
1. Изучать основной и дополнительный источники информации согласно к теме занятия.
2. Уметь провести методику исследования кожи, ПЖК
3. Уметь выполнять уход за детьми с поражением кожи, ПЖК
4. Обратить внимание и выучить основные патологические синдромы поражений кожи, ПЖК
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: