Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
Тема практического занятия: Методика осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации сердечно-сосудистой системы у детей. Основные признаки поражения сердечно-сосудистой системы у детей (цианоз, брадикардия, тахикардия и др.).
Место: учебная комната в кардиологическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост сердечно-сосудистой патологии детского возраста, особенно прирожденных недостатков сердца.Сердечно-Сосудистая система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененные результаты исследования и поставленный клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения сердечно-сосудистой системы. Эти действия особенно важные для своевременного начала лечения.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1.
2.
3.
4. | Анатомия
Нормальная физиология
Гистология
Патологическая физиология | Развитие сердечно-сосудистой системы человека во внутриутробном периоде. Анатомическое строение сердечно-сосудистой системы. Знание принципов кровообращения плода и новорожденного. Функционирование малого и большого кругов кровообращения в человека. Гистологические особенности строения миокарда в разные возрасту периоде детства. Основные компенсаторные и адаптационные механизмы сердечно-сосудистой системы. |
План проведения практического занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) | |
Время (мин.)1. | Проверка присутствующих. | 5 | |
1.Элементы практического занятия
2. Тестовый контроль для оценки исходного уровня знаний и его анализ. 15
3. Демонстрация и объяснения преподавателем методики клинического обследования больного с патологией сердечно-сосудистой системы. 20
4. Самостоятельная работа студентов из больными. Преподаватель со студентами совершает обход обследованных детей. 30
5.
Клинического контроль обследования больных, заключительный контроль конечного уровня знаний. 40
6.
Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов и задача к самостоятельной подготовке к следующего занятию. 10
ВМЕСТЕ: 120
Перечень теоретических вопросов: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста и их клиническое значение. Методика клинического обследования больного с патологией сердечно-сосудистой системы: а). опрашивание; б). особенности осмотра: положение в кровати, цвет кожи и видимых слизистых оболочек, цианоз, отеки, пульсация и набухание крупных сосудов шеи, наличие сердечного горба, сердечного толчка; в). пальпация пульса и его характеристика; г). пальпация и характеристика верхушечного толчка; д). наличие симптома “ кошачьего мурлыканья”; е). особенности перкуссии, определение границ относительной и абсолютной тупости сердца; ж). особенности аускультации: точки и порядок выслушивания сердца, характеристика тонов, наличие шума и его характеристика; з). определение артериальной давки, вековые нормативы; і).проведение функциональных проб: проба Штанге-Генча, ортоклиностатическая, проба Шалкова. Методики дополнительного обследования сердечно-сосудистой системы: электрокардиография, фонокардиография, ехокардиография. Особенности ЕКГ и ФКГ у детей раннего возраста. Методика проведения практического занятия: После проверки присутствующих и объявление темы занятия с подчеркивание ее актуальности преподаватель проводит письменный тестовый контроль знаний. Анализ выполненных тестов и рассмотрение предположенных ошибок. В палате отделения преподаватель демонстрирует методику клинического обследования больного с патологией сердечно-сосудистой системы. Преподаватель распределяет больных для СРС, дает задачу. Студенты самостоятельно работают с детьми: собирают анамнез, обследуют их. Оформляют протокол осмотра больного с оценкой состояния сердечно-сосудистой системы и обоснованием патологического синдрома. Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов. Во время клинического контроля преподаватель проводит заключительный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач. 8)Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следующему занятию. Формы и методы самоконтроля: Тестовые задачи. 1. В котором возрасте отмечается интенсивное увеличение и дифференцирования миокарду? A. до 1 года B. в первые 2 года жизни C. в 5 лет D. 6-10 лет E. в первые 6 месяцев 2. Когда возникает анатомическое закрытие артериального протока? A. к 6 месяцам B. к 1 года C. к 3 годам D. к 2 месяцам E. к 6 годам 3. Какая частота пульса у здорового новорожденного ребенка? A. 120 ударов/мин B. 80 ударов/мин C.100 ударов/мин D. 140 ударов/мин E. 60 ударов/мин 4. Митральний клапан сердца выслушивается: A.у нижнего края грудины B.в 2 межреберьи слева C.в 2 межреберьи справа D. в верхушки сердца E. в межлопатковом пространстве 5. Какое коммуникационное соединение выполняет функцию автоматизма 1 порядка? A. атpиовентpикуляpне соединение B. синусовий узел C. пучок Гиисса D. волокна Пуpкиньє E. ножки пучка Гисса 6. Какая частота пульса у здорового новорожденного ребенка? A. 120 ударов/мин B. 80 ударов/мин C.100 ударов/мин D. 140 ударов/мин E. 60 ударов/мин 7. Какие показатели систолического артериального давления у ребенка 3-7 лет? A. 70-75 мм.pт.ст B. 80-90 мм.pт.ст C. 100-110 мм.pт.ст D. 90-100 мм.pт.ст E.60-70 мм.pт.ст 8. Которыми аускультативними изменениями характеризуется ДМЖП (дефект межжелудочковой перегородки )? А. мякой систолической шум в 3-4 межреберьях слева В. систолической шум в 2 межреберьи справа C. грубый систолической шум в 2 межреберьи слева D. диастолической шум в 3-4 межреберьях слева E. грубый систолической шум в 3-4 межреберьях слева 9. Которыми аускультативними изменениями характеризуется открытый артериальный проток? A. грубый систолической шум в 3-4 межреберьи слева B. систоло-диастолической шум " машины" в 2 межреберьи слева C. грубый диастолической шум в 2 межреберьи слева D. систолической шум в 2 межреберьи справа E. систолической шум в 2 межреберьи слева 10. Чем обусловленная нестабильность pитма у плода и новорожденного? A. высокой чувствительностью к ацетилхолину B. высокой чувствительностью к норадpеналину C. дисбалансом вегетативной нервной системы D. малым содержимым митохондрий в синусовом узле E. активностью эктопических сердцевин
Эталоны ответов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
B D D D B D D E B C
Ситуационные задачи. Задача 1 Мальчик 13 лет жалуется на частые головные боли, носовые кроотечения. При объективном обследовании врач определил артериальное давление – 130/ 85 мм рт.ст. Как рассчитать норматив АД для ребенка? Оцените показатели АД у этого мальчика. Задача 2 При пальпаторном исследовании пульса у ребенка 5 лет врач определил такие его характеристики: синхронный, частота – 108 за минуту, удовлетворительного наполнения и напряжения. Дежурство пульсовых толчков неравномерные – на вдохе пульс ускоряется, на выдохе – замедляется. Как расценивать изменения пульса у ребенка? Задача 3 В кардиологическое отделение с целью обследования поступил мальчик 8 лет с жалобами на повышенную утомляемость, слабость. При осмотре: кожа бледная, пульс слабого наполнения, 72 удара за минуту, АО – 80/60 мм рт.ст.. При пальпации участки сердца врач обратил внимание на дрожание грудной клетки над вторым межреберьям справа от грудины, которое совпадало с верхушечным толчком. Какие патологические симптомы выявил врач при обследовании ребенка? Для какой патологии сердечно-сосудистой системы являеться характерным симптом дрожания?
Эталоны ответов: Задача 1 Систолическое АД = 90 + 2·13 = 116 мм рт.ст. Диастолическое АД = 60 + 13 = 73 мм рт.ст. Верхние межевое САД = 105 + 2·13 = 131 мм рт.ст. ДАД = 75 + 13 = 88 мм рт.ст. Показатели АД у обследованного мальчика можно расценить как верхнемежевые, то есть высокий нормальный уровень. Задача 2 Частота пульса у ребенка 5 лет в норме должна быть 100 ударов за минуту. Предположенное отклонение составляет 10-15%. Таким образом, частота пульса у ребенка находится в пределах нормы. Изменения сердечного ритма можно расценивать как явление дыхательной аритмии, которая в этом возрасте является физиологическим явлением. При задержке дыхания такая аритмия пульса должна исчезнуть. Задача 3 Во время обследования врач выявил такие патологические симптомы: бледность кожи, брадикардию, слабое наполнение пульса, снижение АД, систолическое дрожание над аортой, которое называется симптомом “ кошачьего мурлыканья”. Этой симптом есть характерным для стеноза отверстия аорты.
Технические средства и материальное обеспечение занятия: Таблицы: а) “Частота сердечных сокращений у детей разного возраста” б) “Границы относительной и абсолютной тупости сердца у детей” 2) Набор тестовых задач входного контроля (10 экземпляров). 3) Набор ситуационных клинических задач (10 экземпляров). 4) Методические разработки: а) “Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей” б) “Расчеты нормативов артериальной давки у детей. Показатели артериального давления у детей разного возраста”. в) “Методика исследования сердечно-сосудистой системы” е) “ Точки и порядок аускультации сердца” ж) “Свойства пульса, изменения пульса при патологии”
Источники информации. Основные: Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К., 1999. - С. 145-162; 358-386. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - С-Пб.: Фолиант, 2001. - С.382-424, 426-436, 439-440, 445-449. Т.В.Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. - Винница, 2003. - С.421-466, 468-480, 488-498. Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми / за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев: “Знание Украины”, 2002. - С.99-128. Приложению: Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. - Киев: “Здоровье”, 1984. - С.74-93, 101-109, 111. Медицина детства / за ред. П.С.Мощича. - Киев: “Здоровье”, 1994. - Т.1. - С.217-221. Усов И.Н., Чичко М.В., Астахова Л.Н. Практические навыки педиатра. - Минск: “Вышэйшая школа”, 1983. - С. 22-35; 122-141, 142-147. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей: в 2 томах. - Москва: Медицина, 1987. - С.216-303.
Программа самоподготовки студентов к теме: 1. Выучить анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей. 2. Уметь провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста. Уметь оценить показатели частоты пульса, артериального давления. 3. Обратить внимание на оценку исходного вегетативного статуса ребенка. 4.Ознакомиться с методикой проведения электрокардиографии, фонокардиографии, ехокардиографии.
Содержательный модуль 7. Сердечно-сосудистая система у детей
Конкретные цели: • Анализировать основные синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей. • Назначать комплекс лабораторно-инструментальных методов обследования при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей. Тема 9: Семиотика поражений и основных заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей Тема практического занятия: Семиотика прирожденных и приобретенных заболеваний сердца и сосудов у детей. Электрокардиография, фонокардиография, ехокардиография. Место: учебная комната в кардиологическом отделении. Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост сердечно-сосудистой патологии детского возраста, особенно прирожденных недостатков сердца. Сердечно-сосудистая система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененные результаты исследования и поставленный клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения сердечно-сосудистой системы. Эти действия особенно важные для своевременного начала лечения.
Базовый уровень знаний и умений: № Дисциплина Знать
1.
2.
3.
4. Анатомия
Нормальная физиология
Гистология
Патологическая физиология Развитие сердечно-сосудистой системы человека во внутриутробном периоде. Анатомическое строение сердечно-сосудистой системы. Знание принципов кровообращения плода и новорожденного. Функционирование малого и большого кругов кровообращения у человека.
Гистологические особенности строения миокарду в разные возрасту периоде детства. Основные компенсаторные и адаптационные механизмы сердечно-сосудистой системы.
План проведения занятия: № Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих. 5
2. Исходный контроль и его анализ. 20
3. Теоретическое опрашивание студентов. 30
4. Студенты самостоятельно обследуют детей с патологией сердечно-сосудистой системы. Оформляют протокол осмотра больного. 30
5. Отрабатывание приемов неотложной помощи догоспитального этапа при внезапном прекращении сердечной деятельности ( с помощью муляжей). 15
6. Заключительный контроль знаний. Решение ситуационных задач с обоснованием симптомокомплекса заболевания. Разбор решенных клинических задач. 15
7. Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов и задача для самостоятельной подготовки к следующему занятию. 5
ВМЕСТЕ: 120
Перечень теоретических вопросов: 1. Основные признаки поражений сердечно-сосудистой системы (цианоз, брадикардия, тахикардия, одышка, отеки,боли в участке серца, утомляемость). 2. Семиотика прирожденных и приобретенных заболеваний серца и сосудов: а) разлады сердечного ритма; б) симптомы кардита; в) урожденные недостатки сердца: нарушение гемодинамики и симптоматика; г) приобретенные недостатки сердца: нарушение гемодинамики и симптоматика. 3. Синдром острой сосудистой недостаточности: а) бессознательность; б) коллапс; в) шок. 4. Синдром острой сердечной недостаточности: а) степени тяжести; б) лево- и правожелудочковый типы. 5. Неотложная помощь при острой сосудистой и сердечной недостаточности, внезапном прекращении сердечной деятельности. 6.Уход за больными с патологией сердечно-сосудистой системы: а) режим; б) особенности питания; в) динамическое наблюдение с учетом пульса и артериального давления; г) лечебная гимнастика. Методика проведения практического занятия: После проверки присутствующих и объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный исходный контроль Анализ выполненных тестов и рассмотрение допущенных ошибок. Теоретическое опрашивание студентов. Студенты самостоятельно обследуют детей с патологией сердечно-сосудистой системы. Оформляют протокол осмотра больного. Осваиваюь навыки для ухода за детьми с патологией сердечно-сосудистой систми. Преподаватель демонстрирует приемы неотложной помощи догоспитального этапа при внезапном прекращении сердечной деятельности ( с помощью муляжей). Студенты отрабатывают тактику неотложной помощи догоспитального этапа. Преподаватель проводит заключительный контроль знаний студентов по данной теме. Решение клинических ситуационных задач с обоснованием клинического синдрома. Разбор решенных клинических задач. Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следующему занятию. Формы и методы самоконтроля: Тестовые задачи. 1. Которыми аускультативними изменениями характеризуется ДМЖП (дефект міжжелудочковой перегородки)? A. мякой систолической шум в 3-4 межреберьях слева B.систолической шум в 2 межреберьи справа C. грубый систолической шум в 2 межреберьи слева D. диастолической шум в 3-4 межреберьях слева E. грубый систолической шум в 3-4 межреберьях слева 2. Органические сердечные шумы отличаются от функциональных следующими признаками, кроме: A. интенсивности шума B. локализации шума C. изиенению тембра в зависимости от изменения положения тела D. в зависимости от от ритма Е. в зависимости от проведения на спину 3. Для какого заболевания сердечно-сосудистой системы характерные удушьево-цыанотические приступы? A. транспозиция больших сосудов B.дефект межжелудочковой перегородки C.открытый аортальный проток D.стеноз легочной артерии E. тетрада Фалло 4.При сердечно-сосудистой недостаточности II-й степени у ребенка школьного возраста печень определяется: A.не пальпируется B.возле края реберной дуги C.на 2-3 см D.на 3-4 см E.на 4-5 см 5. Какое вынужденное положение в кровати занимает больной с патологией сердечно-сосудистой системы в случаях декомпенсации сердечной деятельности? A.положение на левом боку B.с подтащенными к животу ногами C.сидячее, опустив ноги из кровати D.полусидя, опираясь на подушки E.сидячее, опираясь руками на бедра 6.Ряд урожденных недостатков сердца приводит к уменьшению легочного кровотока, за исключением: A. стеноз отверстия легочной артерии B. тетрада Фалло C. триада Фалло D. общий артериальный ствол E. ДМЖП 7. Ряд урожденных недостатков сердца сопровождается цианозом, за исключением: A. тетрада Фалло B. транспозиция магистральных сосудов C. атрезия трьохстулкового клапана D. атриовентрикулярная коммуникация E. дефект межпередсердной перегородки 8.Для коарктации аорты характерные признаки, за исключением: A. повышение АД на руках B. послабление пульсации сосудов стоп C. гипертрофия левого желудочка D. акцент 2-го тона над легочной артерией E. узурация нижних краев ребер 9. При какой патологии появляется высокий быстрый пульс? A. коарктация аорты B. незарастание артериального протока C. аортальная недостаточность D. екстрасистолия E. аортальный стеноз 10. ЕКГ отображает следующие функции миокарда, кроме: A. автоматизм B. сократительность C. возбуждаемость D. проводиместь E.состояние обменных процессов
Эталоны ответов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
E D E C C E E D C B
Ситуационные задачи. Задача 1 Ребенок 3-х лет две недели назад болел ОРВИ. Лечился амбулаторно, отмечалась положительная динамика. Но, 3 дня тому назад состояние ребенка ухудшилось, появилась слабость, слабость, плохой аппетит. При осмотре: кожа бледная, периоральний цианоз. ЧСС – 145 за мин., ЧД – 42 за мин. Перкуторно левая граница сердца определяется на 3 см наружу от срединно-ключичной линии. Аускультативно над легкими влажные мелкопузырчатые хрипы, тона сердца послаблены, систолической шум на верхушке и в 5 точке, мягкий по тембру. Печень пальпируется на 1,5 см ниже реберной дуги. На ЕКГ: синусовая тахикардия, снижение сократительной способности миокарду. Определите патологический синдром. Задача 2 При осмотре ребенка 7 лет врач выявил такие изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тона сердца громкие, ритмические, ЧСС – 90 за мин., на верхушке и в 5 точке выслушивается короткий систолической шум, мягкий по тембру, который увеличивается в горизонтальном положении и после нагрузки. Мальчик часто болеет респираторными заболеваниями, наблюдается Лор-врачом по поводу хронического субкомпенсованого тонзиллита. Какую патологию сердечно-сосудистой системы можно предположить? Как расценить аускультативные изменения? Задача 3 Девочка 13 лет обратилась к врачу с жалобами на частую головную боль, быструю утомляемость. При обследовании: пульс 104 за мин., ритмичний, полный, твердый. АД – 130/ 90 мм рт. ст. Верхушечный толчок определяется в 5 межреберьи по срединно-ключичной линии, резистентный. Аускультативно: тона громкие, ритмические. Определите патологичний синдром.
Эталоны ответов: Задача 1 У ребенка наблюдаются симптомы миокардита, ССН за левожелудочковым типом 2Б ст. Задача 2 У ребенка врач виявил функциональный шум на фоне тонзилогенной миокардиодистрофии. Задача 3 У девочки наблюдаются симптомы сосудистой вегетодистонии за гипертензивным типом. Технические средства и материальное обеспечение занятия: 1) Таблицы: “Врожденные недостатки сердца” (нарушение гемодинамики). 2) Схемы: а) Врожденные недостатки сердца б) Симптомокомплекс прирожденных недостатков сердца в) Симптомокомплекс миокардита. 3) Набор тестовых задач входного контроля (10 экземпляров). а) Набор ситуационных задач (10 экземпляров). б) Методические разработки: “Сердечно-сосудистая недостаточность”. в) Муляжи для отработки приемов неотложной помощи догоспитального этапа при внезапном прекращении сердечной деятельности.
Источники информации. Основные: Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К., 1999. - С. 358-386. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - С-Пб.: Фолиант, 2001. - С.397-424; 456-475. Т.В.Капитан Пропедевтика детских болезней. - Винница, 2003. - С.466-468; 480-488; 498-507.
Добавочные: Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми / за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев: “Знание Украины”, 2002. - С.99-122; 221-224. Основные патологические синдромы заболеваний детского возраста: Навчал. пособие. - Д.: АРТ-ПРЕСС, 2003. - С.40-56. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. - Киев: “Здоровье”, 1984. - С.37-61. Медицина детства / за ред. П.С.Мощича. - Киев: “Здоровье”, 1994. - Т.1. - С.217-221. Шабалов Н.П. Детские болезни. - С.-Петербург, 2000. - С.199-306. Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. - К., 1998. - С.73-106. Программа самоподготовки студентов к теме: 1. Выучить основные признаки поражений сердечно-сосудистой системы и знать симптомы врожденных и приобретенных заболеваний серца и сосудов у детей. 2. Уметь вести наблюдение за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями: подсчитать пульс, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания и измерить артериальное давление. 3. Уметь предоставить неотложную помощь при острой сосудистой и сердечной недостаточности, внезапном прекращении сердечной деятельности. 4. Обратить внимание на основные элементы ухода за детьми с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
Конкретные цели: • Собирать анамнез у больного с болезнью пищеварительной системы. • Проводить объективное исследование органов пищеварения у ребенка, • Интерпретировать полученные данные. • Анализировать основные синдромы поражения травной системы у детей. • Назначать лабораторно-инструментальные методы исследования пищеварительной системы у детей. Тема 10. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей, методика исследования. Тема практического занятия: Анатомо-физиологические особенности и методика клинического обследования органов пищеварения (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Место: учебная комната в гастроэнтерологическом отделении. Профессиональная ориентация студентов. В последние годы наблюдается роста патологии органов пищеварения у детей и подростков. Органы пищеварения ребенка имеют ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененные результаты клинического обследования и поставленный клинический диагноз. Знание анатомо-физиологических особенностей травной системы дают возможность организовать рациональный пищевой режим и уход за ребенком. В работе врача важное значение имеют практические привычки с методики обследования травной системы. Распознавание основных симптомов поражения обеспечивает раннюю диагностику патологии травного канала и позволяет выбрать диагностические алгоритмы. Постановка клинического диагноза базируется на основе четкого знания симптоматики поражений травной системы, которая имеет значение для своевременного начала лечения. Базовый уровень знаний и умений:
№
Дисциплина
Знать
1.
2.
3.
4. Анатомия
Нормальная физиология
Гистология
Патологическая физиология Развитие органов пищеварения человека во внутриутробном периоде. Анатомическое строение травной системы. Регуляция и функционирования травной системы детей разного возраста. Пищеварение и всасывание в разных отделах желудочно-кишечного тракта. Моторная и евакуаторна функция органов пищеварения. Гистологические особенности строения органов пищеварения в разные возрастные периоды детства. Основные компенсаторные и адаптационные механизмы травной системы. Патологическая физиология билирубинового обмена. Патология пищеварения
План проведения занятия
№ | Объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности. Проверка присутствующих. | 5
| |
2. | Входной тестовый контроль знаний | 15 | |
3. | Демонстрация методики обследования травной системы у детей. | 15 | |
4. | Распределение больных для СРС. | 5 | |
5. | Самостоятельная работа с больными. | 25 | |
6. | Обход и разбор больных | 20 | |
7. | Оформление протоколов по результатам курирования больных. | 15 | |
8. | Решение клинических ситуационных задач. | 10 | |
9.
| Итоги и конечная оценка знаний и умений студентов и задача к самостоятельной подготовке к следующего занятию. | 10 | |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
1) Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей разного возраста и их клиническое значение.
2) Методика клинического обследования больного с патологией органов пищеварения:
а) опрашивание;
б) особенности осмотра: положение в кровати, осмотр ротовой полости, кожи, осмотр живота, участки анального отверстия, испражнений;
в) поверхностная и глубокая методическая пальпация кишечника, желудка, печени, поджелудочной железы;
г) болевые зоны и точки поджелудочной железы;
д) симптомы при холецистопатиях у детей;
е) особенности перкуссии, определение границ печени за Курловым;
ж) особенности аускультации кишечника.
Методика проведения практического занятия:
После проверки присутствующих и объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.
Теоретический разбор материала.
В палате отделения преподаватель демонстрирует методику клинического обследования больного с патологией травной системы.
Преподаватель распределяет больных для самостоятельного обследования, дает задание.
№
|
Задача |
Указания преподавателя студентам |
Примечание |
1.
2.
| Собрать анамнез у больного с патологией пищеварительной системы.
Провести объективное обследование пищеварительной системы.
| Алгоритм сбора анамнеза
а) начало заболевания; б) первые клинические симптомы; в) проводилось ли лечение, которыми препаратами? г) динамика заболевания д) жалобы больного моментом курирования
а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в период новорожденности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) наличие аллергических реакций; е) наследственность больного.
Алгоритм практической работы студента 1) осмотр больного: положение в кровати, осмотр ротовой полости, осмотр живота; 2) поверхностная и глубокая методическая пальпация кишечника, желудка, печени, поджелудочной железы; 3) болевые зоны и точки поджелудочной железы; 4) симптомы при холецистопатиях у детей; 5)перкуссия, определение границ печени за Курловым; 6)аускультация кишечника.
| Необходимо задавать вопрос, которые касаются травной системы.
Необходимо указать факторы риска развития заболевания травной системы.
Обследование больного проводить с учетом возрастных особенностей ребенка.
|
Преподаватель проводит разбор больных
Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.
9) Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля
Тестовые задачи
1.Какой объем желудка имеет ребенок возрастом 12 месяцев?
A.80-100 мл.
B.300 мл.
C.500 мл.
D.800 мл.
E.700 мл.
2.Соотношение между длиной кишечника и тела у новорожденных:
A. 2:1
B.5,4:1
C.1:1
D.8,3:1
E.3:1
3.Печень может выступать из-под края реберной дуги на 1-2 см у детей:
A.до 1-2 лет
B.до 10 лет
C.до 5-7 лет
D.до 2-3 лет
E.до 12 лет
4.Какие особенности процессов всасывания у детей раннего возраста в тонком отделе кишечника?
A.всасывается вода, витамины, минеральные вещества
B.всасывается незначительное количество соли, воды, глюкозы
C.всасываются витамины и глюкоза
D.всасываются продукты гидролиза белков, жиров, углеводов
E.всасывается только вода и минеральные вещества
5.Какие особенности микрофлоры кишечника у новорожденных?
A.доминирует кишечная палочка
B.доминирует кокковая флора
C.доминируют лактобактерии
D.доминирует грибковая флора
E.доминирует бифидумфлора
6.Причины срыгивания у здоровых новорожденных:
A.Горизонтальное положение желудка
B.Недостаточное развитие кардиального отдела
C.Аэрофагия
D.Все перечисленное в пп. А і В
E.Все перечисленное в пп.. А, В, С.
7. Причины развития инвагинации кишок у детей следующие, кроме:
A.Большая длина кишечника
B.Большая подвижность кишок
C.Наличие анти- перистальтических движений
D.Большая длина сальника
E.Ретроцекальне расположение аппендикса
8.Во время поверхностной пальпации живота выясняют такие симптомы, кроме:
A.Напряжение мышц передней брюшной стенки
B.Расхождение прямых мышц живота
C.Наличие грыжи
D.Увеличенная подвижность кишок
E.Гипотония мышц брюшного пресса
9.Точка Мейо-Робсона – это:
A.Точка желчного пузыря
B.Точка тела поджелудочной железы
C.Точка хвоста поджелудочной железы
D.Точка выводного протока поджелудочной железы
E.Болевая точка аппендикса
10.При холецистопатиях у детей положительны следующие симптомы:
A.Кача
B.Ортнера
C.Ровсинга
D.Керте
E.Все перечисленные
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
B | D | C | D | E | Е | Е | D | C | B |
Ситуационные клинические задачи
1.Ребенку 1 месяц. Периодически после кормления отмечаются срыгивания небольшим количеством пищи. Находится на грудном выкармливании. В массе тела приобрел 650 г за первый месяц. Какие возможные причины срыгивания? Какие меры необходимы для предупреждения срыгивания у этого ребенка?
2. Мать ребенка 3 месяцев обратилась к педиатру с жалобами на повышенное слюнотечение у ребенка. Зубов нет. Какие причины привели к возникновению данного симптома?
3. Во время физикального обследования ребенка возрастом 8 месяцев участковый педиатр выяявил, что пальпаторно и перкуторно нижний край печени ребенка выступает из-под подреберья на 3 см, эластичной консистенции, безболезненный, тучный, закругленный. Какой должна быть тактика врача?
Эталоны ответов
Анатомо-физиологические особенности - недостаточное развитие кардиального сфинктера желудка, аерофагия. Продолжительность кормления не больше 20 минут, после кормления необходимо подержать ребенка вертикально 5-7 минут, чтобы из желудка вышел воздух.
У ребенка физиологическое слюнотечение, обусловленное открытиям протоков слюнных желез, раздражением тройничного нерва зубами, которые начнут прорезываться с 6 месяцев и неспособностью детей глотать слюну.
3. В данном случае имеет место физиологическая норма
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
Таблицы:
а) “Объем желудка у детей разного возраста”;
б) “Границы печени по Курлову”;
в)”Симптомы при холецистопатиях у детей”.
Схемы:
а) “Распределение живота на участки”;
б) “Болевые зоны и точки поджелудочной железы”;
в) “Анатомия желудка и пищевода”;
г) “Анатомическое строение кишечника”.
Методические разработки:
“Методика клинического обследования ребенка”
Источники информации.
Основные:
Чебатарёва В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К., 1999. - С. 189-192, 387-405.
Практикум по пропедевтической педиатрии с уходом за детьми/ Под ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев,2002. - С.128-152, 224-229, 331-332.
Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. - С-Петербург, 2001 – С.482-536.
Пропедевтика детских болезней / под ред. А.А.Баранова. - М.: Медицина, 1998. - С.210-237.
Дополнительно:
Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. - Киев: “Здоровье”, 1984. - С.148-223.
Медицина детства / за ред. П.С.Мощича. - Киев: “Здоровье”, 1994. - Т.1. - С.232-235.
Особенности и семиотика заболеваний детского возраста/ Под ред. І.С.Сміяна, В.Г.Майданника. - Тернополь-Киев, 1999. - С.79-86.
Программа самоподготовки студентов к теме
Выучить приведенные теоретические вопросы (см. перечень источников информации)
Уметь проводить опрос и объективное обследование больной ребенка с поражением органов пищеварения, интерпретировать данные дополнительных методов исследования
Обратить внимание на анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: