Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
Конкретные цели:
• Собирать анамнез и выявить данные, которые указывают на изменения со стороны иммунной системы и системы крови у ребенка.
• Проводить объективное обследование иммунной системы и системы крови с учетом возрастных особенностей.
• Отличать клинические признаки иммунодефицитних состояний, анемии, выявлять руководящие синдромы.
• Интерпретировать результаты лабораторно-инструментальных методов исследования.
Тема 14. Анатомо-физиологические особенности системы крови, методика исследования, семиотика поражений. Анатомо-физиологические особенности иммунной системы, методика исследования, семиотика поражений.
Тема практического занятия: Особенности системы крови у детей разных возрастных групп. Методы клинико-лабораторного обследования детей с поражением системы крови. Клинико-гематологическая семиотика основных синдромов (анемический, гемолитический, геморагический и др.) и заболеваний системы крови у детей. Лабораторные методы исследования функционального состояния органов и систем детского организма. Правила и техника взятия материала для исследования. Методы диагностики иммунодефицитов у детей.
Место: учебная комната в соматическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост патологии крови у детей, особенно поражений периферической крови и лимфатической системы. Система крови ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оценены результаты исследования и поставлен клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения системы крови. Эти действия особенно важны для своевременного начала лечения.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1.
2.
3.
4. |
Анатомия
Нормальная физиология
Гистология
Патологическая физиология |
Развитие системы крови человека во внутриутробном периоде и в разные периоды детства. Характеристика элементов крови у детей. Знание физиологических изменений в системе крови у детей.
Гистологические особенности системы крови.
Основные принципы функционирования системы крови у детей. |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Тестовый контроль и его анализ. | 15 |
2. | Демонстрация методики клинического обследования больного с патологией системы крови у детей. | 20 |
3. | Самостоятельная работа студентов со здоровыми и больными детьми. Осмотр больных. Оформление протоколов осмотра больного с оценкой состояния системы крови и иммунной системы у детей и обоснования клинического синдрома. | 30 |
4.
| Обход детей, с которыми работали студенты. Разбор больных. Подпись протоколов. | 40 |
5. | Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов и задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | 15 |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
1) Анатомо-физиологические особенности системы крови у детей разного возраста и их клиническое значение.
2) Методика клинического обследования больного с патологией системы крови:
а) опрос
б) особенности осмотра: положение в кровати, цвет кожи и слизистых
оболочек; оценка придатков кожи, выявление деформации костей и
суставов; формы живота;
в) пальпация периферических лимфатических узлов;
г) пальпация селезенки;
д) пальпация печени;
є) проявление флюктуации в суставах;
ж) перкуссия по плоским и трубчатым костям.
3) Семиотика поражений системы крови:
а) анемический синдром;
б) симптоматика лейкоза;
в) симптоматика геморагического васкулита;
г) симптоматика тромбоцитопеничной пурпуры;
д) симптомы гемофилии.
4) Правила и техника взятия материала для исследований
5) Методы диагностики иммунодефицитов у детей
6) Оценка результатов лабораторных исследований.
Методика проведения практического занятия:
После проверки присутствующих и объявление темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный контроль знаний.
Анализ выполненных тестов и рассмотрение предположенных ошибок.
В палате отделения преподаватель демонстрирует методику клинического обследования больного с патологией системы крови.
Преподаватель распределяет больных для СРС, дает задание.
№ | Задача | Указания преподавателя студентам | Примечание |
1. | Собрать анамнез в больного с патоло- гией системы крови | Алгоритм сбора анамнеза 1.Анамнез болезни: а) начало заболевания; б) первые клинические сиптомы; в) проводилось ли лечение, какими препаратами; г) динамика заболевания; д) жалобы больного моментом курации; 2. Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в период новонародженности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) наличие аллергических реакций; е) наследственность больного. | Необходимо задавать вопросы, которые касаются системы крови
Необходимо указать факторы риска развития заболевания системы крови |
2. | Провести объективное обследование системы крови | Алгоритм практической работы студента
а) положение в кровати, физическое развитие больного; б) наличие изменений цвета кожи, сухость; в) наличие изменений слизистых оболочек; г) изменения в состоянии придатков кожи; д) наличие деформаций и других изменений в суставах.
Анализ результатов лабораторных методов исследования системы крови.
| Обследование больного проводить с учетом возрастных особенностей
|
3. | Сделать вывод о состоянии системы крови и иммунной системы у ребенка. Определить синдром поражения |
| Дать оценку выявленных изменений с учетом возрастных особенностей |
Студенты оформляют протокол обследования больного с оценкой состояния системы крови и иммунной системы, обосновывают патологический синдром.
Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.
Преподаватель подводит итог занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задание для самостоятельной подготовки для следующему занятия.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
1. Основной орган кровообразования в постнатальному периоде
A.селезенка
B.печень
C.лимфоидные скопление
D.костный мозг
E.ретикулоэндотелиальная система
2. Основной орган кровообразования с III по V месяц внутриутробного развития
A.селезенка
B.желточный мешок
C.печень и селезенка
D.костный мозг
E.лимфатические узлы
3. Показатели красной крови у новорожденных детей в первые часы после рождения:
A.Нв – 120 г/л, е-4,0 Т/л
B.Нв – 180 – 220 г/л, е - 5,4-7,2 Т/л
C.Нв – 110 г/л, е-3,0 Т/л
D.Нв – 80 г/л, е-2,7 Т/л
E.Нв – 260 г/л, е-9,1 Т/л
4. Количество лейкоцитов в периферической крови детей первых 5 дней жизни
A.15-20 Г/л
B.5-6 Г/л
C.8-10 Г/л
D.30-33 Г/л
E.3-4 Г/л
5. Лейкоцитарная формула новорожденных детей в возрасте 5-6 дней
A.нейтрофилы – 60, лимфоциты – 30 %
B.нейтрофилы – 26, лимфоциты – 60 %
C.нейтрофилы – 44, лимфоциты – 45 %
D.нейтрофилы – 36, лимфоциты – 51 %
E.нейтрофилы – 53, лимфоциты – 35 %
6. В неонатальном периоде КП составляет 0,9. Это имеет название:
A.гипохрония
B.нормохромия
C.гиперхромия
D.эритроцитоз
E.ретикулоцитоз
7. При острому лимфобластном лейкозе в периферической крови могут быть:
A.промиелоцити
B.сегментоядерные нейтрофилы
C.эзинофилы
D.миелобласты
E.юные нейтрофилы
8. Эозинофильний лейкоцитоз характерен, за исключением:
A.сепсиса
B.гельминтоза
C.отека Квинке
D.анафилактичного шока
E.сывороточной болезни
9. Гиперхромная анемия свидетельствует о:
A.острую постгеморагическая анемия
B.хроническую постгеморагическая анемию
C.приобретенную гемолитическую анемию
D.нарушение синтеза гемоглобина
E.макроцитоз
10. Причины появления гемолитических анемий, за исключением:
A.переливание групонесовместимой крови
B.наследству гемоглобинозе
C.малярия
D.дефицит витамина В12
E.значительные ожоги
11. Назовите ведущую триаду при гемолитической анемии:
A.бледность, зубная боль, повышение температуры тела
B.бледность, гепатоспленомегалия, желтая кожа
C.бледность, лихорадка, септические очаги
D.бледность, лихорадка, кровотечение
E.бледность, слабость, ошибочность вкуса
12. В реализации иммунного ответа функциональная роль У-Лимфоцитов прежде всего включает в себя:
A.активацию неспецифичных факторов защиты.
B.синтез антител превращения в плазматические клетки
C.уничтожение Т-Лимфоцитов
D.активацию макрофагов
E.активацию нейтрофилов
13. Которая субпопуляция Т-Лимфоцитов выполняет цитотоксичную функцию?
A.Т-Киллери
B.Т-Хелпери
C.Т-Супресори
D.Т-Эффектори
E.Т-Амплифайери
14. Главная функция иммунной системы:
A.изготовление специфических антител
B.изготовление противовирусного иммунитета
C.защита от инфекции
D.распознавание и уничтожение генетически чужих клеток
E.защита генетически инородных агентов
15. Которая с субпопуляций Т-Лимфоцитов в первую очередь реагирует на проникновение инородных агентов?
A.Т-Лимфоциты
B.Т-Лимфоциты супресори
C.Т-Лимфоциты хелпери
D.Т-Лимфоциты активные
E.Т-Лимфоциты киллери
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. |
D | C | B | D | C | B | E | A | E | D | B | B | A | E | C |
Ситуационные задачи.
Задача 1
Ребенок 5 лет заболел остро, утром мать увидела на туловище и конечностях багрово-синие пятна разных размеров ( от 0,5 до 3 см. в диаметре), появилось носовое кровотечение. Общее состояние страдает незначительно, температура тела нормальная. В периферической крови эр.- 3,3 • 1012/л, нв –118 г/л, ц.п. –0,8, лейк. –5,8 • 109/л, э.-21 об, п/ед. -4 , с/я – 44%, лимф. 46%, г.-4%, СОЕ – 6 мм/ч, ретикулоциты – 0,8%, тромбоциты 30 000 в 1 л. Определите клинико-гематологический синдром.
Задача 2
У ребенка 2-х лет отмечается бледность кожи и слизистых оболочек, дистрофия ногтей, волосы, анорексия, нарушение вкуса. В периферической крови: Эр.-2,8• 1012/л, Нв. –84 г/л, ц.п. – 0,56, лейк. – 6,2 • 109/л, еоз.- 3%, г.- 2%, с. 35 %, л.- 57%,
м – 3%, тромбоцитів – 220 000/л, ретикулоцитов – 1%, СОЕ – 4 мм/ч. Выясните клинико-гематологический синдром.
Задача 3
У ребенка 4 лет кожа имеет лимонный цвет, отмечаются слабость , аппетит, печень выходит из-за реберной дуги на 3 см., селезенка – на 5 см. В периферической крови: Эр. – 2,7 • 1012/л, Нв. – 82 г/л, ц.п. – 1,1, лейк. – 6,0 • 109/л, эоз. - 3%, г. – 3%, с. 40%, л. - 48%, г. –6%, СОЕ – 6 мм/г, ретикулоцити – 20%тромбоциты – 55‰. Выясните клинико-гематологический синдром.
Эталоны ответов:
Задача 1
Геморагический синдром
Задача 2
Анемический синдром
Задача 3
Гемолитический синдром (гемолитическая анемия)
Технические средства и материалы обеспечения занятия:
Таблицы:
“Внутриутробные этапы гемопоэза”
“Возрастные особенности гемопоэза у детей”
“Физиологические перекресты клеток белой крови у детей”
“Периферические лимфатические узлы”
Схемы:
“Показатели красной крови у детей разного возраста”
“Показатели белой крови у детей разного возраста”
Набор тестовых задач исходного контроля
Методические разработки :
а) Анатомо-физиологические особенности системы крови у детей”
б) “Миелограма здоровых детей разного возраста”
в) “Показатели периферической крови у детей разного возраста”
г) “Методика исследования системы крови у детей”
д) “Методика оценки общего анализа крови у детей”.
Источники информации.
Основные:
Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия – К., 1999 г. - с. 179-188, 428-439.
Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина. 1985г. - с.238-263.
Пропедевтика детских болезней / под ред. А.А.Баранова – М.: Медицина. 1998г. - с. 253-261.
Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми/ под. Редакцией В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев, “Украины”, 2002 г. – с. 166-183.
Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. - К., 1998г. - с.187 – 200.
Дополнительно:
Гематологические болезни в детей /под редакцией М.П.Павловой. - Минск: “Высшая школа”, 1996. - с.430.
Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми. /за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев. - «Знание Украины». - 2002. - с.166-184.
Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология. -М.:Мед. информ. Агенство, -2003.-604с.
Чернышева Л.І., Самарін Д.В. Первичные комбинированные иммунодефициты у детей.-Киев, 2004.-240 с.
Программа самоподготовки студентов к теме:
1. Изучать основной и дополнительный источники информации согласно к теме занятия.
2. Уметь провести методику исследования системы крови у детей: пальпация лимфатических узлов
3. Уметь выполнять уход за детьми с поражением системы крови.
4. Обратить внимание и выучить основные патологические синдромы поражений системы крови у детей.
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: