Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
Тема практического занятия: Искусственное вскармливание грудных детей. Классификация и характеристика молочных смесей для искусственного выкармливания грудных детей. Техника искусственного вскармливания и критерии оценки его эффективности.
Место: учебная комната в отделении для грудных детей.
Профессиональная ориентация студентов:
Рациональное питание в детском возрасте позволяет значительно улучшить показатели психомоторного и физического развития ребенка, снизить заболеваемость и смертность детей, добиться значительных успехов в воспитании здорового, гармонично развитого молодого поколения.
Вследствие нарушения вскармливания грудных детей снижается иммунологическая реактивность организма ребенка, которая приводит к возникновению частых ОРВИ, развиваются рахит, анемия, возникают заболевания желудка и кишечника, поражается сердечно-сосудистая и другие системы.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1. | Пропедевтика детских болезней | Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей разного возраста. Особенности естественного вскармливания грудных детей. |
2. | Нормальная физиология | Особенности питания человека в возрастном аспекте. |
3. | Патологическая физиология | Обмен белков, жиров, углеводов и липидов. Водно-минеральный обмен и его нарушение. |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время ( мин.) |
1. | Проверка присутствующих. | 5 |
2. | Входной контроль и его анализ. | 15 |
3. | Демонстрация сбора пищевого анамнеза, проведение оценки эффективности питания ребенка. | 15 |
4. | Демонстрация составления меню для ребенка, который находится на искусственном выкармливании. | 15 |
5. | Распределение грудных детей для СРС и их осмотр (сбор пищевого анамнеза и составление меню). | 15 |
6. | Оформление протоколов с составлением меню для грудного ребенка, который находится на искусственном вскармливании. | 15 |
7. | Разбор составленных меню. Подпись протоколов. | 20 |
8. | Исходный контроль знаний, решение клинических ситуационных задач. | 15 |
9. | Итоговая оценка знаний и умений студентов, задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | 5 |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
Особенности искусственного выкармливания:
а) определение искусственного выкармливания;
б) причины перевода ребенка на искусственное выкармливание;
в) состав коровьего молока.
Принципы искусственного выкармливания:
а) правила искусственного выкармливания;
б) режим кормления;
в) возможные ошибки при искусственном кормлении;
г) критерии оценки эффективности искусственного кормления;
д) требования к смесям.
Классификация и преимущества современных смесей. Показание к ним назначение.
Методика проведения практического занятия:
После проверки присутствующих и объявления темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.
Анализ выполненных тестов и рассмотрение предположенных ошибок.
В палате отделения преподаватель демонстрирует методику сбора пищевого анамнеза и оценку его эффективности.
Преподаватель демонстрирует правила составления меню для ребенка, который находится на искусственном вскармливании.
Преподаватель распределяет грудных детей для СРС, дает задание.
Студенты оформляют протоколы с составленным меню для грудного ребенка.
Преподаватель проводит разбор составленных меню. Подписывает протоколы.
Преподаватель проводит исходный контроль знаний по данной теме с использованием ситуационных клинических задач. Приложение №2 – набор ситуационных клинических задач.
Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
1.Искусственное вскармливание – это вскармливание детей первых 5-6 месяцев жизни искусственными молочными смесями при наличии грудного молока менее чем (в % от суточной потребности):
A.40
B.35
C.30
D.25
E.20
2.Для приготовления неадаптированных молочных смесей для разведения молока используют:
A.крахмал
B.чистую воду
C.овощные отвары
D.крупяной отвар
E.фруктовый отвар
3.Преимущества кислых смесей над сладкими все, кроме:
A.содействуют синтезу витаминов (особенно группы В)
B.содействуют нормальному развития флоры
C.стимулируют деятельность желудка и кишечника
D.облегчают переваривание белка
E.содействуют образованию коллоидного состояния молока
4.Особенности высокоадаптированных смесей, кроме:
A. сывороточного белка к казеину – 60: 40
B.сбалансированное содержимое всех витаминов
C.не вмещают полный комплекс ПНЖК
D.содержат биологически активные добавки
E.углеводы - лактоза
5.„Начальные” смеси назначают детям возрастом:
A.0-1 мес
B.0-4 мес
C.0-12 мес
D.4-12 мес
E.6-12 мес
6. Ребенок находится на искусственному вскармливании неадаптированной молочной смесью Б (гречка). До какого возраста назначается эта смесь:
А. до 2-й недели жизни
В. до 4- й недели жизни
С. до 2- го месяца жизни
D. до 4- го месяца жизни
Е. до 6- го месяца жизни
7. Ребенку 1мес. находится на искусственному вскармливании. Какая кратность кормления в сутки:
А. 12 раз
В. 10 раз
С. 7 раз
D. 6 раз
Е. 5 раз
8. Ребенку 15 дней. находится на искусственному вскармливании. Которой смесью лучше кормить ребенка:
А. Смесь А (гречка)
В. «Малыш»
С. Смесь В(гречка)
D. «Hiрр-1»
Е. Нофелан
9. Ребенку 1 мес. Страдает фенилкетонурией. Какой смесью лучше кормить ребенка:
А. Малютка
В. Малыш
С. Лофеналак
D. Нiрр-1
Е. Энфамил
10. Ребенку 7 мес. находится на искусственному вскармливании. Какой смесью лучше кормить ребенка:
А. Малютка
В. Малыш
С. Прет Нирр
D. Нирр-1
Е. Нирр-2
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
E | D | E | C | B | A | C | D | C | E |
Ситуационные задачи.
Задача 1
Ребенку 1 месяц, находится на искусственном вскармливании. Какой смесью лучше кормить ребенка? Какая кратность кормления в сутки?
Задача 2
Ребенку 1,5 мес. Масса при рождении 3500, находится на искусственном вскармливании. Какой смесью лучше кормить ребенка? Определить суточный объем, объем на 1 кормление.
Задача 3
Ребенку 3 мес, масса при рождении 3200, находится на искусственном вскармливании адаптированной смесью. Составить однодневное меню для ребенка. Определить потребности в белках, жирах, углеводах, ккал.
Эталоны ответов:
Задача 1
Высокоадаптированной смесью, такой как „Нірр-1”, „Нутрилон-1”, „NAN-1” и др. Кратность кормления 7 раз на время через 3 часа.
Задача 2
Определить массу в 1,5 міс.: m = 3500 + 600 + 400 = 4500
Суточный объем – 1,5 от m : v = 4500 : 5 = 900
V на 1 кормления – кормят 7 раз 900 : 7 = 145 мл.
Задача 3
1. Находим массу в 3 міс. Mg = 3200+ 600+800+800 = 5400
2. Суточный объем питания 1/6 от массы V= 5400:6=900
3. Объем на одно кормление 900 мл : 6 = 150 мл.
4. Потребность в белках, жирах, углеводах, ккал.:
БЫ = 2,5 г х 5,4 = 13,5г. В = 12 х 5,4 = 64,8 г.
ЖЕ =6,5 г х 5,4 = 35,1г. Ккал. =(120 ккал. +5%)х 5,4 = 677,7 ккал.
5. Меню на 1 день:
600 смесь „NAN-1” – 150 мл.
930 смесь „ NAN-1” – 150 мл.
1300 смесь „ NAN-1” – 150 мл.
1630 смесь „ NAN-1” – 150 мл.
2000 смесь „ NAN-1” – 150 мл.
2300 смесь „ NAN-1” – 150 мл.
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
Таблицы: а) “Классификация смесей для искусственного вскармливания”;
Набор тестовых задач для входного контроля (10 экземпляров).
3. Набор ситуационных задач (10 экземпляров).
4. Методические разработки.
Источники информации.
Основные:
Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К., 1999г. - С. 497-518.
Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми /за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев: “Знание Украины”, 2002. - С. 248-257.
Актуальные вопросы педиатрии / за ред.В.В.Бережного. - Киев, 2006.- С.28-37.
Дополнительно:
Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. - Санки-Петербург „Фолиант”, 2001г.- С.874-884.
Основы рационального вопрос детей /К.С.Ладодо, В.Д.Отт и др. – К.: “Здоровье”, 1987. - С. 256.
Смиян І.С. В рациональном питании детей к году – здоровье наций. - Тернополь, 1998. - 109с.
Смиян І.С., Слободчан Л.М. Питание и развитие ребенка. - К.: “Здоровье”, 1992. - 252с.
Диетэтика детского возраста / за ред. І.Л.Бабия, М.Л.Аряєва. - Одесса, 2002. - С.132-148.
Программа самоподготовки студентов к теме:
Подготовить таблицы на тему „Искусственное вскармливание”, в которых был бы отображен состав коровьего молока и основных наиболее распространенных смесей.
Составить несколько схем современного вскармливания грудных детей, которое находится на искусственном вскармливании.
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: