Цель изучения учебной дисциплины
Цель изучения пропедевтики педиатрии - конечные цели устанавливаются на основе ОПП подготовки врача по специальности согласно блока ее содержательного модуля (естественно-научная подготовка) и является основой для построения содержания учебной дисциплины. Описание целей сформулировано через навыки в виде целевых задач (действий). На основании конечных целей к каждому модулю или содержательному модулю сформулированные конкретные цели в виде определенных навыков (действий), целевых задач, которые обеспечивают достижение конечной цели изучения дисциплины.
Конечные цели дисциплины:
• Делать вывод о физическом и психомоторном развитии детей разного возраста.
• Проводить клиническое обследование и инструментальное исследование разных органов и систем у здоровых и больных детей.
• Анализировать возрастные особенности функций организма.
• Интерпретировать состояние систем организма ребенка.
• Рассчитывать и составлять суточный рацион питания для детей раннего возраста.
• Корректировать рацион питания детей старше одного года.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
№ з.г. | Тема практического занятия | Количество часов |
Модуль 1: Развитие ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. | ||
1. | Периоды детского возраста, их характеристика и особенности. (Содержание. мод.2, Тема 3) | 3 |
2. | Особенности периода новорожденности. (Тема 4) | 3 |
3,4. | Физическое развитие детей. (Содержание. мод.3, Темы 5,6) | 6 |
5. | Психомоторное развитие детей. ( Темы 7,8) | 3 |
6. | Методика клинического неврологического обследования детей. Семиотика основных заболеваний нервной системы у детей (гидроцефалия, менингит, энцефалит, детский церебральный паралич и др.). Особенности спинномозговой жидкости у детей и семиотика ее изменений при патологии ( при гнойных и серозных менингитах, гидроцефалии и др.). Уход за детьми с патологией нервной системы (Содержание. мод.4, Тема 1) | 3 |
7. | Методика исследования кожи и подкожной клетчатки. Семиотика поражений кожи и подкожной клетчатки. (Тема 2) | 3 |
8. | Методика исследования костной и мышечной систем. Семиотика поражений костной и мышечной систем. (Тема 3) | 3 |
9. | Методика клинического обследования органов дыхания у детей. (Тема 4, 5) | 3 |
10. | Семиотика поражений (кашель, одышка и др.) и основных заболеваний органов дыхания у детей. Синдромы дыхательных расстройств и дыхательной недостаточности, основные клинические проявления. (Тема 6) | 3 |
11. | Методика осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации сердечно-сосудистой системы у детей. Основные признаки поражения сердечно-сосудистой системы у детей (цианоз, брадикардия, тахикардия и др.). ( Темы 7, 8) | 3 |
12. | Семиотика прирожденных и приобретенных заболеваний сердца и сосудов у детей. Электрокардиография,фонокардиография, эхокардиография. (Тема 9) | 3 |
13. | Методика клинического обследования органов пищеварения (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). (Тема 10) | 3 |
14. | Семиотика поражений органов пищеварения и основных заболеваний у детей. Абдоминальный синдром. (Тема 11) | 3 |
15. | Методика обследования и семиотика наиболее распространенных заболеваний выделительной системы у детей. (Тема 12) | 3 |
16. | Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеин-, эритроцит-, лейкоцит- и цилиндрурия и др.). Синдром острой и хронической почечной недостаточности. Уход за больными с патологией выделительной системы. (Тема 12) | 3 |
17. | Методика обследования эндокринных желез. Семиотика синдромов гипер- и гипофункции отдельных эндокринных желез и заболеваний эндокринной системы у детей. (Тема 13) | 3 |
18. | Особенности системы крови у детей разных возрастных групп. Методы клинико-лабораторного обследования детей с поражением системы крови. Клинико-гематологическая семиотика основных синдромов (анемический, гемолитический, геморрагический и др.) и заболеваний системы крови у детей. (Тема 14) | 3
|
19. | Лабораторные методы исследования функционального состояния органов и систем детского организма. Правила и техника взятия материала для исследования. Методы диагностики иммунодефицитов у детей. | 2 |
20. | Самостоятельное обследование больных детей для написания истории болезни. | 3 |
21. | Обсуждение данных обследования для написания истории болезни. | 3 |
22. | Защита истории болезни. | 3 |
Модуль 2: Вскармливание детей | ||
23. | Грудное вскармливание грудных детей. Количественный и качественный состав материнского молока. (тема №1) | 3 |
24. | Методы расчетов суточного объема пищи и режима питания. (тема №1) | 3 |
25. | Подкармливание (прикорм). Суточная потребность ребенка в пищевых ингредиентах и энергии при грудном вскармливании. (тема №2) | 3 |
26. | Искусственное вскармливание грудных детей. Классификация и характеристика молочных смесей для искусственного вскармливания грудных детей. Гарантийное коровье молоко. Техника искусственного вскармливания и критерии оценки его эффективности. (тема №3) | 3 |
27. | Особенности прикорма при искусственном вскармливании. Суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при искусственном вскармливании. (тема №4) | 3 |
28. | Частично грудное вскармливание. Техника и правила докармливания. Молочные смеси, которые применяются для докармливания. Схемы частичного грудного вскармливания детей первого года жизни. (тема №5) | 3 |
29. | Прикорм и суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при частично грудном вскармливании. (тема №5) | 3 |
30. | Организация и принципы рационального питания здоровых детей, старше одного года. (тема №6) | 2 |
31. | Вскармливание новорожденных и недоношенных детей. | 2 |
32. | Лечебное питание больных детей. | 2 |
33. | Деловая игра с детской диетэтики. | 2 |
34. | Заключительный компьютерный тестовый контроль. | 3 |
35. | Итоговый модульный контроль. | 3 |
ВСЕГО: | 100 |
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: