Тема 4. Особенности периода новорожденности.
Тема практического занятия: Особенности периода новорожденности.
Место: учебная комната в детском отделении.
Профессиональная ориентация студентов:
Период новорожденности – самый важный критический этап в жизни ребенка, в течение которого происходит адаптация организма ребенка к условиям внеутробной жизни, а также существует высокий уровень заболеваемости и смертности. Эти показатели существенно выше за аналогичные по продолжительности периоды, на протяжении всей жизни человека.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1.
2.
3.
4. | Анатомия
Нормальная физиология Гистология
Патологическая физиология | Развитие органов и систем организма человека во внутриутробном периоде. Регуляция и функционирование органов и систем у новорожденных детей. Гистологические особенности строения органов у плода и новорожденных. Основные компенсаторные и адаптационные механизмы у новорожденных детей. |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1.
| Объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности. Проверка присутствующих. | 5
|
2. | Входной тестовый контроль знаний. | 15 |
3.
| Демонстрация методики обследования новорожденного ребенка. | 15
|
4. | Распределение больных для СРС. | 5 |
5. | Самостоятельная работа с больными. | 20 |
6. | Обход и разбор больных. | 20 |
7. | Оформление протоколов по результатам курирования больных. | 15 |
8. | Решение клинических ситуационных задач. | 15 |
9.
| Итоги и конечная оценка знаний и умений студентов и задача к самостоятельной подготовке к следующему занятию. | 10 |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
•Определение терминов “новорожденный ребенок”, “доношенный новорожденный”, “недоношенный новорожденный”.
•Понятие о зрелости и незрелости новорожденного ребенка.
•Понятие о недоношенности, основные анатомические, морфологические и функциональные признаки недоношенности.
•Физиологические и переходные состояния в период новорожденности:
а) транзиторная потеря массы тела
б) транзиторные нарушения теплового баланса
в) физиологическая гипербиллирубинемия и желтуха новорожденных
г) гормональные состояния
д) физиологические изменения кожи
є) транзиторные изменения выделительной системы
ж) транзиторные изменения системы крови
з) транзиторная диспепсия и дисбактериоз.
5. Первичный туалет новорожденного в родовом зале, последовательность действий и правила их выполнения.
6. Первичный патронаж новорожденного, задачи участкового врача-педиатра и обязанности детской медицинской сестры.
7. Уход за новорожденным ребенком в родильном доме и дома, правила, техника, предметы ухода, средства.
8. Методика обследования новорожденного, ее особенности.
9.Санитарно-гигиенический режим в отделениях новорожденных детских больниц и родильных домов.
Методика проведения занятия:
1. После проверки присутствующих и объявление темы занятия с указанием на ее
актуальность преподаватель проводит письменный тестовый входной контроль
знаний.
•Анализ выполненных тестов и рассмотрение допущенных ошибок.
•В палате отделения преподаватель демонстрирует методику обследования новорожденного ребенка.
•Преподаватель распределяет больных для курирования, дает задачу.
•Студенты оформляют протокол осмотра детей.
•Преподаватель проводит разбор больных с анализом заключений.
•Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.
•Преподаватель подводит итог занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
1. К рефлексам орального автоматизма относят :
A.рефлекс Моро
B.рефлекс Бабкина ( ладонно-ротовой)
C.рефлекс Кернига
D.орбикулопальпебральный
E.рефлекс Бабинского
2. К анатомическим признакам недоношенности можно отнести :
A.длинные конечности
B.короткое туловище
C.плохо выраженное лануго
D.длинная шея
E.низкое расположение пупочного кольца
3. Определите гестационный возраст ребенка, у которого пушковые волосы (lanugo) находятся в участке плечевого пояса на лопатках:
А. 28 недель
B. 30 недель
C. 34 недели
D. 36 недель
E. 38-40 недель
4. К переходным состояниям периода новорожденности принадлежит:
A. гипотония
B. срыгивание
C. гипотермия
D. гипорефлексия
E. гипертония
5. Сроки максимальной выраженности транзиторных состояний периода новорожденности:
A.первые часы после рождения
B.первая неделя жизни
C.вторая неделя жизни
D.первый месяц жизни
E.первые сутки жизни
6. Что не относится к переходным состояниям периода новорожденности?
A.изменения кожных покровов
B.изменения теплового баланса
C.половой криз
D.гипербиллирубинемия
E.гиперлипидемия
7. Что не относят к оценке состояния новорожденного по шкале Апгар?
A.цвет кожи
B.сердцебиение
C.дыхание
D.физическое развитие
E.мышечный тонус
8. Какой цвет кожи должен быть при оценке состояния кожи новорожденного по шкале Апгар в 1 балл?
A.розовый
B.бледный или цианозный
C.розового цвета с цианозными конечностями
D.цианозный
E.бледный
9. Что не относят к первичному туалету новорожденного?
A. отсасывание содержимого верхних дыхательных путей
B. перевязка пуповины
C. профилактика гонобленореи
D. обтирание ребенка стерильной пеленкой
E. уход за пупочным остатком
10. Укажите сроки интранатального периода.
A.с 8 до 28 часов
B.с момента рождения до 28 дня жизни
C.с начала родовой деятельности к рождению
D.с 28 по 40 недели внутриутробного развития
E.с момента рождения до 7 суток жизни
11.Кожные бороздки у новорожденного на подошвах занимают 2/3 стопы:
A. с 28 недели
B. с 30 недели
C. с 32-34 недели
D. с 37-38 недели
E. с 40 недели
12.Назовите главный критерий определения недоношенности:
A.функциональная незрелость
B. диспропорции тела
C. гестационный возраст ребенка
D. масса тела
E. покрытие тела пушковыми волосами
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. |
B | E | E | C | B | Е | D | С | E | С | D | C |
Ситуационные задачи.
Задача 1
Ребенок родился с массой тела 2400г, рост при рождении – 50 см., гестационный возраст – 39 недель. К какой группе детей – доношенных или недоношенных он принадлежит?
Задача 2
У новорожденного ребенка с гестационным возрастом 39 недель, массой 2600г, ростом – 48 см, при осмотре выявлено дряблое сосание, сонливость, вялость, тихий вопль, сниженную двигательную активность. К какой группе детей – доношенных или недоношенных, незрелых – принадлежит ребенок?
Задача 3
У доношенного новорожденного ребенка на 3 сутки жизни появилось возбуждение, шумный вопль, повысилась температура тела до 39,40С. О каком физиологическом состоянии прежде всего должен подумать врач-неонатолог?
Задача 4
У доношенного новорожденного мальчика на 4 день жизни появилось увеличение молочных желез, при пальпации на 6 день жизни с них выделяются капельки жидкости молочно-белого цвета. Общее состояние не затронуто. 1. Назовите это состояние новорожденного ребенка. 2. У каких новорожденных ( доношенных или недоношенных) такое состояние встречается чаще.
Задача 5
У новорожденного ребенка на 4 день жизни появились полиморфные эритематичные пятна в центре которых беловатые пузырьки, локализированные группами на груди, ягодицах, вокруг суставов. Общее состояние не затронуто. 1. Как называется эта сыпь у новорожденного? 2. Где не должны быть элементы сыпи? 3. С чем может быть связанно это состояние? 4. Что надо делать с новорожденным в этом состоянии?
Эталоны ответов:
Задача 1
Доношенный ребенок.
Задача 2
Доношенный незрелый ребенок.
Задача 3
Транзиторное изменение теплового баланса - физиологическая гипертермия.
Задача 4
1.Гормональный криз – огрубение молочных желез. 2.У доношенных детей.
Задача 5
1.Транзиторные изменения кожи – токсическая эритема. 2. На ладонях и стопах.
3.Аллергическое состояние. 4.Обычный гигиенический режим новорожденного. Элементы не нуждаются в обработке.
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
1.Методические разработки:“Методика клинического обследования ребенка”, “Основы наблюдения, уход и техника медицинских манипуляций в педиатрии”
2.Набор тестовых задач входного контроля (12 тестов).
3.Набор ситуационных клинических задач (5 задач).
Источники информации.
Основные:
Пропедевтическая педиатрия. - Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. – К., 1999. - С.116-129.
Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. - Винница, 2003. - С. 189-204.
Дополнительные:
Справочник неонатолога / под ред. В..Таболина, Н.П.Шабалова. - Л.Мед., 1984. - С. 4-14, 18-23, 76-78, 84-94.
Неонатология /под ред. В.В.Гаврилюка, К.А.Сотниковой. - Л. Мед., 1985. - С.13-15, 24-27, 35-39.
Руководство по неонатологии / под ред. Г.В.Яцик. - М., 1998.- С.4-23.
Программа самоподготовки:
1.Уметь оценивать общее состояние новорожденного ребенка, определять зрелость новорожденного, физиологические и переходные состояния периода новорожденности.
2. Понять различие между признаками доношенности и недоношенности
новорожденных.
3. Уметь осуществлять уход за новорожденным ребенком.
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: