Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
Тема практического занятия: Методика обследования эндокринных желез. Семиотика синдромов гипер- и гипофункции отдельных эндокринных желез и заболеваний эндокринной системы у детей.
Место: учебная комната в соматическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост эндокринной патологии детского возраста, особенно поражений щитовидной железы. Эндокринная система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оценены результаты исследования и поставлен клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения эндокринной системы. Эти действия особенно важны для своевременного начала лечения.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1.
2.
3.
4. | Анатомия
Нормальная физиология
Гистология
Патологическая физиология | Развитие эндокринной системы человека во внутриутробном периоде и в разные периоды детства. Характеристика гормонов эндокринных желез. Знание принципов действия гормонов на обмен веществ в организме. Гистологические особенности строения поджелудочной и щитовидной железы. Основные принципы регулирования продукции гормонов. |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Тестовый контроль с целью оценки исходного уровня знаний и его анализ. | 15 |
2. | Демонстрация методики клинического обследования с оценкой состояния эндокринной системы у детей. | 20 |
3.
| Распределение больных для СРС. Самостоятельная работа с больными. Оформление протоколов осмотра больного с оценкой состояния эндокринной системы и обоснованием клинического синдрома. | 30 |
4.
| Обход детей, с которыми работали студенты, разбор больных. Подпись протоколов. | 30 |
5.
| Исходный контроль знаний, решение клинических ситуационных задач. | 15 |
6.
| Итоги занятия и конечная оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему заняттю. Список литературы. | 10 |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей разного возраста и их клиническое значение.
Методика клинического обследования больного с патологией эндокринной системы:
а) опрос;
б) особенности осмотра: общий осмотр с оценкой физического развития, пропорциональности телосложения, состояние кожи, осмотр лица, осмотр шеи, осмотр грудной клетки, осмотр половых органов;
в) пальпация пульса и его характеристика;
г) пальпация щитовидной железы;
д) оценка полового развития: у девочек-оволосение подмышечной ямки, лобка, развитие молочных желез, характер менструальной функции; у мальчиков -- оволосение лица, подмышечной ямки, лобка; формирование кадыка, возрастные изменения голоса, размер полового члена, размер яичек;
е) определение артериального давления, возрастные нормативы;
3. Семиотика поражений эндокринной системы:
а). гипо- и гиперпродукция гормона росу
б). гипо- та гиперфункция щитовидной железы, врожденный гипотериоз;
в). сахарный диабет у детей; понятие о несахарном диабете;
г). синдром и болезнь Иценко-Кушинга, кушингоидний синдром, пубертатный гипоталамический синдром;
д). болезнь Адиссона;
е). врожденная дисфункция надпочечников – адреногенитальний синдром.
Методика проведения практического занятия:
Студенты отвечают письменно на тесты исходного контроля базовых знаний. Потом распределяются для выполнения практических работ, СРС с больными.
Студенты в палатах отделения проводят методику клинического обследования больного с патологией эндокринной системы.
В дальнейшем проводится разбор больных возле кровати или в учебной комнате.
Студенты оформляют протокол осмотра больного с оценкой состояния эндокринной системы. Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.
Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач и практических навыков.
Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задания.
1.Какой гормон определяет уровень метаболизма в организме?
A.АКТГ
B.тироксин
C.кортизол
D.ЛГ
E.ФСГ
2.Какой гормон стимулирует рост и функцию щитовидной железы?
A.СТГ
B.АКТГ
C.ТТГ
D.ЛГ
E.ФСГ
3.Какой гормон производится ß-клетками поджелудочной железы?
A.глюкагон
B.инсулин
C.соматостатин
D.тироксин
E.соматомедин
4.При нарушении секреции какого гормона развивается несахарный диабет?
A.ТТГ
B.АКТГ
C.АДГ
D.ФСГ
E.ЛГ
5.Поражение какой эндокринной железы приводит к развитию гигантизма?
A.поджелудочная железа
B.гипоталамус
C.гипофиз
D.половые железы
E.тимус
6. Какой гормон производится α-клетками поджелудочной железы?
A.глюкагон
B.инсулин
C.соматостатин
D.тироксин
E.соматомедин
7. Какой гормон производится γ-клетками поджелудочной железы?
А. глюкагон
В. инсулин
С. соматостатин
Д. тироксин
Е. соматомедин
8. При недостаточности синтеза гормона Т4 развивается:
A.гипертиреоз
B.гипопитуитаризм
C.гипотериоз
D.гипофизарний нанизм
E.гипокортицизм
9. Какие гормоны синтезируются задней частью гипофизу?
А. вазопресин, окситоцин
В. МСГ
С. СТГ, АКТГ
D. ТТГ, ФСГ
Е. АКТГ, СТГ, ФСГ
10. Какой гормон синтезируются средней частью гипофизу?
А. вазопресин, окситоцин
В. МСГ
C. СТГ, АКТГ
D. ТТГ, ФСГ
Е. АКТГ, СТГ, ФСГ
11.Недостаточность какого гормона приводит к развитию гипофизарного нанизма?
А. АКТГ
В. СТГ
С. ТТГ
D. ЛГ
Е. ФСГ
12. Какой гормон отвечает за развитие несахарного диабета?
А. АКТГ
В. СТГ
С. ТТГ
D. АДГ
Е. окситоцин
13. Механизм действия паратгормону?
А. усиливает всасывание кальция в кишечнике
В. уменьшает всасывание кальция в кишечнике
С. усиливает вывод кальция с мочой
D. уменьшает вымывание кальция из костей
Е. уменьшает вывод фосфора с мочой
14. Сколько стадий полового развития по Таннеру выделяют у девочек?
А. 2 стадтт
В. 7 стадий
С. 10 стадий
D. 5 стадий
Е. 4 стадии
15. Антагонистом инсулина есть:
А. ТТГ
В. андроген
С. кортизон
D. альдостерон
Е. глюкагон
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. |
В | С | В | С | С | А | С | С | А | В | В | D | А | D | Е |
Ситуационные задачи.
Задача 1
Мальчик 12 лет поступил на лечение в ендокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет, впервые выявленный. Который из перечисленных симптомов является решающим при постановке диагноза?
Задача 2
В эндокринологическом отделении находится на обследовании ребенок 11 месяцев, у которой отмечается общая заторможенность, вялость, адинамия, снижение аппетита, запоры. Кожа бледная, холодная на прикосновенье, тургор снижен. Отмечается задержка психо-моторного развития, низкий рост, непропорциональная телосложение. Которое из гормональных нарушений, возможно, послужило причиной развития заболевания у данного ребенка?
Задача 3
С рождения у ребенка отмечались следующие симптомы: более позднее отхождение мекония, увеличение живота, затяжная желтуха, послабление сосательного рефлекса, затрудненное носовое дыхание, сонливость, вялость, низкий тембр голоса во время вопля. Заподозренная эндокринная патология.
Определение которого из гормонов поможет в постановке диагноза?
Задача 4
К врачу обратились родители девочки 14 лет со следующими жалобами: за последние 6 месяцев девочка стала раздраженной, похудевшая, не смотря на повышенный аппетит. При осмотре отмечается гипергидроз кожи, повышение сухожильных рефлексов, тремор, пучеглазие, тахикардия, зоб. Определите анализ каких гормонов необходимо провести в данном случае?
Задача 5
Подросток 13 лет был осмотрен эндокринологом в школе. Выявлено увеличениеия щитовидной железы. Пальпаторно: определяется увеличение обеих частиц и перешейка. Положительный симптом глотка. Какая степень увеличенияия щитовидной железы имеет место у данного ребенка?
Задача 6
У ребенка возрастом 1 г. 2 мес. отмечается задержка физического и нервно-психического развития. Обращает на себя внимание диспропорциональность телосложения (большая голова, короткие конечности, широкая переносица). Уровень какого гормона в крови необходимо определить у данного ребенка для подтверждения клинического диагноза?
Эталоны ответов:
Задача 1
Гипергликемия
Задача 2
Гипотериоз
Задача 3
ТТГ
Задача 4
ТТГ, Т-3, Т-4
Задача 5
2 степень увеличения щитовидной железы
Задача 6
ТТГ
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
Таблицы:
а) “Индексы полового развития детей”
б) “Эндокринные железы и их гормоны”
Схемы:
а) Симптомы сахарного диабета
б) Симптомокомплекс гипофункции щитовидной железы
в) Причины низкого роста у ребенка
3) Набор тестовых задач исходного контроля (10 экземпляров).
4) Набор ситуационных клинических задач (10 экземпляров).
5) Методические разработки:
а) “Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей”
б) “Показатели артериального давления у детей разного возраста”.
в) “Методика исследования эндокринной системы”
г) “Синдромы в педиатрии”
Источники информации.
Основные:
Чебатарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К., 1999. - С. 162-170; 329-358.
Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина, 2000. - С.622-670.
Пропедевтика детских болезней / под ред. А.А.Баранова. - М.: Медицина, 1998. - С.304-314.
Практикум из пропедевтической педиатрии/ под ред.В.Г. Майданника, К.Д.Богача. - Киев: “Знание Украины”. -2002 .- С.197-205.
Дополнительно:
Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. - Киев: “Здоровье”, 1984. - С.37-61.
Медицина детства / за ред. П.С.Мощича. - Киев: “Здоровье”, 1994. - Т.1. - С.217-221.
Усов І.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. - Минск: “Белорусь”, 1984. - С. 19-25.
Усов І.Н., Чичко М.В., Астахова Л.Н. Практические навыки педиатра. - Минск: “Высшая школа”, 1983. - С. 22-35; 111-122.
Шабалов Н.П. Детские болезни. - С.-Петербург, 2000. - С.199-306.
Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. - К., 1998. - С.73-106.
Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми. /за ред.
В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев. - «Знание Украины». - 2002. - с. 184-194
Программа самоподготовки студентов к теме:
1. Изучить основные и дополнительные источники информации согласно к теме занятия.
2. Уметь провести методику исследования эндокринной системы у детей: осмотр, оценка физического и полового развития, пальпация щитовидной железы.
3. Уметь выполнять уход за детьми с поражением эндокринной системы.
4. Обратить внимание и выучить основные патологические синдромы поражений эндокринной системы у детей.
- Содержание
- Введение
- Цель изучения учебной дисциплины
- Тематический план самостоятельной работы студентов (срс)
- Модуль 1. Развитие ребенка Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 3. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
- Тема 4. Особенности периода новорожденности.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 6. Оценка физического развития детей.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей
- Тема 7. Психомоторное развитие детей.
- Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система у детей Кожа и подкожная основа у детей
- Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
- Костно-мышечная система у детей
- Тема 3. Анатомо-физиологические особенности, методика, семиотика костно-мышечной системы у детей.
- Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей
- Тема 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Тема 5. Методика исследования органов дыхания у детей.
- Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
- Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
- Содержательный модуль 7.Сердечно-Сосудистая система у детей
- Тема 7: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Тема 8: Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
- Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
- Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
- Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 10. Эндокринная система у детей.
- Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.
- Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и ее контроль
- Распределение баллов, присвоенных студентам
- Модуль 2. Кормление и питание детей раннего возраста Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 1. Грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 14. Грудное выкармливание грудных детей
- Тема 2. Грудное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 3. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей.
- Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное выкармливание грудных детей.
- Тема 5. Частичное грудное вскармливание грудных детей.
- Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старших одного года.
- Тема 6. Организация и принципы рационального питания детей старших одного года.
- Виды самостоятельной работы студентов (срс) и её контроль
- Распределение, присваеваемых студентам
- Перечень Вопросов для подготовки студентов к Итоговому модульному контролю Модуль 1: Развитие ребенка Содержательный модуль 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
- Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста.
- Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей.
- Модуль 1: Анатамо-физиологические особенности, методика обследования и семиотика заболеваний у детей Содержательный модуль 4. Нервная система у детей.
- Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа, лимфатические узлыи костно-мышечная система у детей.
- Содержательный модуль 12. Обмен веществ у детей
- Содержательный модуль 13. Написание истории болезни
- Модуль 2: Вскармливание и питанеи детей раннего возраста Содержательынй модуль 14. Грудное вскармливание новорожденных
- Содержательный модуль 15. Исксственное вскармливание детей и новорожденных
- Содержательный модуль 16. Частичное грудное вскармливание новорожденных
- Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
- Формы контроля
- Распределение итоговых баллов по дисциплине «пропедевтика педиатрии»
- Перечень учебно-методической литературы: