logo
metod2

Тема 13. Анатомо-физиологические особенности органов эндокринной системы, методика исследования, семиотика поражений.

Тема практического занятия: Методика обследования эндокринных желез. Семиотика синдромов гипер- и гипофункции отдельных эндокринных желез и заболеваний эндокринной системы у детей.

Место: учебная комната в соматическом отделении.

Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост эндокринной патологии детского возраста, особенно поражений щитовидной железы. Эндокринная система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оценены результаты исследования и поставлен клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения эндокринной системы. Эти действия особенно важны для своевременного начала лечения.

Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина

Знать

1.

2.

3.

4.

Анатомия

Нормальная физиология

Гистология

Патологическая физиология

Развитие эндокринной системы человека во внутриутробном периоде и в разные периоды детства.

Характеристика гормонов эндокринных желез. Знание принципов действия гормонов на обмен веществ в организме.

Гистологические особенности строения поджелудочной и щитовидной железы.

Основные принципы регулирования продукции гормонов.

План проведения занятия:

Элементы практического занятия

Время (мин.)

1.

Тестовый контроль с целью оценки исходного уровня знаний и его анализ.

15

2.

Демонстрация методики клинического обследования с оценкой состояния эндокринной системы у детей.

20

3.

Распределение больных для СРС. Самостоятельная работа с больными. Оформление протоколов осмотра больного с оценкой состояния эндокринной системы и обоснованием клинического синдрома.

30

4.

Обход детей, с которыми работали студенты, разбор больных. Подпись протоколов.

30

5.

Исходный контроль знаний, решение клинических ситуационных задач.

15

6.

Итоги занятия и конечная оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему заняттю. Список литературы.

10

ВМЕСТЕ:

120

Перечень теоретических вопросов:

а) опрос;

б) особенности осмотра: общий осмотр с оценкой физического развития, пропорциональности телосложения, состояние кожи, осмотр лица, осмотр шеи, осмотр грудной клетки, осмотр половых органов;

в) пальпация пульса и его характеристика;

г) пальпация щитовидной железы;

д) оценка полового развития: у девочек-оволосение подмышечной ямки, лобка, развитие молочных желез, характер менструальной функции; у мальчиков -- оволосение лица, подмышечной ямки, лобка; формирование кадыка, возрастные изменения голоса, размер полового члена, размер яичек;

е) определение артериального давления, возрастные нормативы;

3. Семиотика поражений эндокринной системы:

а). гипо- и гиперпродукция гормона росу

б). гипо- та гиперфункция щитовидной железы, врожденный гипотериоз;

в). сахарный диабет у детей; понятие о несахарном диабете;

г). синдром и болезнь Иценко-Кушинга, кушингоидний синдром, пубертатный гипоталамический синдром;

д). болезнь Адиссона;

е). врожденная дисфункция надпочечников – адреногенитальний синдром.

Методика проведения практического занятия:

Студенты оформляют протокол осмотра больного с оценкой состояния эндокринной системы. Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.

Формы и методы самоконтроля:

Тестовые задания.

1.Какой гормон определяет уровень метаболизма в организме?

A.АКТГ

B.тироксин

C.кортизол

D.ЛГ

E.ФСГ

2.Какой гормон стимулирует рост и функцию щитовидной железы?

A.СТГ

B.АКТГ

C.ТТГ

D.ЛГ

E.ФСГ

3.Какой гормон производится ß-клетками поджелудочной железы?

A.глюкагон

B.инсулин

C.соматостатин

D.тироксин

E.соматомедин

4.При нарушении секреции какого гормона развивается несахарный диабет?

A.ТТГ

B.АКТГ

C.АДГ

D.ФСГ

E.ЛГ

5.Поражение какой эндокринной железы приводит к развитию гигантизма?

A.поджелудочная железа

B.гипоталамус

C.гипофиз

D.половые железы

E.тимус

6. Какой гормон производится α-клетками поджелудочной железы?

A.глюкагон

B.инсулин

C.соматостатин

D.тироксин

E.соматомедин

7. Какой гормон производится γ-клетками поджелудочной железы?

А. глюкагон

В. инсулин

С. соматостатин

Д. тироксин

Е. соматомедин

8. При недостаточности синтеза гормона Т4 развивается:

A.гипертиреоз

B.гипопитуитаризм

C.гипотериоз

D.гипофизарний нанизм

E.гипокортицизм

9. Какие гормоны синтезируются задней частью гипофизу?

А. вазопресин, окситоцин

В. МСГ

С. СТГ, АКТГ

D. ТТГ, ФСГ

Е. АКТГ, СТГ, ФСГ

10. Какой гормон синтезируются средней частью гипофизу?

А. вазопресин, окситоцин

В. МСГ

C. СТГ, АКТГ

D. ТТГ, ФСГ

Е. АКТГ, СТГ, ФСГ

11.Недостаточность какого гормона приводит к развитию гипофизарного нанизма?

А. АКТГ

В. СТГ

С. ТТГ

D. ЛГ

Е. ФСГ

12. Какой гормон отвечает за развитие несахарного диабета?

А. АКТГ

В. СТГ

С. ТТГ

D. АДГ

Е. окситоцин

13. Механизм действия паратгормону?

А. усиливает всасывание кальция в кишечнике

В. уменьшает всасывание кальция в кишечнике

С. усиливает вывод кальция с мочой

D. уменьшает вымывание кальция из костей

Е. уменьшает вывод фосфора с мочой

14. Сколько стадий полового развития по Таннеру выделяют у девочек?

А. 2 стадтт

В. 7 стадий

С. 10 стадий

D. 5 стадий

Е. 4 стадии

15. Антагонистом инсулина есть:

А. ТТГ

В. андроген

С. кортизон

D. альдостерон

Е. глюкагон

Эталоны ответов:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

В

С

В

С

С

А

С

С

А

В

В

D

А

D

Е

Ситуационные задачи.

Задача 1

Мальчик 12 лет поступил на лечение в ендокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет, впервые выявленный. Который из перечисленных симптомов является решающим при постановке диагноза?

Задача 2

В эндокринологическом отделении находится на обследовании ребенок 11 месяцев, у которой отмечается общая заторможенность, вялость, адинамия, снижение аппетита, запоры. Кожа бледная, холодная на прикосновенье, тургор снижен. Отмечается задержка психо-моторного развития, низкий рост, непропорциональная телосложение. Которое из гормональных нарушений, возможно, послужило причиной развития заболевания у данного ребенка?

Задача 3

С рождения у ребенка отмечались следующие симптомы: более позднее отхождение мекония, увеличение живота, затяжная желтуха, послабление сосательного рефлекса, затрудненное носовое дыхание, сонливость, вялость, низкий тембр голоса во время вопля. Заподозренная эндокринная патология.

Определение которого из гормонов поможет в постановке диагноза?

Задача 4

К врачу обратились родители девочки 14 лет со следующими жалобами: за последние 6 месяцев девочка стала раздраженной, похудевшая, не смотря на повышенный аппетит. При осмотре отмечается гипергидроз кожи, повышение сухожильных рефлексов, тремор, пучеглазие, тахикардия, зоб. Определите анализ каких гормонов необходимо провести в данном случае?

Задача 5

Подросток 13 лет был осмотрен эндокринологом в школе. Выявлено увеличениеия щитовидной железы. Пальпаторно: определяется увеличение обеих частиц и перешейка. Положительный симптом глотка. Какая степень увеличенияия щитовидной железы имеет место у данного ребенка?

Задача 6

У ребенка возрастом 1 г. 2 мес. отмечается задержка физического и нервно-психического развития. Обращает на себя внимание диспропорциональность телосложения (большая голова, короткие конечности, широкая переносица). Уровень какого гормона в крови необходимо определить у данного ребенка для подтверждения клинического диагноза?

Эталоны ответов:

Задача 1

Гипергликемия

Задача 2

Гипотериоз

Задача 3

ТТГ

Задача 4

ТТГ, Т-3, Т-4

Задача 5

2 степень увеличения щитовидной железы

Задача 6

ТТГ

Технические средства и материальное обеспечение занятия:

а) “Индексы полового развития детей”

б) “Эндокринные железы и их гормоны”

а) Симптомы сахарного диабета

б) Симптомокомплекс гипофункции щитовидной железы

в) Причины низкого роста у ребенка

3) Набор тестовых задач исходного контроля (10 экземпляров).

4) Набор ситуационных клинических задач (10 экземпляров).

5) Методические разработки:

а) “Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей”

б) “Показатели артериального давления у детей разного возраста”.

в) “Методика исследования эндокринной системы”

г) “Синдромы в педиатрии”

Источники информации.

Основные:

Дополнительно:

В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев. - «Знание Украины». - 2002. - с. 184-194

Программа самоподготовки студентов к теме:

1. Изучить основные и дополнительные источники информации согласно к теме занятия.

2. Уметь провести методику исследования эндокринной системы у детей: осмотр, оценка физического и полового развития, пальпация щитовидной железы.

3. Уметь выполнять уход за детьми с поражением эндокринной системы.

4. Обратить внимание и выучить основные патологические синдромы поражений эндокринной системы у детей.